Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE STUDY OF EDICATION PERSON IN THE ANCIENT WORLD

Dmitrieva D.I. 1, 2
1 Center of digital cultural heritage of indigenous peoples of the UNESCO Chair of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
2 State Budget Vocational Educational Institution The Republic of Sakha (Yakutia) Yakut College of Choreographic named Aksenia and Natalia Poselsky
The article examines the main issues of education the person in the Ancient world, where the main thing is the content and direction of development. Based on the works of famous philosophers and researchers and their work, attempt personality characteristics as a «higher spiritual beings», possessing knowledge of certain sciences, professional, active member of society, intellectual and esthete high moral consciousness. The main conclusion of the author – is an integrated approach in the formation, training and personal development in modern time. In conclusion, it can be determined that the formation of the individual in ancient times took place in conjunction with the natural light of the data and the individual. Therefore, at present it seems to be so important to use the achievements of the educational system of antiquity in the process of formation, education, upbringing and development of the individual.
philosophical and pedagogical thought
education
training
harmonious development
personality
age and individual characteristics

Взаимосвязь процессов образования личности понимали еще в древнее время, где в философии осознавали ее как «высшую духовную сущность». Это приобщение человека к активной духовной деятельности – преобразование мира и творение культуры, возвышающиеся над его личными интересами и потребностями. Деятельностному человеку присущи преданность Родине, чувство долга, развитие мышления (см. деятели-мыслители), совершение поступков общественного значения, нравственность и т.д.

В отечественной педагогической науке существует достаточное количество научных изысканий по изучению личности. Но малоизученными остаются вопросы анализа философско-педагогической мысли в Европе и России в ее историческом контексте, обусловленные развитием самой науки. Так как, только рассмотрев вопросы становления и развития личности в разные века, можно осмыслить современное состояние образования в целом, профессионального образования в частности. При этом учитываются научные исследования в области гуманитарных наук, а также тот богатый и ценный эмпирический опыт, на основе которых можно наметить перспективы и пути дальнейшего развития профессионального образования. В последнее десятилетие определена огромная роль подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного рынка труда и конкурентоспособных в мировом культурно-образовательном пространстве.

Можно отметить научные работы по образованию личности следующих современных исследователей – Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, В.И. Слободчиковой (воспитание личности), Н.В. Крыловой, И.Б. Шульгиной, В.А. Шаповалова (развитие культуры личности), Д.И. Фельдштейн, Е.Ф. Яковлевой, Л.И. Анцыферовой (психология развития личности), Р.М. Шамионова, М.Г. Андреевой, Б.Г. Ананьева (вопросы социализации личности) и др.

Известно, что процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга – «воспитывая обучаем» и «обучая воспитываем». Здесь нужно учесть и то, что в образовательном процессе происходит и развитие личности (ср. «обучая развиваем», «развивая обучаем»). Многие исследователи отделяют «умственное воспитание» от «умственного развития», «физическое воспитание» от «физического развития» и т.д.

В нашей работе мы придерживаемся определения личности как качества, приобретаемого индивидом в течение всей жизни и разных сторон ее деятельности [4], где главным является «природное начало». В наше время под «природосообразностью» в педагогике понимают врожденные способности и задатки человека, которые необходимо в зависимости от его индивидуальных особенностей применять в практической деятельности. В нем учитываются возрастные (дошкольники, школьники, студенты или младшие, средние, старшие классы в профессиональных хореографических учебных заведениях и т.д.), индивидуальные (мировоззрение, склад ума, темперамент, характер, сила воли и т.д.) и психологические (внимание, восприятие, ощущение, мышление, память и др.) особенности.

В нашей работе рассмотрены опубликованные работы философов Античного мира и исследователей их философских трудов Ф.Х. Кессиди, В.Ф. Асмус, В.С. Ахманова, С.Я. Лурье, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи и др.

Образование личности в Античности имело огромное значение. Предполагалось изучение воспитанником философии, истории, астрономии, геометрии, математики, литературы, риторики, политики, гимнастики, музыки, танца и рисования.

