Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

LIFECYCLE MANAGEMENT OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM BASED OF THE BPMS

Bogdanovich I.A. 1 Klebanov B.I. 2 Korzh D.V. 1
1 Centre IT
2 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin
The article examines the feasibility to manage the lifecycle of a public service provided electronically (the Service), based on BPMS class. It represents the generalization results of the experience obtained by the RF subjects during the migration of the services to the electronic format in the form of a service lifecycle model. The article describes a BPMN process model of a standard service selected in accordance with the results of an analysis of service provision administrative procedures used by the Ministry of Social Policy of the Sverdlovsk region. The analysis of the BMPN standard applicability to form machine-readable models of administrative procedures and creation of the service prototype executable model has been conducted on the basis of a standard service. A conclusion has been made about the BPMS applicability to improve the service quality and the time reducing spent on the translating services process to electronic form.
public e-service
service lifecycle
lifecycle management
BPMN
BPMS
social policy

В России с 2003 г. проводится административная реформа, целью которой является совершенствование системы государственного управления [2], в том числе повышение качества и доступности государственных услуг населению за счет использования информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время обеспечена возможность получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде на официальном интернет-портале государственных услуг [4] (далее – Единый портал государственных услуг, ЕПГУ).

Вместе с тем анализ существующей системы предоставления государственных услуг [7] позволил выявить основные недостатки реализованной методологии перевода государственной услуги в электронный вид:

– существующий порядок разработки, согласования и утверждения административных регламентов не обеспечивает оперативного изменения правового регулирования порядка предоставления государственных услуг в электронном виде;

– продолжительное время занимает формирование требований к разработке и модернизации информационных систем и их интеграции с иными информационными системами.

Цель исследования – определить целесообразность создания системы управления жизненным циклом государственной услуги, предоставляемой в электронном виде, на основе класса программных систем для управления бизнес-процессами и административными регламентами Business Process Management Suite (BPMS) [11, 12]. Основными критериями оценки целесообразности являются повышение качества электронной услуги, уменьшение времени и снижение затрат на перевод услуги в электронный вид.

Материалы и методы исследования

Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием системы на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения.

Модель жизненного цикла услуги – совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной услуге до момента удовлетворения этих потребностей [10].

Анализ методологического обеспечения новых способов предоставления государственных услуг за счет применения информационно-коммуникационных технологий [9] показал, что в методологических рекомендациях, разработанных в процессе административной реформы, понятие жизненного цикла государственной услуги в электронном виде не определено, использование модели жизненного цикла носит локальный характер. Так, в [6] указывается на необходимость:

1) обеспечения жизненного цикла разработки, экспертизы, утверждения и официального опубликования административных регламентов государственных услуг;

2) поддержки жизненного цикла проектирования, согласования и ведения межведомственного и межуровневого взаимодействия государственных органов управления;

3) включения в нормативно-техническое обеспечение регламентов поддержки жизненного цикла программного обеспечения компонентов инфраструктуры электронного взаимодействия.

Используя метод обобщения сформированной субъектами Российской Федерации практики перевода государственных услуг в электронный вид (создания электронных услуг), предоставления услуг в электронном виде, оптимизации услуг, предоставляемых в электронном виде [1, 8], авторы выделили следующие этапы жизненного цикла государственной услуги в электронном виде (рис. 1):

1) формирование государственной политики в различных сферах государственного регулирования и развития;

2) формирование административного регламента предоставления услуги;

3) разработка технического проекта по переводу услуги в электронный вид, включая разработку технологической карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ);

4) разработка программного и информационного обеспечения электронной услуги;

5) тестирование;

6) публикация услуги на ЕПГУ;

7) обучение персонала, участвующего в предоставлении услуг;

8) запуск и эксплуатация услуги;

9) мониторинг качества предоставления услуги;

10) оптимизация процесса предоставления услуги при изменении государственной политики, административного регламента или неудовлетворительном качестве предоставления услуги (по аналогии с пунктами 1–8).

bog1.tif

Рис. 1. Модель жизненного цикла государственной услуги в электронном виде на основе существующей практики

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования целесообразности применения системы класса BPMS для управления жизненным циклом государственной услуги в электронном виде были проанализированы административные регламенты услуг, предоставляемых управлениями социальной политики Свердловской области [3]. Для исследования выбрана типовая государственная услуга «Выплата пособия по беременности и родам», при предоставлении которой осуществляется два вида информационного взаимодействия:

1) межведомственное информационное взаимодействие территориального управления социальной политики (УСП) Министерства социальной политики (МСП) с территориальными центрами (ТЦ) службы занятости;

2) информационное взаимодействие внутри МСП – между УСП по месту обращения заявителя и УПС по месту регистрации заявителя.

