Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE SYNC TASK «FINAL INDIVIDUAL PROJECT» AS PART OF A FUND ASSESSMENT TOOLS FOR THE MODULES «HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE 18TH CENTURY» AND «HISTORY OF ANCIENT LITERATURE»

Sokolova E.A. 1 Shupletsova Yu.A. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
Within frameworks of the implementation of the standard of higher education project activity is a system process that is directly aimed at the formation of a set standard of competencies. It represents the intellectual activity of students and has as its objective the development of practical skills, pre-professional activity of students in the basic education school. An interdisciplinary approach is a prerequisite for the organization of project activities in high school, which can be considered as a basis for the formation of the Fund of assessment tools. In this work as part of FAT of special course in the sphere of «Literature» is presented a final individual project. Based on empirical research the author suggests a model for synchronization of tasks on two modules of professional training of future teachers of literature – «History of foreign literature (ancient)» and «History of Russian literature (18th century)». This discipline studied by students in parallel, that gives the possibility to estimate the level of formed competencies through final draft within frameworks of literary-historical causal relationships and influences. The article describes the experience of implementation of project activities of students-philologists in pedagogical University in the framework of implementation of Federal state educational standard of higher education as a condition of formation of professional and special competences.
fund of assessment tools
interdisciplinary approach
project activities

Частью планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС ВО выступают компетенции обучающихся:

1) прописанные образовательным стандартом;

2) установленные организацией дополнительно к компетенциям, закрепленным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

В свою очередь, планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) являются условиями сформированности компетенций и необходимы для проектирования образовательной программы, сопряжения «компетенция – содержание образования» и промежуточных этапов оценки.

В свете внедрения ФГОС ВО проектная деятельность студента представляет собой системный процесс, впрямую направленный на формирование заданных компетенций. Это интеллектуальная деятельность студента, имеющая целью отработать практические навыки, предваряющие его профессиональную деятельность в школе. Так, А.А. Хагуров и Т.А. Хагуров описали логику социокультурного проектирования, которая, по их мнению, должна содержаться в алгоритме человеческой деятельности во взаимосвязи: идея – концепция – программа – механизм реализации – деятельность. «Идея есть сущностное выражение замысла будущей деятельности. Концепция – это содержательное развертывание идеи. В свою очередь концепция развертывается в программе. Если мы заинтересованы в реализации программы, то должны предложить механизм ее реализации. В результате проектирование предваряет практическую деятельность без дальнейших научно-технических разработок. Оно непосредственно вверяет проект управления в виде доктрины. Принятая к реализации доктрина становится планом деятельности» [15, с. 5].

В более конкретном русле профессиональной подготовки студента высшей школы видит проектную деятельность О.В. Темняткина: «Проект как метод оценки профессиональных компетенций используется при усложнении профессиональной деятельности, возрастании роли внутренней (интеллектуальной) деятельности или долгосрочной деятельности ..., включает в качестве составного компонента самостоятельный поиск и обработку профессионально значимой информации и презентацию проектных результатов… Особенности разработки проектного задания состоят в составлении перечня профессиональных компетенций, подлежащих оценке с использованием данного инструмента, разработке содержания проектного задания, соответствующего компетенциям» [12].

Сегодня практика применения проектной деятельности в вузе является одной из актуальных и плодотворных тем для исследований, что отмечено в работах Л.А. Бокова [2], В.В. Гладиловой [3], Н.М. Журавлевой [4], Т.А. Зерщиковой [5], М.Ю. Катаева [2], Ю.А. Коваленко [6], В.С. Кузнецова [8], Л.Л. Никтиной [6], А.В. Ничагиной [9], А.Ф. Поздеевой [2], Т.П. Романенко [10], М.Г. Фидаровой [14] и др.

Кроме того, одно из серьезных требований ФГОС – это метапредметность, междисциплинарный подход. Как отмечает И.В. Колинько, это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов [7]. Метапредметные проекты расширяют кругозор будущих учителей-словесников, помогают осмысливать историко-литературные явления и теоретические выкладки в системе филологического знания. Именно метапредметный индивидуальный научный проект является основным способом формирования профессиональных компетенций. Он включает в себя и учебную, и научную, и практическую составляющие. Подготавливая проект, студент осваивает литературоведческие, филологические знания, публично защищая проект, студент оттачивает педагогические навыки. Тем более, что начальная и средняя школа давно внедрила индивидуальный итоговый проект в свою образовательную деятельность. Поэтому закладка метапредметных проектных заданий, формирующих профессиональные компетенции, в базу оценочных средств (ФОС) Основной профессиональной образовательной программы представляется необходимой.

Подготовка студента-словесника дает возможность устанавливать как горизонтальные, так и вертикальные метапредметные связи. Вертикальные – в пределах блоков одной дисциплины в течение всех семестров (античная, средневековая, ренессансная, 17 в. и т.д.) Горизонтальные – в пределах одного семестра между параллельно читаемыми блоками дисциплин «История русской литературы» и «История зарубежной литературы». В сущности, это давняя традиция филологического образования. Существует третий тип установления метапредметности – перекрестный, вбирающий в себя черты и вертикального, и горизонтального типов. Он обусловлен тем, что мировой литературный процесс, изучаемый студентами все пять лет обучения, построен на продолжительных взаимовлияниях и взаимообусловленности. В данной статье говорится именно об этом типе метапредметности: знания по античной литературе, усвоенные студентами на 1 курсе, востребованы на 2 курсе уже в ходе изучения русской литературы 18 века (более, чем полтора тысячелетия спустя расцвета античной литературы).

