Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION PROBLEMS OF FORMATION OF HEALTH COMPETENCE OF STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITY

Marchuk S.A. 1
1 The Ural State University of Railway Transport
In theory and practice of high school vocational education is not scientific and health-developed model of formation (AP) competences for students of railway high school in the course of physical training, in connection with which the aim of the study was to determine the structure and content of the AP of competence, to identify the level of development of the students. The paper presents an experimental study problems of formation of the competence of the AP students of railway high school. The model of formation of AP competence in the course of physical education, presented the component structure of knowledge and skills, personal qualities found necessary to carry out the activities of the AP, the basic conditions of increase of efficiency of process of physical education. Subjects can be used in lectures and methodical and practical training in the theoretical and methodological developments in the discipline of physical education.
railway university
physical education
health
health-competence
health-activities

Актуальность проблемы формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов обусловлена потребностями общества в высококвалифицированных специалистах с достаточным уровнем физического и психоэмоционального здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья студента напрямую зависит от уровня развития у него здоровьесберегающей компетентности, которая является совокупностью ценностных ориентаций, здоровьесохраняющих знаний, умений и навыков, личностных качеств [1].

Система образования на основе устаревших традиционных положений не обеспечивает необходимый и достаточный уровень формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов в период их профессиональной подготовки. Несмотря на большое количество исследований в области здоровья и здоровьесбережения в теории и практике профессионального образования недостаточно уделяется внимания формированию здоровьесберегающей компетенции студентов железнодорожного вуза, в связи с чем целью настоящего исследования явилась разработка структуры и содержания исследуемой компетенции в процессе физического воспитания.

Профессиональная деятельность специалистов-железнодорожников предъявляет повышенные требования к их психофизическим и личностным качествам: способность выдерживать высокие информационные нагрузки; монотоноустойчивость; готовность к экстренным действиям; повышенное внимание; эмоциональная устойчивость; общая и специальная выносливость; функциональная устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней и производственной среды. Особенности труда и разнообразные функции железнодорожника требуют от него не только физических, но и больших психоэмоциональных усилий, которые могут стать причиной ряда заболеваний: нарушения осанки, зрения, органов дыхания, ухудшения кровообращения и др., все это предъявляет особые требования к состоянию здоровья и психофизическим возможностям организма.

Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности выпускника железнодорожного вуза, довольно серьезный подход к состоянию здоровья при поступлении на работу, считаем необходимым уделить особое внимание задаче формирования здоровьесберегающей (ЗС) компетенции у студентов в процессе вузовской подготовки.

Здоровье студентов в период обучения во многом зависит от правильной организации учебной деятельности, и в том числе физкультурной.

В связи с изложенной проблемой и поставленной целью на этапе констатирующего эксперимента проведен анализ медицинских карт состояния здоровья, анкетирование отношения к собственному здоровью и ЗОЖ, тестирование физической, функциональной и теоретической подготовленности студентов Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС).

Проведенный анализ медицинских карт по заболеваемости студентов (n = 666) показал, что на протяжении пяти лет наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья студентов, с переходом на старшие курсы растет количество студентов, имеющих хронические заболевания, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам (к примеру, на 1 курсе – 26 %, а к 4 курсу – 33 %) [3]. На первом месте стоят такие заболевания, как нарушения опорно-двигательного аппарата (21 %), на втором месте – сосудистые заболевания (14 %); на третьем месте – органы зрения (13,1 %), на четвертом месте – заболевания органов желудочно-кишечного тракта (11,9 %), остальные заболевания составили 40 %. Все перечисленные функциональные нарушения наиболее значимы как для обеспечения жизнедеятельности человека, так и его профессиональной деятельности [4].

Исследование физической и функциональной подготовленности студентов первого и второго курсов позволило получить более полную картину здоровья. Анализируя развитие физических качеств, выявили, что на самом низком уровне находятся качества «быстрота» как у девушек (77,5 %), так и у юношей (46,5 %); «силовая выносливость мышц плечевого пояса» (подтягивание на перекладине) (38 и 54 % соответственно); «общая выносливость» (35 и 43 % соответственно). Проведенный анализ физических показателей студентов позволяет констатировать, что в проявлении таких качеств как быстрота, общая выносливость и силовая выносливость мышц плечевого пояса стабильной динамики результатов не наблюдается, исключение составляют лишь силовые показатели мышц брюшного пресса у девушек. По исследованиям ряда авторов данные физические качества являются профессионально значимыми для студентов железнодорожного вуза.

Анализ функциональных возможностей сердечно-сосудистой (тест Руфье) и дыхательной системы (тест Штанге) показал, что у студентов первого курса аэробная работоспособность на высоком и хорошем уровне находится лишь у 17,8 % студентов, на удовлетворительном – 35 %, на низком уровне – 48,2 %; резервные возможности дыхательной системы находятся у 64 % – на высоком и хорошем уровне, у 36 % – на среднем и низком уровне. Таким образом, почти 50 % студентов имеют низкие показатели по функциональной и физической подготовленности, что в свою очередь не может не отразиться на их работоспособности, адаптационных резервах и стрессоустойчивости, а в итоге на здоровье и психофизической готовности к профессиональной деятельности.

