Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMING OF CULTURE OF SAFE BEHAVIOUR OF THE PERSONALITY IN MULTIETHNIC SPACE OF ACTIVITY

Grigoreva E.L. 1 Bystritskaya E.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
In article the questions connected by akmeologichesky aspirations of the personality in the field of health and safety in the conditions of multiethnic space of Russian-speaking regions are considered. By authors the structure the akmeologicheskikh of aspirations of the personality in different types of socially important activities is developed (professional, educational, sports, communicative, etc.). Methods of diagnostics of components the akmeologicheskikh of aspirations of the personality and the scheme of the analysis of these aspirations for the purpose of increase in efficiency educational, professional, and other types of activity are also created and realized in practice. In this article also components of culture of safe behavior of the personality are given in multiethnic society. Methods of forming and updating of culture of safe behavior of younger school students and their parents in the conditions of polycultural space of the educational organization are discussed. Results of this process of the multiethnic child adult advisory center performed within programs of activities are given.
сulture of health and safety of the personality
safe behavior
multiethnic space of activity
safety
culture of safe behavior

Одним из необходимых условий эффективного функционирования многонационального общества является обеспечение безопасности всех его субъектов. Современные социокультурные условия, характеризующиеся усилением негативистских тенденций в полиэтническом пространстве, заставляют обратить пристальное внимание на проблемы обеспечения личной и общественной безопасности детей и молодежи, на их безопасное и рациональное поведение с позиций акмеологического подхода, раскрывающего цели, смыслы и траектории развития и саморазвития личности [7]. В этом ключе важно понимание того, к каким вершинам необходимо стремиться, что этому может способствовать, а что помешать.

Под акмеологическими устремлениями следует понимать стимулирующие установки человека к определенным видам деятельности, нацеливающие субъекта на максимально эффективное владение этой деятельностью, характеризующейся максимальными ее результатами как в отношении объективных целей, так и в отношении субъективной самореализации саморазвития в этой деятельности [1, 3].

В структуру акмеологических устремлений младших школьников входят:

– мотивация достижений успехов в учебе;

– мотивация к общению со сверстниками родителями и педагогами на темы связанные с учебной деятельностью;

– высокий уровень удовлетворенности ее результатами и осознание собственного учения;

– высокий уровень притязаний в этой деятельности;

– стремление к расширению кругозора, связанного с интересующей деятельностью.

Все указанные компоненты легко диагностируются педагогом в отношении учебной деятельности как ведущего вида деятельности младших школьников.

В результате диагностики акмеологических устремлений младших школьников и их родителей, в связи с включением детей в полиэтнический коллектив, было определено, что дети – представители коренных этносов получают достаточно стимулов со стороны семьи и школы для того, чтобы проявить акмеологические устремления в учебной деятельности, таких детей было 72 % от общего числа респондентов учеников 3–4 классов. Однако это число значительно меньше, если рассматривать представителей некоренных этносов – таковых менее 54 % респондентов. Это можно объяснить тем, что акмеологические устремления детей мигрантов в основном формируются в семье родителями – где нет языковых барьеров и где очень жестокая иерархия соподчинения. Однако проблема состоит в том, что сами родители-мигранты находятся в состоянии неуверенности в завтрашнем дне и не видят со всей ясностью перспектив для своей профессиональной и личной самореализации и самореализации своих детей в новом месте проживания. Отсюда возникают сниженные акмеологические устремления детей, тревожность, агрессивность и признаки девиантного поведения у детей мигрантов и по отношению к ним, что негативно сказывается на культуре безопасного поведения и культуре личности в целом.

Таким образом, задачей педагога является формирование акмеологических устремлений ребенка к учебному и другим социально значимым видам деятельности, таким как творческая, спортивно-массовая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, а также создание моделей социально позитивного поведения [4]. К числу последних относится формирование культуры безопасного поведения, что особенно важно в условиях нарастания тенденций свободы миграционных процессов. В этих условиях большинство организаций средней полосы России представляют из себя полиэтнические поликультурные педагогические системы, которые требуют от учителя особого мастерства, владения особыми компетенциями, в частности связанные с формированием бесконфликтного общения между детьми коренных этнических общин и динамически развивающихся национальных диаспор. В этих условиях возрастает функция внутришкольной медиации и опыта безопасного поведения.