Человек должен был быть всесторонне развит. Особое внимание уделяли познанию эмпирического и логического, чувственного и рационального форм знаний. Но при этом понимали, что человек – это социальное существо, воспринималось единство человека и общества как одного целого. Все его деяния совершались «во благо общества» или «во благо государства».

Известный древнегреческий философ-материалист, автор работы по теории атомов Демокрит считал, что становление личности зависит от природы человека. Каждый человек – индивидуален. К вопросам воспитания он относил сам процесс обучения и выполнение определенных упражнений, которые достигались посредством слова, действий, убеждений, доводов и собственным трудом. Цель воспитания заключалась в достижении добродетели, а основой воспитания служила совесть. С ним тесно связан и процесс обучения, посредством которого происходит формирование (см. «преобразование» у Демокрита) человека в личность. «Природа и обучение сходны между собой, – считал он, – ведь учение также дает человеку новый облик, но, делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально. Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение. Ибо тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить втайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-либо неподобающее, все равно тайно или явно. Поэтому поступающий правильно, сознательно является человеком мужественным и в то же время здравомыслящим» [8].

Автор уделял значение «подлинному знанию», т.е. познанию через размышление и суждение об истине, а источником истины является мышление, опирающееся на чувственное восприятие [3], т.е. соотношение чувственного и логического. Философ, называл человека «малым миром», в котором отражается «большой мир вселенной» (ср. микрокосм и макрокосм).

Философ-идеалист Сократ считал целью воспитания познание самого себя и совершенствование нравственности в человеке. Он вел беседы по этим вопросам на площадях и в других общественных местах, побуждая тем самым своих слушателей посредством формы «вопрос > ответ» отыскивать самим «истину». Интересно, что в беседах имело значение – вдохновение. Также в философии Сократа особое место занимает «душа человека» как его сущности, поэтому нужно научить людей совершенствовать «душу» и стремиться к благу внутреннему. При этом он никогда не стремился тому, чтобы ученики стали похожими на него самого, не отделял их от их окружающей среды, определенных занятий, образа жизни, народных обычаев [6]. Своих учеников он учил вопросам политики и умению разбираться в ней, т.к. считал, что государством должны управлять знающие и умелые люди [6].

Итак, личность обладает высокими способностями – это быстрое и глубокое усвоение материала, проявление интереса к делу, владение знаниями, где значение имело умственное образование юношей (ср. понятийно-диалектический метод обучения).

Ученик Сократа – Ксенофонт, в своих работах изложил мысли об образовании и воспитании гражданина своей страны и государя-правителя. При этом в развитии личности огромное значение отводится риторике – знанию языка, совершенному владению речью и ведению спора, а также обладанию аналитическим умом, рассуждением и истолкованием. Автор высоко ценил в личности чувство справедливости и нравственность, где отметил уважение, правильное поведение, речь, благородные поступки, а также ее умственное развитие (умение анализировать, истолковывать, обсуждать и т.д.) [7].

Другой ученик Сократа – Платон утверждал, что воспитание должно быть организовано государством, поэтому он стремился объединить в единую систему черты спартанского и афинского воспитаний, существовавших в те давние времена. Главной задачей спартанского воспитания являлось физическое воспитание и развитие личности (в Спарте готовили воинов), с искусным владением разными видами оружий и правильным ведением поединков. А афинское воспитание – это воспитание гармонии души и тела, а также физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание (игра на музыкальном инструменте, пение и сочинение стихов). В этих школах дети воспитывались после 7 лет.

Философ считал, что воспитание – это есть формирование нравственности человека, помогающее ему стать достойным гражданином своего государства и овладение соответствующими этому определенными знаниями. Каждый человек имеет свое место в государстве и занимается тем, к чему наиболее способен. Еще он большое внимание уделял воспитанию детей [5], выделил следующие возрастные категории: 1) дети от рождения до 3-х лет; 2) дети от 3-х до 6-ти лет; 3) дети от 6-ти до 9-ти лет; 4) дети от 10-ти до 18-ти лет. Из них дети с 7 до 16 лет изучали грамоту, литературу, искусство и различные науки. Им соответствует т.н. «мусическое» воспитание, которое позволяет умерить яростный пыл человека и подчинить его гармонии. Также детям с 12 лет необходимо физическое воспитание и воспитание их «духа», соответствующее так называемому «гимнастическому» воспитанию. В нем обучают подчинить страсть человека его разумному началу и помогают выработать силу воли [9].