Большое влияние на здоровье студентов оказывают условия протекания их учебной деятельности. Анкетирование студентов (n = 100) показало, что у многих из них нарушены основные элементы режима: 43 % студентов выполняют домашнее задание в поздние часы, нормальная продолжительность сна от 7–8 часов отмечается лишь у 19 % студентов, в определенные часы принимают пищу 23 % студентов, без завтрака уходят на занятия 20 % студентов, 57 % студентов преимущественно питаются углеводами.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором сохранения здоровья, однако из числа опрошенных выполняют регулярно утреннюю гимнастику 8 %, нерегулярно используют закаливающие процедуры – 5 %, стараются проводить время на свежем воздухе ежедневно до 2–3 часов всего 24 % опрошенных, в выходные дни только 10 % студентов используют активный отдых.

Низкая физическая активность является одним из основных факторов риска развития заболеваний и, следовательно, важной проблемой общественного здоровья. Опрос студентов и анализ посещения занятий физической культурой выявил, что самостоятельно занимаются физическими упражнениями и спортом всего 24 % студентов, систематически посещают занятия по физической культуре – 60–70 %, при этом необходимо отметить, что двухразовые занятия в неделю по 1,5 часа составляют всего 12–14 % от нормы двигательной активности для студенческого возраста. Опрос студентов первого курса показал, что большинство (62,5 %) посещают учебные занятия в связи с необходимостью получения зачета, что указывает на низкую мотивацию и неосознанное значение физической культуры для их здоровья и будущего успеха в профессиональной деятельности и личной жизни. Основной причиной падения интереса к физической культуре является отсутствие занятий по интересам [5].

Специальные знания и умения в области физической культуры и здоровьесбережения являются главным условием активного приобщения молодежи к физкультурной и оздоровительной деятельности. Тестирование знаний студентов показало низкий уровень их осведомленности об основных понятиях и положениях, касающихся здоровья и ЗОЖ; большинство не владеют навыками самоконтроля за функциональным состоянием; не знакомы с принципами построения комплекса физических упражнений; затрудняются объяснить роль физической культуры в профессиональной подготовке специалиста.

Таким образом, анализ уровня здоровья и развития здоровьесберегающей компетентности студентов по некоторым показателям выявил наличие низкого уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности; отсутствие ценностного отношения к здоровью и навыков ведения ЗОЖ, отсутствие достаточных знаний и умений в области ЗС; низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и ЗОЖ.

Анализ научной литературы и результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность представленной проблемы, в связи с чем возникает необходимость создания структурно-содержательной модели и системы педагогических условий формирования ЗС компетенции у студентов железнодорожного вуза.

Для успешного формирования ЗС компетенции определены основные задачи:

– сформировать мотивационно-ценностное отношение к здоровью;

– приобретение здоровьесберегающих знаний;

– формирование здоровьесберегающих умений и навыков владения знаниями;

– формирование личностных качеств осуществления здоровьесбережения.

Поставленные задачи позволили в структуре компетенций выделить следующие компоненты:

Мотивационный компонент: положительное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности как средству личностного и профессионального саморазвития.

Когнитивный компонент: владение знаниями в сфере физической культуры и ЗОЖ, формирование когнитивного опыта студентов в сфере здоровьесбережения, формирование положительной мотивации и направленности познавательной активности в стремлении получать и перерабатывать информацию о здоровьесбережении.

Деятельностный компонент: умение планирования и осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности, владение ценностями физической культуры и методами сохранения здоровья.

Личностный компонент: умение владеть элементами эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих психофизических и личностных качеств [2].

В формировании ЗС компетенции система знаний выступает как основное условие, в связи с чем разработан компонентный состав групп знаний, необходимых студенту для осуществления ЗС деятельности (табл. 1).

Учитывая факт, что формирование ЗС компетенции направлено на приобретение знаний и умений, считаем необходимым в компонентном составе умений (деятельностный аспект) для осуществления ЗС деятельности выделить также три компонента.

На основе имеющихся ансамблей личностных качеств в литературе, а также опроса компетентных специалистов в области здоровьесбережения выделены значимые качества для осуществления ЗС деятельности: организованность, самостоятельность, коммуникативность, толерантность, эмпатия, рефлексивность.

