Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES FOR PRESCHOOLERS WITH AN EXPRESSION OF MENTAL RETARDATION

Inevatkina S.E. 1 Levanova E.S. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution «Mordovian State Pedagogical Institute named after Evsevev»
This article presents the results of a study in which an attempt to design an individual educational route for preschool children with severe mental retardation. For this purpose, the analysis of psychological and educational literature and diagnosis of pre-school age children with severe mental retardation. Individual educational route to work is considered as a pre-planned follow the path, which is aimed at education, training and comprehensive psychological and pedagogical support of the child. In our work in designing individual educational route for each subject were identified three problems: the organization of correctional and educational work with preschool children with severe mental retardation; the inclusion of parents in correctional and educational process; education teachers who work with preschool children with severe mental retardation. These results allow us to speak about the effectiveness of the proposed individual educational routes for preschool children with severe mental retardation.
design
individual educational route
severity of mental retardation

В настоящее время система образования в России переживает ситуацию модернизации, которая связана в том числе с внедрением инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает полноправное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь коллектива сверстников детского сада или школы. При этом значительно отличающиеся стартовые возможности нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья диктуют необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута последних. Указанное направление деятельности является актуальным, так как на сегодняшний день учеными и практическими работниками системы образования осуществляется поиск эффективных способов организации комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития.

Цель исследования

В нашем исследовании сделана попытка проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития.

Материалы и методы исследования

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [5].

Указанная категория наиболее многочисленна среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородна по составу. Диапазон различий в развитии обучающихся с задержкой психического развития достаточно велик – от негрубых нарушений познавательной деятельности до выраженного отставания и своеобразия в развитии познавательной деятельности этих детей. Проектирование индивидуального образовательного маршрута позволит эффективно организовать комплексную психолого-педагогическую поддержку, что позволит на равных обучаться совместно со сверстниками.

В специальной литературе термин «проектирование» трактуется как универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Соответственно, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта [3].

Соответственно, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта.

Проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога. Н.О. Яковлева педагогическое проектирование рассматривает исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности. Педагогическое проектирование – это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование [6].

В свою очередь, педагогическое проектирование в работе Л.В. Байбородовой, О.Г. Важновой и М.И. Рожкова рассматривается как процесс, под которым понимается осознание и практическое воплощение инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов [1].

Педагогическое проектирование в работах В.А. Болотова, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко понимается как содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях [2].

Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике по праву может считаться А.С. Макаренко. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное педагогическое производство. Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», «техники создания нового человека». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сориентированность на воспитанника являются ключевыми идеями его педагогической системы. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры [4].

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования, который направлен на воспитание, обучение и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута учитываются образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности ребенка, а также существующие Федеральные государственные образовательные стандарты.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута – это алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога, родителей и детей, направленный на достижение поставленной цели. Алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута может быть представлен следующим образом:

? диагностика стартового уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

? постановка цели и определение образовательных задач;

? планирование содержания индивидуального образовательного маршрута и определение результатов ее реализации;

? образовательная деятельность в рамках предложенного индивидуального образовательного маршрута;

? диагностика результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

В качестве научной гипотезы выступило предположение о том, что проектирование и дальнейшая реализация индивидуального образовательного маршрута будет способствовать более эффективному психолого-педагогическому сопровождению дошкольника с выраженной задержкой психического развития.

В исследовании приняли участие 12 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с выраженной задержкой психического развития, посещающие специализированную группу МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранск.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. Первым этапом был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого стало исследование уровня сформированности познавательных процессов: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития.

В качестве диагностического материала использовались методики «Корректурная проба», «Запомни пять картинок», «Логическая цепочка», «Парные аналогии», «Четвертый лишний».

Полученные результаты были подробно проанализированы. Так, при исследовании устойчивости внимания детей указанной категории был выявлен низкий уровень изучаемого познавательного процесса. Большинство испытуемых (10 человек – 83,3 %) не смогли справиться с заданием даже с постоянной помощью педагога. И лишь незначительная часть (2  человека – 16,7 %) дошкольников с выраженной задержкой психического развития после многократного обучения закончили задание. Данные, полученные при исследовании кратковременной зрительной памяти детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития, также позволяют говорить о низком и среднем уровнях развития изучаемого познавательного процесса. Часть испытуемых (9 человек – 75 %) смогли запомнить лишь 1–2 картинки, что свидетельствовало о низком уровне кратковременной зрительной памяти. Остальные испытуемые (3 человека – 25 %) запомнили 3 картинки и показали средний результат. Анализ данных позволяет предположить, что низкий уровень кратковременной зрительной памяти у испытуемых в первую очередь связан с их неустойчивостью внимания. Оказалось, что средний уровень кратковременной зрительной памяти показали те испытуемые, которые справились с заданием, направленным на исследование уровня устойчивости внимания. Далее были изучены результаты, полученные при исследовании уровня сформированности умения логически мыслить. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большая часть дошкольников с выраженной задержкой психического развития (8 человек – 66,7 %) имеют низкий уровень сформированности умения логически мыслить, то есть все предлагаемые задания не были выполнены даже с помощью педагога. Лишь незначительная часть испытуемых (4 человека – 33,3 %) показали средний уровень сформированности умения логически мыслить (испытуемые справились с заданием после незначительной помощи педагога, но объяснить свой выбор не смогли).