Достигшим совершенства является тот человек, который, по мнению Платона, последовательно чередует гимнастические упражнения с мусическим искусством «для слаженности души и тела». Огромное значение в воспитании имеют песня, танец (ритм и гармония) и игра для развития организма ребенка. Из них песня и танец предназначены для воспитания души, благородства и достоинства, а игра – для воспитания трудолюбия, определенных навыков ремесла или профессии (см. земледелец, домостроитель, воин) и усвоения основ различных наук. Человека нужно воспитывать с самого раннего детства, в течение жизни, и относиться к этому процессу очень старательно, внимательно, сообразно с растущим организмом.

Главным философ считал формирование гармонично развитой личности путем ведения философского образа жизни и выполнения каждодневных «духовных» упражнений. Он основал в Афинах философскую школу – «Академию».

После окончания этих школ способные ученики поступали в гимназии, содержащиеся за счет государственных средств, где в основном занимались умственным развитием воспитанников. Затем они имели возможность поступить в Государственную военную организацию «эфебию», в школу подготовки воина. После окончания этой школы отличившиеся становились воинами, а остальные овладевали одним из ремесел или занимались торговлей и земледелием. Дальше самые продвинутые занимались философией, дополнительно изучали науки и становились государственными чиновниками или правителями государства.

Следует отметить и мысли философа о содержании образования, когда в детском возрасте «науки» необходимо преподавать отдельно, а к юношеским годам – обобщить их, и преподавать целостно. Так как знание связано с чувственно-эмоциональным восприятием человека и зависит от его души, ума и способностей, где главной является душа, которая становится прекрасной от занятий искусством.

Интересно учение Платона о художественном творчестве, где обучение искусству предполагало «ремесло» или «профессию». Ведь искусство связано и с мастерством обучения, где наставник обучает воспитанника «природе творческого акта». При этом воспитанник должен обладать вдохновением как необходимым условием творческого действия, где должно произойти сопереживание художнику-исполнителю [2]. Здесь определены главные моменты процесса художественного обучения – обучение исполнительству и творческое состояние, а также его результат – воздействие исполнителя на зрителей. Автор выделяет следующие виды художественного творчества: 1) творчество художника, который создает произведение искусства; 2) творчество художника-исполнителя, который доносит идейно-художественный замысел до зрителя или слушателя. Важно и то, что они должны «воплощать» в своем творчестве нравственные образы.

Воспитатель Александра Македонского – великий Аристотель был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. Так же как и Платон, он утверждал, что воспитание человека – это забота государства. Он основал философскую школу «Ликей». В этой школе он днем проводил теоретические занятия по философии (читал лекции), а вечером – практические занятия по риторике, а которых обсуждали разные жизненные ситуации и учились искусно о них говорить [7].

В образовании личности философ учитывал возрастные особенности и выделил следующие периоды жизни молодого человека: 1) до 7 лет; 2) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости); 3) от наступления половой зрелости до 21 года. Из них дети до 7 лет должны воспитываться в семье, т.к. в этом возрасте закладываются основы воспитания, а затем мальчики посещали государственные школы и должны были закончить их. До 14 лет их обучали письму, грамматике, музыке и рисованию, а после они изучали науки – астрономию, литературу, математику и т.д.

Интерес представляет значение пищи для здоровья ребенка в соответствии с его возрастом, соблюдение гигиены и выполнение физических упражнений – то, что закаливает ребенка. Здесь видна взаимосвязь физического, нравственного и умственного воспитаний, где физическому воспитанию уделено особое внимание. При этом мальчикам необходимо было заниматься гимнастикой в соответствии с их возрастными особенностями, при этом не должны допускаться переутомления. Ведь организм ребенка еще не окреп, поэтому выполнялись наиболее легкие упражнения.