Как показывает опыт работы, проектная деятельность – один из эффективных приемов реализации дисциплин по профилю «Литература» в высшей педагогической школе. В данной работе он рассматривается с учетом результатов внедрения в практику преподавания индивидуальных проектов по модулю «История зарубежной литературы (античная)» в его связке с модулем «История русской литературы (18 век)», изучаемым студентами параллельно согласно рабочему учебному плану.

Античная литература – это важный этап формирования компетенций, на котором реализуется одна из составляющих модульного обучения. В банк оценочных средств включен перечень заданий, синхронизирующих знания, умения и навыки по античной и русской литературе 18 века в свете литературно-исторических причинно-следственных связей и влияний, а именно – итоговый индивидуальный проект. Его выполнение призвано формировать общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции в рамках аудиторной и внеаудиторной работы, а именно:

• владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) [13] формируется во время прослушивания лекций, конспектирования научных статей, заучивания наизусть художественных текстов, подготовки индивидуального итогового проекта. Результат: умение вести научную дискуссию и грамотная литературная речь у студента, защищающего индивидуальный итоговый проект;

• способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых дисциплин (ПК-4) [13] формируется на протяжении освоения студентом дисциплины. Особую роль в формировании этого навыка играет подготовка индивидуального итогового проекта, предполагающего ситуацию, когда студент привлекает знания, полученные в ходе изучения других дисциплин и чтения дополнительной литературы. Результат: успешное написание проекта и его защита;

• готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории с учетом основных методологических направлений (СК-8) [13] формируется на семинарских занятиях, в ходе выполнения индивидуального итогового проекта. Результат: студент показывает умение анализировать художественное произведение с позиций разных методологических подходов (сравнительно-исторический, мифологический, структурно-семантический – по выбору студента) по предоставленному преподавателем плану в итоговом индивидуальном проекте.

Исходя из этого, индивидуальный итоговый проект является обязательной формой самостоятельной работы студентов по изучению курса зарубежной и русской литературы. С одной стороны, подготовка проекта углубляет знания студента, с другой – является вкладом в педагогическое портфолио будущего учителя, поскольку проектная деятельность в образовательной организации предусмотрена федеральным стандартом.

В основу учебного проекта положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

При подготовке проекта студенты используют знания, умения и навыки, как сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение» и «История русской литературы (древнерусская)», так и формируемые в процессе освоения «Истории зарубежной литературы (античная)» и «Истории русской литературы (18 века)», становясь тем самым основой для дальнейшего формирования указанных компетенций в дисциплинах вариативной части, а также на производственной практике.

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что нужно «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи» [1, с. 355]. В ходе выполнения междисциплинарного проекта в рамках формирования специальных компетенций у студента вырабатывается умение анализировать художественный текст, выделять позицию автора, видеть, в чем состоит художественная специфика произведения и художественное мастерство классика, установка на профессиональное внимание к особенностям слога, стиля, организации образа, композиции, жанра, своеобразию стиха и рифмы и другим особенностям художественного произведения.

Античная литература оказала сильное влияние на развитие последующих европейских литератур, в том числе – русской. Студентам полезно самостоятельно разбираться в тонкостях использования последующими литературами античных образов и сюжетов, поэтому на индивидуальные итоговые проекты планируются именно темы, предполагающие использование приемов сравнительно-исторического подхода на практике сопоставительного анализа текстов [11, с. 6].

При подготовке проектов студенты должны опираться на методические и учебные указания преподавателя изучаемого предмета, выполнять учебные задания по составленному индивидуальному или групповому плану, чтобы грамотно осуществить работу на всех этапах проектной деятельности: поисковом (до формулировки проблемы); аналитическом (до составления плана деятельности включительно); практическом (реализация плана деятельности); презентационном (презентация продуктов самообразования); контрольном (непосредственный результат, выражающийся во владении студентами определенным набором способов деятельности ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность). Формами предъявления выполненного задания или отчетности могут быть презентация, газета, сценарий мероприятия, праздника, театральной постановки и т. д.

В процессе работы со студентами-филологами в педагогическом вузе была выработана наиболее оптимальная схема работы по составлению и осуществлению проекта:

• Выбор темы проекта, его типа, определение количества участников.

• Рассмотрение вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

• Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

• Распределение творческих задач между участниками проекта.

• Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

• Проработка структуры проекта, которая должна включать в себя: титульный лист, паспорт (с указанием цели, задач, актуальности и практической значимости), реферативная часть (краткое изложение значимых общеизвестных сведений о проблеме), аналитическая часть (самостоятельный анализ произведений, выполненный в русле одного из литературоведческих методов: сравнительно-историческом, мифологическом, биографическом и т.п.), список использованной литературы, приложения.

• Защита проектов, оппонирование.

• Коллективное обсуждение, экспертиза, выставление оценки. Если студентами была выбрана форма итогового группового проекта, то внутри группы оценивается работа каждого участника. Педагог же оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Поощрением работы над итоговым индивидуальным проектом и условием формирования ответственности обучающихся за качество его выполнения становится обязательная защита в форме выступления в рамках ежегодной молодежной научно-практической конференции с возможностью первой публикации в сборнике проектов, признанных комиссией лучшими.

Проектная деятельность является частью фонда оценочных средств, направленных на проверку уровня сформированности профессиональных компетенций студента-филолога, будущего учителя, а также стимулирование его интеллектуальной, творческой и педагогической инициативы в процессе обучения в вузе. Выполнение проектов является неоценимым вкладом в копилку будущего учителя-словесника, это первая практическая работа будущего педагога. Таким образом, основное условие эффективности работы студента по созданию и защите проекта – междисциплинарный подход и практикоориентированность.