Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PRINCIPLE OF RATIONAL USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, METHODS AND MEANS OF TRAINING AT VARIOUS STAGES OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS AND TECHNOLOGY

Vazieva A.R. 1, 2 Valieva R.Z. 1 Gatina A.R. 1
1 Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
2 Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML)
The analysis of possibilities of application of basic technologies, methods and means of education which are directly related to pedagogical skill and preparedness of the University teacher and his creative possibilities. Practical training is considered in the aspect of theoretical and methodological training provides the development of skills of theoretical and methodological knowledge and skills by engaging students in creative and technological activity. Indicated the importance of rational use of pedagogical technologies, contributing to such important objectives as: increased interest in academic disciplines, the effectiveness of the training, the acquisition of certain skills in a practical and communicative activities. These types of technologies, which are perhaps most effectively used in the teaching of both humanitarian and technical disciplines in educational process at training of future teachers of fine arts and technology related information, operational, emotional, and emotional, moral, heuristic, health.
information technology
operational technology
emotional-artistic and emotional-moral technologies
technologies of self-development
heuristic

Современная система высшего образования требует от выпускника, освоившего программу бакалавриата, определённой сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1]. Как будущие учителя изобразительного искусства и технологии, студенты должны обладать рядом компетенций в области педагогической, проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, которые будут отражать адекватность работы и поведения учителя в современном образовательном пространстве школы. Это отмечали и ряд исследователей, посвятивших свои работы профессиональной подготовке учителей по отдельным дисциплинам, в том числе в области искусства и технологии. Обосновывая педагогические условия успешной подготовки студентов, Б.В. Самсонов отмечал «адекватность структуры, содержания и технологии подготовки», а также «использование активных форм и методов в дидактической системе подготовки», в том числе и необходимость «разработки системы практической подготовки на основе решений творческих задач и выполнения разнообразных творческих проектов» [2, с. 15]. В свою очередь, анализируя современное состояние профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, Н.Б. Смирнова ещё в прошлом десятилетии отмечала важность «воплощения в реальную практику педагогического образования научных инноваций», в том числе «педагогических технологий обучения и воспитания» [3, с. 22].

Исходя из этого, отметим, что применение современных технологий, методов и средств обучения позволяет на качественно высоком уровне осуществлять подготовку будущих учителей по трём основным направлениям: теоретической, методической и практической. Поэтому рациональное применение современных технологий, методов и средств обучения выделено нами как один из основных принципов обучения в современной системе высшего образования.

Реализация педагогических технологий предусматривает определённую целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на совокупности содержания учебной дисциплины, методов и средств; учет таких структурных элементов, как цели и содержание обучения, педагогические средства, результат, контроль за познавательной деятельностью студента и т.д. Тем не менее необходимо учитывать современные разработки педагогов, успешно реализующих различные педагогические технологии и в гуманитарных дисциплинах, в том числе и в рамках образовательной области «Искусство».

Существует множество технологий и методов обучения в высшей школе. Преподаватель должен определить их педагогическую целесообразность, оптимальное количество и уметь их разнообразить. Это позволит использовать в процессе усвоения знаний и умений все виды чувственного восприятия: и зрительное, и слуховое, и тактильное. При выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать их зависимость от дидактических целей и задач учебного занятия, от характера той или иной части его содержания. Необходимо принимать во внимание уровень развития и знания обучаемых, основные методы преподавания изобразительного искусства и технологии, а также условия, в которых находится высшее учебное заведение или кафедра, их материально-техническое обеспечение.

Также выбор определённых базовых технологий, методов и средств обучения напрямую связан с педагогическим мастерством и подготовленностью преподавателя, зависит от его творческих возможностей. Тем более, что одна и та же технология, применяемая разными преподавателями может преподноситься ими по-разному, соответственно, и результаты будут также отличаться. Грамотное использование той или иной технологии предусматривает тщательную отработку основных этапов педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и образовательной среды, в которой осуществляется педагогическая деятельность.

Наиболее рациональными методами, с нашей точки зрения, в теоретической подготовке будущих учителей изобразительного искусства и технологии можно назвать методы, активизирующие учебную деятельность студентов, в процессе которой происходит формирование как творческих, так и коммуникативных качеств личности [4]. Замена традиционных лекционных форм наиболее современными интерактивными формами получения знаний и умений позволит сформировать системное и критическое мышление как одно из универсальных компетенций бакалавра. К таким формам мы отнесли лекции с разбором различных кейсов с ситуативными задачами; дискуссий по разбору ошибок, которые заранее были запланированы на лекции; пресс-конференции и др.

Например, техника обучения с применением различных кейсов заключается в анализе ситуации, разборе сути проблемы с предложениями возможных решений и выборе лучших из них. Кейсы должны базироваться на реальном фактическом материале или же должны быть приближены к реальной ситуации. Мини-кейсы или сжатые кейсы (1–2 страницы, 2 абзаца) могут использоваться в качестве иллюстрации к теории и содержать вопросы, которые требуют ответа в обсуждении. Основной задачей преподавателя в такой форме обучения является погружение обучающихся в их профессиональные проблемы. В отличие от традиционного обучения акцент переносится не на овладение готовыми знаниями, а на его выработку и сотворчество, где главным результатом становятся навыки профессиональной деятельности.