На основе административного регламента авторами разработана и выполнена в стандарте Business Process Model and Notation (далее – BPMN) [5] процессная модель государственной услуги «Выплата пособия по беременности и родам» (рис. 2).

bog2.tif

Рис. 2. Процессная модель государственной услуги «Выплата пособия по беременности и родам» в стандарте BPMN

При формировании процессной модели использованы типовые решения (паттерны), соответствующие требованиям к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг [5].

На основе процессной модели средствами системы BPMS проведена валидация процесса предоставления государственной услуги для устранения отклонений от стандарта BPMN.

Средствами имитационного моделирования процесса предоставления услуги, встроенными в BPMS:

1) выявлены и устранены ошибки в структуре процесса;

2) на основе введенных данных о трудоемкости и длительности подпроцессов (задач), статистических данных о количестве отказов в приеме документов, статистических данных об отказе в предоставлении услуги определены средняя продолжительность оказания услуги и потребность в ресурсах по различным категориям;

3) на основе введенных данных о стоимости ресурсов, необходимых для предоставления услуги, рассчитана сумма прямых затрат.

Таким образом, применение BPMS на этапе формирования административного регламента обеспечивает следующие эффекты:

1) унификация процессов предоставления услуг;

2) простота восприятия логики и последовательности реализации процесса заказчиками и разработчиками электронного сервиса за счет графической нотации BPMN;

3) однозначность интерпретации процесса предоставления услуги за счет использования стандартных элементов BPMN;

4) возможность определения объема требуемых ресурсов на этапе эксплуатации с учетом графиков работы персонала и ожидаемой статистики запросов, обоснования объема ежегодного финансирования государственного задания.

Проектирование процесса предоставления услуги с использованием BPMS включает в себя следующие этапы:

1) создание модели данных;

2) определение логики переходов между этапами предоставления услуги;

3) определение действий, завершающих или предшествующих вводу данных участниками процесса предоставления услуги;

4) определение контролируемых состояний процесса предоставления услуги;

5) разработка прототипов пользовательских интерфейсов;

6) определение требований к сервисам, которые должны быть предоставлены ведомствами – источниками информации;

7) определение требований к мониторингу процесса предоставления электронной услуги;

8) автоматическая генерация исполняемого прототипа и мониторинга электронной услуги;

9) формирование тестовых наборов данных и тестирование прототипа;

10) автоматическое формирование проектной документации.

Исследование применения BPMS на этапе проектирования услуги позволило выявить следующие эффекты:

1) быстрота создания прототипа электронной услуги при отсутствии программирования;

2) транспарентность прототипа для заказчика;

3) снижение рисков несоответствия программного обеспечения ожиданиям заказчика на последующих этапах разработки и тестирования программного обеспечения электронной услуги;

4) уменьшение затрат на этапе тестирования за счет повторного использования тестовых наборов данных, сформированных при отладке прототипа электронной услуги.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Применение новых инструментов меняет содержание 2 и 3 этапов жизненного цикла государственной услуги в электронном виде (рис. 3):

1) формирование государственной политики в различных сферах государственного регулирования и развития;

2) формирование машиночитаемых моделей административных регламентов предоставления услуг;

3) формирование действующей модели прототипа электронной услуги;

4) разработка программного и информационного обеспечения электронной услуги;

5) тестирование;

6) публикация услуги на ЕПГУ;

7) обучение персонала, участвующего в предоставлении услуг;

8) запуск и эксплуатация услуги;

9) мониторинг качества предоставления услуги;

10) оптимизация процесса предоставления услуги при изменении государственной политики, административного регламента или неудовлетворительном качестве предоставления услуги (по аналогии с пунктами 1–7).

bog3.tif

Рис. 3. Модель жизненного цикла государственной услуги в электронном виде на основе BPMS

2. Применение системы класса BPMS при переводе государственной услуги в электронный вид обеспечивает следующие преимущества:

1) формирование стандартов предоставления услуги;

2) повышение качества проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия;

3) уменьшение временных и финансовых затрат на создание новых и оптимизацию существующих электронных услуг.

Совокупность перечисленных факторов окажет положительное влияние на качество электронных услуг и их доступность, что в свою очередь приведет к повышению уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг.