Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REGIONAL EDUCATION AS A SCIENTIFIC EDUCATIONAL CATEGORY

Nikolaeva A.D. 1 Chudinovskikh A.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova Ministry of Education and Science of Russia
The results of theoretic analysis on problem of the research are given: the term «regionalization of education» is explained the concept, the factors of formation of the regional educational systems are cited as a new social phenomenon. Systematization of main approaches in design of regional system of education has allowed the author to make findings, that diversity of models of regional educational systems and management are dictated by varieties of historical and cultural, socio-economic, natural geographic, ethno-demographic and other backgrounds and conditions in the Russian Federation. However, it should always be borne in mind that the system of education is acting not as a mono-object but as a multiregional body, functioning in vertical (centre – regions) and horizontal (interregional) relationships. Regional approach can take place only in the system of national educational consistency, including interregional and interstates cooperation in educational, scientific and cultural spheres.
regionalization
regional features
form of social reaction
way of adaptation
state administrative aspect
design of educational system

Особенность региональной системы образования состоит в том, что она представляет собой социально-педагогический феномен, обеспечивающий, с одной стороны, сохранение и поддержку государственного и международного образовательного пространства, с другой – отображение экономических и социокультурных особенностей региона, гарантию народности и национального характера в контексте культуросообразности и природосообразности образования [11]. Региональное образовательное пространство должно быть вписано как в отечественную, так и в мировую практику, то есть органично сочетать глобальное и местное, общее и частное, уникальное и универсальное, своеобразие региональных потребностей и необходимость подъема образования на уровень мировых образцов. В процессе модернизации системы непрерывного образования возникла необходимость уточнения, конкретизации, определение сущности понятия «регионализация образования».

Цель исследования. На основе анализа теоретических источников определить сущность понятия «регионализация образования», обосновать факторы формирования региональных образовательных систем

Материалы и методы исследования

Использованы теоретические методы анализа, систематизации, обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что любая система национальна по своему содержанию и характеру [12]. Данный тезис подтверждается тем, что у всех народов, имеющих свои национально-государственные структуры на территории Российской Федерации, организация образовательной системы построена с учетом региональных особенностей. Тем самым поддерживается и развивается то прогрессивное и уникальное, что заложено в национально-этническом принципе образования. Прежде всего, регионализация означает осуществление в регионе политико-управленческой деятельности, направленной на установление связей сферы образования с другими областями общественной жизни территории. В образовательной политике «региональность» понимается как ее направленность на создание совокупности организационных структур, включенных в социально-экономическую систему региона с присущими ему культурно-историческими и другими особенностями и обеспечивающих, с одной стороны, удовлетворение разнообразных образовательных потребностей субъектов регионального пространства, с другой – потребностей региона в кадрах соответственно структуре его экономики и прогнозам ее развития [10].

Факторы формирования региональных образовательных систем, как нового социального явления, все чаще становятся предметом научных исследований. В большинстве из них понятие «регионализация» трактуется исходя из наиболее общих социальных функций образования, его конкретно-исторических связей с государством, обществом, социумом.

Говоря о социальном аспекте, Л.И. Бойко и Ю.С. Колесников выделяют две характеристики регионального образования, рассматривая его как «форму социальной реакции» и как «способ адаптации». В первом случае – это реакция образовательных институтов на радикальную смену парадигмы социально-экономического развития страны, а в другом – адаптация системы образования к социально-экономической среде региона и максимально полное использование территориальных факторов в интересах сохранения и развития образовательных учреждений в сложных условиях переходного периода [3]. На социальную функцию регионализации указывают также Л. Андрюхина, Ю. Вишневский, В. Шапко и др., трактуя региональное образование как путь, способ перехода системы образования от одной общественной формации к другой [2]. Специальное внимание в научных исследованиях уделяется административно-государственному и общественно-организационному аспектам регионализации образования. Уточнение административно-государственного аспекта представлено в определении, данном В.Н. Аверкиным, согласно которому регионализация есть «развитие системы образования в его соотношении с жизнью региона», где ключевым словом является именно «соотношение» [1, 21].