Например, в методике преподавания технологии в качестве определённой ситуации можно продемонстрировать короткий фрагмент видеозаписи различных проблемных ситуаций, возникающих в практической деятельности обучающихся среднего звена на уроках технологии, к примеру, при изучении технологии обработки швейных изделий или пищевых продуктов. Тем самым поиск путей разрешения данных ситуаций, возникающих на уроках, способствует, прежде всего, овладению обучающимися профессиональными компетенциями и накоплению опыта профессиональной деятельности с возможностью использовать нетрадиционные пути и нестандартные решения.

Большую эмоциональную активность у обучающихся вызывают «лекции с ошибками», которые формируют у них теоретическое мышление. В разработке фонда оценочных средств по данной форме занятия преподаватель заранее составляет примерный перечень вопросов для обсуждения, определяя знание основных понятий и представлений. Важным условием здесь является система обратной связи между обучающимся и преподавателем, а также степень активизации познавательной деятельности студентов.

Практическая подготовка обучающихся предусматривает развитие теоретических и методических знаний, вовлечение студентов в художественно-творческую и технологическую деятельность, для чего необходимо:

– вовлечение студентов в художественно-творческую и проектно-технологическую деятельность;

– формирование навыков практического проектирования в данных областях.

Использование технологии кооперативного обучения предполагает интерактивное групповое обучение, где студенты сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей, работы с другими точками зрения и аргументации своих высказываний. Одним из методов данной технологии является метод «пазла» или «мозаики», когда обучающиеся перед рассмотрением новой темы объединяются в микрогруппы для решения задачи-проблемы по какому-либо аспекту. В качестве примера приведём такую практическую работу студентов, как изучение технологии конструирования современного урока технологии или изобразительного искусства в рамках дисциплин «Теория и методика преподавания технологии» и «Теория и методика изучения изобразительного искусства», где предполагается разработка технологической карты урока с использованием технологии развития критического мышления или технологии решения исследовательских задач в обучении. С этой целью необходимо разработать три модуля: этапы изучения нового материала, закрепления материала и контроля в любой форме. На начальном этапе в каждой микро-группе формируются общие поверхностные взгляды и предположения по решению задачи. На втором этапе выбирается эксперт от каждой группы (обычно преподавателем), который в дальнейшем будет преподносить свои знания и умения другим членам группы по рассматриваемой проблеме. На третьем этапе происходит объединение экспертов в отдельные микро-группы и обмен мнениями по рассматриваемым вопросам. На последнем этапе эксперты возвращаются в свои группы и передают усвоенный учебный материал на должном уровне другим членам микрогруппы. Применение технологии кооперативного обучения предполагает предоставление обучающимся информации о целях и задачах работы, какие педагогические технологии, средства и дополнительные сервисы следует использовать для обеспечения решения поставленных задач. В том числе рекомендуется использование необходимых электронных образовательных ресурсов (презентаций, видеоуроков, инструкций) и инструментов, позволяющих изучить процесс внедрения предполагаемых педагогических технологий в учебный процесс школьного урока. Итоговая работа может быть оформлена в виде технологической карты урока и кластера.

Возможность практического применения теоретических знаний также реализуется в междисциплинарных, проблемных, тематических, ориентационных и системных учебных семинарах; дискуссиях («круглых столах»), где студенты овладевают педагогическими технологиями, методами, приёмами, средствами обучения и диагностическим инструментарием для оценки умений у обучающихся школ. Практическая подготовка бакалавров предусматривает формирование у них определённой системы методических умений в организации педагогического процесса на уроках изобразительного искусства и технологии.

Таким образом, совершенствование качества современной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства и технологии напрямую зависит от грамотного выбора методов и средств обучения, форм проведения практических и теоретических занятий, в которых в полной мере реализуются современные дидактические задачи.

Кроме того, будущий учитель изобразительного искусства и технологии должен обладать определёнными специфическими умениями и навыками:

– умения по художественному проектированию в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и технологии;

– владение определёнными приёмами работы по выполнению живописных, графических произведений и декоративно-прикладных изделий;

– владение технологиями обработки различных материалов, швейных изделий и пищевых продуктов;

– наличие навыков по применению их в самостоятельной художественно-творческой деятельности;

– умение изготавливать необходимые наглядные пособия;

– умение вести внеурочную деятельность (кружки, факультативы, конкурсы, экскурсии и т.д.);

– умение руководить научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, в том числе с использованием регионального компонента.