Главной целью формирования «акме» безопасного поведения, как одного из векторов построения личной культуры, является подготовка личности к обеспечению собственной безопасности, социальной и национальной, а также к обеспечению безопасности значимых людей для достижения максимальной социальной реализации

Акмеологические устремления личности в сфере безопасности определяются внешним и внутренним содержанием деятельности. Внутренняя обусловлена необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, выражается в формировании мировоззрения, психологическими особенностями личности, установками и ориентациями на безопасность в контексте жизненных целей и ценностей: эго-целей и эго-ценностей, которые придают деятельности социально безопасный смысл. Внешнее содержание обусловлено необходимостью защиты жизненно важных физиологических потребностей: в самосохранении, развитии и пр.

Основными условиями реализации акмеологических устремлений в области безопасности, безопасного поведения, обеспечения бесконфликтности в полиэтнической среде выступают: формирование у личности ответственности за свою деятельность; понимание своей роли в обеспечении безопасности на различных уровнях; развитие социально-психологической компетентности в области бесконфликтного общения; формирование культуры безопасности личности; развитие личности через обеспечение безопасности на индивидуальном, общественном, государственном уровнях; духовно-нравственное воспитание личности как основа формирования и воспитания ее культуры безопасности.

Понятие «безопасное поведение» члена социума в многонациональной среде», как способы деятельности и взаимодействия, не несущие рисков и угроз для него самого и лиц его окружающих, выступает определяющим в смысле отношений к действительности, к характеру общественной деятельности. «Полиэтничное общество понимается как общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства» [5]. Таким образом, модели безопасного поведения следует рассматривать через призму не столько поведенческих характеристик, сколько в плане формирования и реализации акмеологических устремлений и смысловых структур личности, а также и социальной структуры деятельности.

Безопасное, рациональное поведение берет свои основы во внутреннем выстраиваемом габитусе личности (позиции и диспозиции личности). У человека всегда существуют приоритетные акмеологические позиции, которыми он владеет, благодаря которым достигаются максимальные устремления в деятельности. Таким образом, вершиной достижения безопасного поведения (оптимумом) становится принятие личностью другого в себе, принятие внутренних установок на безопасное общение. Внутренние смысловые структуры общения ложатся в основу внешнего поведения личности. Акмеологически безопасное поведение состоит из внешних и внутренних установок к обеспечению личной, национальной и государственной безопасности в целом. Организация педагогами процесса формирования и рефлексии акмеологических устремлений личности к безопасности во внутренней психической и внешней практической деятельности является сложной педагогической работой, требующей высокого уровня профессионального педагогического мастерства и компетентности в решении широкого круга социальных и психологических проблем [6]. Наибольшие сложности, проблемы и барьеры в осуществлении этой работы возникают при организации педагогического общения, взаимодействия и сотворчества с представителями некоренных народов, с детьми, подростками и юношеством из числа представителей динамически развивающихся диаспор, проживающих на территории России, в частности Нижегородской области. Затруднения в обеспечении безопасного поведения представителей некоренных народов обусловлены не столько слабым владением русским языком, сколько сформировавшейся в ином социокультурном пространстве системой ценностей, иными смысловыми составляющими их деятельности, обусловленных многочисленными, в том числе и стрессогенными факторами их прежней жизни с одной стороны. С другой стороны, преодоление языкового барьера активизирует механизмы принятия нового и развитие навыков межкультурной коммуникации [5]. Осознание национальной принадлежности и воспитание в русле национальной культуры и традиций формируют этноидентичность в полиэтническом пространстве жизнедеятельности, с одной стороны, и активизируют механизмы этноадаптации с позиций терпимости, принятия, ускоренной интеграции в новую среду.

С целью развития культурной направленности в формировании безопасного поведения и жизнедеятельности молодых представителей динамически развивающихся диаспор на территории Нижегородской области была разработана концепция «ЭТНОГЛОБус.РФ». Она направлена на создание оптимизирующей молодежной среды в рамках детско-молодежного адаптационного центра. Одним из важнейших направлений в работе центра является система «Этно-Согласие», направленная на включение мигрантов, имеющих российское гражданство, в социокультурную среду Нижегородской области, в бесконфликтное продуктивное общение и в совместные, в том числе и творческие виды деятельности с представителями коренных народов и общин. В качестве базовых технологий, методов и приемов, применяемых в данной системе, используются рефлексивные методы, тренинги, технологии социокультурного моделирования, социальные, творческие проекты, акции и другие продуктивные способы создания оптимальных условий социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде.