Н.В. Бочкина, акцентируя внимание на данном моменте, отмечает, что:

– структурная перестройка системы образования ориентирована на образовательные запросы региона и учет социально-экономических, демографических условий и культурно-исторических традиций;

– переориентация образования с режима функционирования на развитие и саморазвитие наделила регионы правом и возможностью выбора образовательной стратегии, направленной на формирование единого образовательного пространства региона, на создание собственной программы развития образования и поощрения образовательных инноваций;

– качественное обновление материально-технической базы, ее инфраструктуры, рынка образовательных услуг ориентирует регионы на возможность разноуровневой дифференцированной подготовки и переподготовки взрослого населения на базе профессиональных учебных заведений по профессиям, необходимым для данного региона [4].

Г.А. Полунина в контексте идеи гармонизации административных и общественных интересов называет ряд принципов регионализации образования:

– включенность каждой обладающей своей спецификой региональной системы образования в федеральную систему образования, с одной стороны, и ее самостоятельность по отношению к федеральной – с другой;

– превращение образования в важнейшее средство функционирования и развития всех социально-экономических, научно-культурных, экологических и национальных региональных систем, включенность образования в рынок труда;

– развитие образования на основе консолидации и взаимопроникновения региональных образовательных структур (дошкольное, школьное, вузовское) и образовательных служб (управления и экономики, психолого-педагогических, социально-воспитательных, методических, социолого-информационных);

– создание открытого регионального образовательного пространства [9, 152].

Автор отмечает, что особый интерес представляют механизмы процесса саморазвития региональной образовательной системы. При этом начальным она считает уровень адаптации федеральной программы развития образования к условиям конкретного региона. На его основе создается собственная программа развития региональной системы образования, а дальнейшая конкретизация региональной образовательной политики в отдельных образовательных учреждениях осуществляется на следующем уровне.

Из широкого перечня особенностей социально-образовательного пространства в национальном регионе можно также выделить как наиболее значимые: природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые); социально-географические (плотность населения и его традиционные занятия, характер расселения, удаленность от других регионов, средства общения); исторические и культурологические (традиции, нормы, стиль жизни); социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, тип семьи); социально-экономические (типы производства, профессиональный состав, уровень жизни, перспективы развития, экономическая зависимость от других регионов); политические (роль политических факторов в развитии регионов, тенденции суверенизации, межгосударственные и межрегиональные связи); культурные (наличие учреждений культуры, культурный уровень населения); образовательные (уровень образованности населения, востребованность образования, наличие учреждений образования и науки, доступность получения значительного числа профессий, воспитательная и образовательная практика с учетом этнических особенностей региона).

Интересный подход формулирует В.В. Тарасов, рассматривающий регионализацию как «степень свободы конструирования образовательной системы»:

– будучи свободной в саморазвитии на уровне региона, в то же время региональная система образования сохраняет и поддерживает государственное и международное образовательное пространство;

– насыщает общегосударственную образовательную систему содержанием, обогащает педагогическими технологиями, развивает инновационные процессы;

– определяет и поддерживает многоукладность национальной, народной, этнической направленности российского образования;

– вбирая в себя локальные образовательные системы, выступает по отношению к ним открытым модусом развития, поддерживая единство региональной образовательной политики, локальные и индивидуально-педагогические новации;

– стимулирует востребованность обновления содержания образования, поиска новых педагогических технологий, диверсификацию сети образовательных учреждений, как полного среднего образования, так и дополнительного профессионального педагогического;

– обретая региональный характер, выступает фактором восполнения и удовлетворения гуманистических образовательных, культурологических, этнодемографических, социально-экономических запросов субъектов региона, свободного развития личности [11, 51].

Что касается следующего – общественно-организационного аспекта регионализации, то в нем отражается сферный характер образования, означающий открытость для образовательных инициатив и социальных групп и профессионального сообщества, выстраивание системы связей образования с другими социальными практиками, и его встраивание в различные государственные общественные институты. Так, например, Т.Б. Парамонова отмечает, что региональный подход предполагает такую политико-управленческую деятельность в регионе, которая направлена на установление связей сферы образования с другими сферами социума через разработку региональной образовательной политики [8, 9]. Кроме того, региональная система образования характеризуется адаптивностью к образовательным потребностям населения, к социокультурным и производственным потребностям территории, особой пространственной взаимосвязью (опорой на специфические пространственные характеристики расположения территории и дополнительной функциональностью) [7, 9].