Таблица 1

Компонентный состав знаний, необходимый для осуществления здоровьесберегающей деятельности

Группы знаний

Содержание знаний

Общекультурные знания

Понятие «здоровье», «ЗОЖ» и др.; факторы, влияющие на здоровье; знания о физиологических нормах и критериях здоровья; сведения об анатомии и физиологии организма человека; сведения о психических, физических и функциональных состояниях, методах и средствах профилактики и коррекции заболеваний; сведения о способах поддержания физического, психического, нравственного здоровья; знания вопросов безопасности жизнедеятельности человека; знания нормативно-правовых документов в области здоровьесбережения

Прикладные знания

Знания, связанные с организацией здоровьесберегающей деятельности; сведения о методах контроля за состоянием здоровья; сведения о новых здоровьесберегающих технологиях; сведения об основных методах, приемах и формах организации физкультурно-оздоровительной деятельности

Знания для самообразования

Знания, включающие сведения о методах работы с научной литературой; по написанию научно-исследовательской работы; сведения об основах психофизиологических механизмов управления состоянием своего здоровья; сведения о формах самоорганизации своего досуга; сведения об основах и методике закаливания организма

Таблица 2

Компонентный состав умений и навыков необходимый для осуществления здоровьесберегающей деятельности

Группы умений и навыков

Содержание умений

Умения и навыки для использования в бытовой практике

Методики, направленные на сохранение и укрепление здоровья; опыт использования на практике простейших приемов и методов регуляции эмоционального состояния; опыт оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; личный опыт овладения приемами формирования привычек ЗОЖ

Прикладные умения и навыки для использования в учебной и будущей профессиональной деятельности

Умение организовать физкультурно-оздоровительную деятельность; опыт использования в учебно-профессиональной деятельности различных методик определения состояния здоровья; умения и навыки осуществления диагностики, профилактики и коррекции здоровья; опыт использования на практике здоровьесберегающих методик и технологий

Умения и навыки для использования в самообразовательной деятельности

Опыт проведения исследовательской работы с целью сбора материала для использования его в подготовке к реферативной работе по вопросам здоровья; опыт участия в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление своего собственного здоровья; опыт занятий в спортивных секциях; опыт работы с научной литературой; опыт по организации досуга; опыт применения основных приемов закаливания организма; опыт исследования собственного психофизического состояния и осуществление его анализа

Таким образом, комплекс личностных качеств, включающих систему знаний – когнитивный компонент; отношение к собственному здоровью – мотивационный компонент; система умений и навыков владения – деятельностный компонент и личностный компонент в совокупности определяют компетенцию здоровьесбережения студента.

Эффективному формированию исследуемой компетенции будет способствовать выполнение следующих условий:

– определение исходного уровня развития ЗС компетенций у студентов;

– при подготовке студентов к осуществлению здоровьесбережения необходимо учитывать все структурные компоненты компетенции.

Основными средствами оценивания сформированности ЗС компетенции и ее компонентов должны быть двигательные тесты, оценивающие физическую подготовленность; теоретические тесты, оценивающие ЗС знания; контрольные задания и проекты, оценивающие методические ЗС знания и умения; практические задания, оценивающие навыки владения ЗС знаниями и умениями; мониторинг физического, функционального состояния и здоровья.

Критериями формирования ЗС компетенции является положительная динамика формирования всех ее компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного.

Сегодня неоспоримым является тот факт, что важным аспектом обновления системы физического воспитания с целью успешного формирования компетенций должны стать инновационные подходы. В образовательном процессе необходимо использование разнообразных форм педагогических технологий и системы электронного обучения: лекция-диалог, лекция-конференция, лекция-консультация, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья и ведения ЗОЖ; проблемный семинар с использованием компьютерных презентаций, семинары и научные конференции с заслушиванием докладов по результатам исследовательских работ, проектных работ с последующим их обсуждением; физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, оздоровительные и развивающие технологии, направленные на приобретение навыков укрепления и сохранения здоровья; электронные элективные курсы, включающие электронные учебники, аудиолекции, мультимедийные программы, автоматизированную диагностическую систему контроля уровня знаний и умений, физического и функционального состояния организма студентов.

Выводы

1. При большом количестве исследований в области здоровья и здоровьесбережения в теории и практике вузовского профессионального образования отсутствует научно разработанная модель формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов железнодорожного вуза в процессе физического воспитания.

2. Несмотря на высокие требования, предъявляемые к состоянию здоровья выпускников железнодорожных специальностей, исследования показали, что у большинства студентов (более 50 %) выявлены: низкий уровень состояния здоровья, физической подготовленности, отсутствие навыков ведения ЗОЖ, недостаточные знания в области здоровья и здоровьесбережения.

3. Разработанная структура и содержание ЗС компетенции, выявленные условия ее формирования и дальнейшее их внедрение в процесс физического воспитания позволят вызвать больший интерес у студентов к изучаемому материалу, активизировать познавательную деятельность; способствовать систематизации самостоятельной работы, воспитанию личностно-профессиональных качеств, позволят успешнее решать задачу формирования общекультурных и ЗС компетенций у студентов в период обучения в вузе.