Полученные данные позволяют говорить о том, что у большинства дошкольников с выраженной задержкой психического развития низкий уровень устойчивости внимания, который в свою очередь коррелирует с низким уровнем кратковременной зрительной памяти. Кроме того, у большинства детей указанной категории обнаружен низкий уровень сформированности умения логически мыслить.

Следующим этапом был организован формирующий эксперимент, в рамках которого осуществлялось проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого испытуемого. При проектировании маршрута учитывались полученные результаты констатирующего эксперимента и индивидуальные особенности детей. В качестве основных были выделены три задачи:

а) организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития;

б) включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

в) просвещение воспитателей, работающих с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития.

Экспериментальное обучение проходило в течение одного года, и было организовано в свободное от основных занятий время. Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития включала в себя проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-педагогических занятий, направленных на коррекцию познавательных процессов. Подгрупповые занятия проводились ежедневно в вечернее время с участием родителей (длительность занятия – 25 минут). Индивидуальные занятия проводились также ежедневно (длительность занятия – 15 минут). В рамках занятий были предложены упражнения на развитие памяти, внимания и мышления, которые реализовывались по принципу «от простого к сложному». Содержание занятий корректировалось под каждого испытуемого. Родители были активно включены в коррекционно-педагогический процесс, поэтому часть заданий подразумевала совместное выполнение взрослым и ребенком.

Также участие родителей осуществлялось в рамках работы родительского клуба. Встречи организовывались один раз в месяц, как правило, обсуждались вопросы, посвященные заранее обозначенной теме. Приведем пример некоторых обсуждаемых тем: «Как говорить, чтобы ребенок слушался?»; «Гиперактивные дети»; «Принцип безусловного принятия»; «Особенности развития «особых» детей»; «Взаимодействие родителей и ребенка с ограниченными возможностями здоровья»; «Я – мама «особого» ребенка!». Кроме того, по запросу родителей проводились индивидуальные консультации с ними.

В рамках опытно-экспериментальной работы осуществлялось просвещение воспитателей, работающих с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития, по вопросам обучения и воспитания дошкольников с выраженной задержкой психического развития. Указанное направление было реализовано в рамках проведения научно-методических семинаров, один из который был проведен по теме «Внедрение инклюзивного образования в практику образовательных организаций», другой посвящен вопросам организации работы педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях внедрения инклюзивного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого стало изучение эффективности предложенной программы. Анализ результатов, полученных при исследовании устойчивости внимания детей указанной категории, показал что у большинства испытуемых (9 человек – 75 %) средний уровень сформированности указанного познавательного процесса. При выполнении задания «Корректурная проба» дошкольники с выраженной задержкой психического развития использовали помощь педагога, но не всегда могли объяснить свой выбор; некоторые из них допускали незначительные ошибки. Несколько испытуемых (3 человека – 25 %) так и остались с низким уровнем сформированности устойчивости внимания. При выполнении диагностического задания дошкольники не смогли воспользоваться многократной обучающей помощью, предложенной педагогом; с заданием не справились.

Полученные данные при исследовании уровня сформированности кратковременной зрительной памяти у детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития показали, что средний уровень обнаружен у 41,7 % дошкольников (испытуемые запомнили 3 картинки из предложенных). В свою очередь, у 58,3 % испытуемых уровень сформированности изучаемого познавательного процесса остался низким, при этом все дошкольники с выраженной задержкой психического развития сделали попытку запомнить картинки: одну картинку запомнили 16,6 %; две картинки запомнили – 41,7 %.

Далее были изучены результаты, полученные при исследовании уровня сформированности умения логически мыслить. Полученные данные свидетельствуют о том, что практически в половине случаев (7 человек – 58,3 %) дошкольники с выраженной задержкой психического развития продемонстрировали средний уровень сформированности умения логически мыслить. Испытуемыми была предпринята попытка выполнить самостоятельно предложенные задания («Логическая цепочка», «Парные аналогии», «Четвертый лишний»), но потребовалась незначительная помощь педагога при объяснении выбора. В свою очередь, 41,7 % дошкольников с выраженной задержкой психического развития так и остались с низким уровнем сформированности умения логически мыслить. Соответственно, предлагаемые задания были выполнены с многочисленными ошибками, требовалась постоянная помощь педагога, испытуемые не смогли объяснить свой выбор даже с помощью педагога.

Выводы

Полученные данные на этапе контрольного эксперимента позволяют утверждать что у части дошкольников с выраженной задержкой психического развития уровень сформированности познавательных процессов: внимания, памяти, мышления – повысился. Соответственно, спроектированные индивидуальные образовательные маршруты для дошкольников с выраженной задержкой психического развития доказали свою эффективность.