Немаловажное значение имеет и культурологический аспект регионализации. Особенность этого аспекта, по мнению А.М. Цирульникова и Н.Б. Крыловой, состоит в рассмотрении образования в социокультурном контексте: как части социокультурной сферы и механизма ее развития, как особого социокультурного феномена и культурно-исторического процесса, как элемента новой социодинамики культуры [6, 5]. Авторы отмечают, что образование должно стать тем особым средством, которое связывает такие области, как социальное обеспечение и социальную защиту, здравоохранение, культуру, семейную и молодежную политику и др., устроенные по ведомственному принципу – в единую общественную региональную сферу.

Выводы

Обобщая все вышеизложенное о сущности регионализации образования, можно отметить, что в рамках выделенных аспектов она рассматривается:

– как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования людей, проживающих на той или иной территории, учитывающий специфику их экономических, политических и культурных условий;

– как система, включающая содержательный, организационный и социальный компоненты;

– как управленческая проблема, решаемая путем создания общественно-организационных и управленческих механизмов реализации социально-образовательных функций с учетом геополитических и социокультурных факторов.

В контексте нашего исследования важно подчеркнуть, что региональность в системе общего образования заключается в концентрации, конкретизации и наполнении вариативным содержанием, соответствующим сложившимся локальным условиям, «ядра» образовательной системы региона, в которое входят такие важнейшие компоненты образования, как его ценностная направленность, содержание, структура, организационные формы осуществления и т.д. [7]. Систематизация основных подходов к конструированию региональных систем образования позволяет сделать вывод о том, что общим для них являются: опора на особенности конкретного региона (исторические, национальные, геодемографические, эколого-климатические и др.); учет экономических, социальных, психолого-педагогических приоритетов его развития; выявление образовательных запросов региона, субъектов образования и соотнесение с научно-образовательным потенциалом; опора на духовный потенциал, культурно-исторические и трудовые традиции, менталитет населения региона; создание условий для дифференциации образования в регионе в сочетании с открытостью и возможностями интегрироваться в федеральное и мировое образовательное пространство; развитие и диверсификация образовательного пространства; относительная автономия в выборе приоритетных ориентаций на мировые, федеральные и национально-региональные образцы; единство, соблюдение преемственности целей, содержания и методов воспитания и образования, обеспечивающее целостность образовательной системы; педагогическая многомерность, гармонизация противоположных сил и тенденций педагогического процесса (централизации и децентрализации, управления и самоуправления, исполнительства и инициативы, алгоритмических действий и творчества, нормативности и свободы, личного и общественного, устойчивости и динамизма личности и др.) [11]. Сущность региональной системы образования состоит в том, что она представляет собой социально-педагогический феномен, обеспечивающий, с одной стороны, сохранение и поддержку государственного и международного образовательного пространства, с другой – отображение экономических и социокультурных особенностей региона, гарантию народности и национального характера в контексте культуросообразности и природосообразности образования [11].

Заключение

Таким образом, различие историко-культурных, социально-экономических, природно-географических, этнодемографических и иных предпосылок и условий на территории Российской Федерации порождает необходимость многообразия моделей региональных образовательных систем и управления ими. Система образования выступает не в качестве монообъекта, а как многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр – регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимосвязей. В связи с этим особую актуальность приобретают конкретизация и регионализация макрообразовательной политики, а также теоретические исследования проблем создания различных моделей региональных систем общего образования. Очевидно, что национально-региональный подход может осуществляться только в системе общегосударственного образовательного пространства, включающего межрегиональную и межгосударственную кооперацию в образовательной, научной и культурной сферах.

Региональное образование как система характеризуется: национально-региональным компонентом содержания образования – образовательной нормой, относительно основных характеристик которой (направленности, состава и содержания, структуры и временных параметров) достигнут консенсус в государстве и территориальном сообществе; национально-культурным образовательным пространством, обеспечивающим средствами образования приобщение субъектов территории к национальной, российской и мировой культуре, общечеловеческим и национальным ценностям и традициям, цивилизационным и социокультурным нормам и правилам, действующим в сообществе; национально-региональным подходом к управлению, предполагающим его ориентацию на образовательные запросы региона, учет социально-экономических, культурно-исторических и национальных традиций народов данной территории в разработке программ развития образования и становлении социально-профессионального сообщества людей, объединенных общими образовательными ценностями.