Следует отметить, что «методическая система» как более традиционное понятие не предполагает обязательную системность или структурированность в отличие от «педагогической технологии», однако познание студентами возможностей отдельных приёмов методики для развития личности школьника является главным звеном на пути к освоению более высокой ступени педагогического мастерства – осознанного и системного практического применения различных видов современных технологий. Таким образом, методика в данном случае будет являться тем средством, при помощи которого возможно реализовать и алгоритмически построить на практике ту или иную педагогическую технологию.

Применяя определённую совокупность методов в рамках конкретной педагогической технологии, мы решаем ряд таких важных задач, как повышение интереса к учебным занятиям (мотивации), результативности обучения, освоение навыков практической и коммуникативной деятельности.

Из всей системы классификации педагогических технологий, предложенных К.Г. Селевко, выделим виды технологий, отличающиеся «по целевой ориентации на сферы и структуры личности человека» [5, с. 17]. В данную группу вошли информационные технологии, направленные на «формирование, знаний, умений, навыков по основам наук», операционные, «способствующие формированию способов умственных действий на осмысление, анализ, и синтез»; технологии, «формирующие эмоционально-нравственные и эмоционально-художественные сферы саморазвития»; а также эвристические, которые способствуют развитию сферы творческих способностей [5, с. 18]. Выделенные нами виды являются наиболее приемлемыми в преподавании как гуманитарных (изобразительное искусство), так и технических дисциплин (технология).

К примеру, использование теории операционных технологий в обучении, считаем, будет оправданным в формировании у студентов технологического типа мышления в процессе практической деятельности по созданию продуктов труда в процессе проектной деятельности. Акцентируя внимание обучающихся на технологическом прогрессе в современном мире, который определяется многочисленными новинками, появившимися в результате создания новых материалов и способов изготовления продукции и появления различных научных открытий (например, в генной инженерии), возможно сформировать такую категорию универсальных компетенций, как системное и критическое мышление об общем представлении понятия «технология». Тем самым профессиональная готовность студентов в системе общего образования будет протекать наиболее эффективно при осознанном понимании различных технологических систем.

Использование данных видов технологий на уроках изобразительного искусства и технологии является вполне оправданным, так как они имеют своей целью в первую очередь свободное и творческое развитие школьника как субъекта деятельности. Личностно-центрированные технологии объединяют в себе проблемно-поисковые (исследовательские), коммуникативные, игровые (имитационное моделирование), психологические (самоопределенческие), деятельностные и рефлексивные виды. Подготовка студентов к использованию различных видов технологий в методике преподавания предмета реализуется в различных формах деятельности – деловых игр, конференций, диспутов и т.д.

Среди альтернативных технологий также выделим эвристическое обучение в развитии сферы творческих способностей студентов, необходимых в условиях новых образовательных стандартов в систему основного общего образования. Вскрытие индивидуальных резервов будущего специалиста, развитие его профессионального мышления, включающего и креативный компонент, является немаловажной задачей, так как в профессиональной педагогической сфере необходима личность, способная принимать обоснованное решение в нестандартных ситуациях и обладающая собственным компетентным мнением. В группу методов эвристического обучения студентов можно включить метод эвристических вопросов по обобщению информации и новых выводов; метод образного видения (словесное или графическое выражение образной формы продукта познания); эвристическое наблюдение (добывание знаний в реальности); гипотез, прогнозирования и т.д. В данном случае продуктами учебной деятельности студентов могут стать составленные таблицы, исследовательские проекты, мультимедийные презентации, роли в деловой игре и т.д. [6].

К выделенным А.В. Хуторским эвристическим заданиям когнитивного типа можно отнести и исследовательские проекты обучающихся в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и технологии, которые предполагают создание материализованных продуктов деятельности [7]. В процессе выполнения проекта изделия обучающиеся занимаются исследованием объекта изучения, изучают принципы и технологическую последовательность изготовления с последующим исполнением своей версии (авторского проекта). Задания креативного (творческого) типа включают предложения выполнить то, что уже известно, по своему видению, используя различные образные средства, и подготовить самооценку выполненной работы (качественную характеристику).

Развитие творческого, технологического мышления, а также формирование определённых умений и навыков во многом зависит от взаимоотношений вузовского преподавателя и студента в такой образовательной среде, которая будет отвечать духу современного образования, обращая внимание на технологический и концептуальный аспекты педагогической деятельности. Поэтому задачи развития творческой личности обучающегося сталкиваются с проблемой обоснованного выбора технологии с её целостной, интегральной системой и структурированностью педагогического процесса.

Таким образом, современная система высшего образования ставит обучающихся в активную профессионально-творческую позицию, чтобы использовать образовательные и педагогические технологии для достижения результатов обучения при реализации основных образовательных программ в средних учебных заведениях. В свою очередь, применение современных технологий в вузовской системе образования становится на первый план по решению проблем перехода к такому обучению, которое будет формировать не только общепрофессиональные и профессиональные, но и универсальные компетенции, отражающие всю структуру процесса обучения, в соответствии с образовательным стандартом – от постановки цели до получения конечного результата: сформированного специалиста, соответствующего определённому перечню свойств, заданных в профессиональном стандарте педагога [8].