Тренинги безопасного поведения базируются на культурных основах, общечеловеческих, национальных ценностях, затрагивают следующие уровни самосознания личности: уровень познания и преобразования действительности через коммуникационные каналы, уровень самоактуализации в общении, уровень эго-идентичности, через «рефлексивное зеркало» уровень социальной концептуализации, уровень духовной реализации в социокультурном полиэтническом пространстве жизнедеятельности [2]. Реализация данных уровней самосознания личности была учтена при разработке технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности: тренингов обеспечения безопасного поведения, направленных на углубление поведенческих мотивов безопасного поведения, снижение индивидуальных и коллективных рисков, принятия безопасных решений на улице, в быту, в транспорте и пр. В ходе реализации тренингов происходит погружение в процесс общения, с целью «мягкого» раскрытия индивидуального коммуникативного потенциала для безопасного общения и поведения, при этом происходит активизация совместной познавательно-творческой деятельности, «раскрытие себя» через моделирование ситуационного взаимодействия, игровые модели деятельности и пр. Тренинги обеспечения безопасности в рамках формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности, формирования безопасного поведения реализуются по следующим направлениям:

– тренинги социальной безопасности: тренинги суждений «Я в обществе»; тренинг обеспечения безопасности в социуме «Мои поступки – моя ответственность»; предполагает реализацию нескольких траекторий ситуационного и личностного развития;

– безопасного поведения для минимизации конфликтного общения, осознание способов восприятия субъектов деятельности,

– определение рациональных стилей поведения в конфликтных ситуациях (адаптационный, конкуренции, компромисса, сотрудничества, уклонения), реализация способов деятельности в конфликтных ситуациях (признание конфликта, определение ядра или центра, взгляд с позиции оппонента на предмет конфликта, открытое, честное, справедливое общение, позитивные взгляды на природу предмета конфликта, возможность сказать и выслушать);

– возможность принятия другого, понимание его позиции, аутентичность в общении и пр.

Тренинг невербального общения «Эмоции в телодвижении или жест как средство коммуникации»; «Путешествуй безопасно»:

– тренинги морально-психологической безопасности: тренинг поведения в конфликтной ситуации «Справедливое общение без конфликта», тренинг общения «Скажи нет!», «Оправдание невежливой фразе»; Тренинг семейной вежливости «Доброе слово», тренинг коррекции поведения в общественных местах «Мое слово для уважительного общения», «Умею сказать!»;

– тренинги физической безопасности: тренинг «Осторожно в доме»; «Безопасность на улице»;

– тренинги экологической безопасности: Безопасность природной среды «С природой на ты»;

– тренинги информационной безопасности: Реклама, СМИ как инструменты развития социальных институтов, тренинг; «Социальный проект: реклама безопасного поведения»;

– тренинги медицинской безопасности: Основы здорового образа жизни «Мое здоровье»;

– тренинги безопасности в чрезвычайных ситуациях: Безопасность при пожаре «Действуй компетентно при пожаре, на воде»;

– тренинги правовой безопасности: тренинг «Мои права» и другие технологии и методы.

Их реализация в программах полиэтнического центра приводит к формированию у воспитанников чувства разумной раскрепощенности и ощущения свободы в рамках всех социально-позитивных видов деятельности. Исчезает чувство ограниченности свободы общения и творчества, что обоснованно повышает уровень гражданской инициативы, стремления к самореализации, участии в общественной жизни в русскоговорящей среде.

По результатам реализации программ консультативного центра в условиях полиэтнической образовательной организации можно сделать следующие выводы:

– более 60 % родителей младших школьников оценили пользу консультаций и констатировали, что их представления о перспективах жизни и повышении ее качества в русскоязычном регионе значительно расширились;

– коэффициент сплоченности в полиэтнических классах возрос в 1,25 раз, дети проявляют больше склонности не только к учебному сотрудничеству но и к творческому сотрудничеству во внеучебное время;

– значительно снизилась тревожность и агрессивность в поведении детей, что привело к достоверным изменениям опыта безопасного поведения, а также культуры безопасного повеления.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что главной целью формирования «акмеологии» безопасного поведения представителей этнических общностей, как одного из векторов построения их личной культуры, является подготовка личности к обеспечению собственной безопасности, социальной и национальной, а также к обеспечению безопасности значимых людей для достижения максимальной социальной реализации.