Как считал философ, обязательно и обучение музыке, которое развивает чувства прекрасного, ведь природа дает человеку «зародыш способностей», который можно развивать лишь воспитанием, т.е. путем духовно-эстетического развития личности. Из изложенного видна роль искусства и науки в образовании личности, т.к. «человек знает тогда, когда он уверен и ему ясны принципы (знания)» [1].

В Древнем Риме в образовании и воспитании человека, как и в Древней Греции, высоко ставили природу человека, т.к. в нем особую силу имело «духовное начало», направленное к доблести и чести. Значение имеют и способности человека к знанию, содействующие развитию интеллектуальных особенностей (см. умственное обучение и воспитание) и физическое воспитание.

По этому поводу философ Квинтилиан высказывает мысль об одаренности. Каждый ребенок имеет свои природные задатки и способности, поэтому каждому из них нужно уделить особое внимание. Для этого необходимо наблюдать за детьми и в зависимости от их «характерных» особенностей выбрать наиболее лучший способ воздействия [8], т.е. учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитель должен уметь вызвать интерес воспитанников к знаниям, дать необходимые знания (у ораторов – по философии, истории, праву, языку и литературе) и быть примером нравственности.

В своем сочинении «Трактат об ораторском искусстве» римский философ Цицерон затрагивает вопросы всесторонне образованного оратора, который в процессе обучения и воспитания становится совершенной личностью. Ей необходимы знания по истории, государственному праву, искусству, изучению классического наследия (у автора «древностей»), а также – практический опыт (выступление перед публикой). Именно знания, умения, как способ выполнения определенных действий, и опыт помогают достичь мастерства.

Наиболее важным условием он считал природное дарование человека и его личные качества (разумность и мужество), но при этом особое место занимает и самообразование личности. Важными являются мысли философа о систематизации образования и его непрерывности как важного составляющего в процессе воспитания человека [8].

Таким образом, можно сказать, что образование охватывают знание различных областей наук, развитие духовно-нравственных качеств личности и ее проявлений, способствующих стать достойным гражданином своего государства. При этом велика роль эстетического развития посредством изучения театра, музыки, ораторского искусства, живописи и их практическое освоение.

Главное – это природное дарование ребенка и его индивидуальные особенности, которые в соответствии с разными возрастными категориями соотносятся с определенными этапами образования. Еще в древнее время философы высказали мысль об «одаренности» ребенка и своеобразному воздействию на этих детей.

Выделяем теоретическую и практическую подготовку воспитанников античных школ, где они овладевали знаниями в различных областях наук и наряду с этим осваивали и накапливали практический опыт работы. Практическая направленность обучения – это овладение профессиональными умениями и навыками в сфере производства (см. торговцы, домостроители, ремесленники, землевладельцы и др.). Хотя многие становились воинами или государственными чиновниками и правителями, а некоторые ораторами или политиками, активно участвовавшими в общественной жизни.

Отмечаем, что существовали своеобразные виды интегрированного (общего и специального) образования, его формы (семья, школа), систематизация образования с соответствующими образовательными программами. Подготовка воспитанников велась в государственных учреждениях «гимнасиях», «эфебиях» и в частных философских школах.

На основании вышеизложенного считаем возможным сделать следующие выводы.

1. Философско-педагогические идеи образовательной системы античности опирались на приоритет высокого мастерства учителя, благодаря которому раскрывалась способность ученика к познанию мира, нашедшего у Сократа сравнение со вторым рождением ребёнка.

2. В дидактическом единстве выступали игра и обучение, совокупность которых, по мнению Платона, усиливала когнитивные возможности ученика и приносила значительно более убедительные результаты образовательного процесса.

3. Путь от «доброй мысли» к справедливой жизни, обозначенный Демокритом в его универсальных правилах, предполагает преимущественно самостоятельное формирование человеком его морального облика, и делает его нравственные поступки результатом самоконтроля, добровольного следования общественным нормам.

В заключение можно определить, что образование личности в Античное время происходило в комплексе с учетом природных данных и индивидуальных особенностей человека. Поэтому в настоящее время представляется столь важным использовать достижения образовательной системы античности в процессе формирования, обучения, воспитания и развития личности.