Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS, STRUCTURE AND CONTENT OF TEACHER PROFESSIONAL TRAINING IN TERMS OF CREATION AND APPLICATION OF ELECTRONIC TEACHING MATERIALS

Filatova Z.M. 1
1 State Autonomous Educational Establishment of Higher Professional Education (SAEE HE) «Naberezhnyye Chelny State Institute of Trade and Technology»
Modern labor market expects university teachers to be ready to meet new social and professional requirements of the information-oriented society and to implement new federal educational standards into studying process. Due to insufficient level of university teachers’ proficiency in creation and application of electronic teaching materials we cannot consider the effectiveness in the educational process increase. That is why information competency has become a necessary condition of university competitiveness as well as one of the basic conditions of meting educational objectives enlisted in the Federal educational standards. The article describes pedagogical conditions of university teachers’ competence formation in terms of creation and application of electronic teaching materials. The structure and content of university teachers’ professional training are considered. Professional training is aimed at information competency formation on the basis of distance education with distributed access.
pedagogical conditions
structure and content of professional training
university teacher competence
distant-learning system
electronic teaching materials

В современной педагогической литературе, где рассматривается проблема совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности результативности образовательного процесса, одним из аспектов является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих результативность осуществляемой деятельности.

Анализ работ В.И. Андреева, Н.М. Борытко, А.Я. Найн, М.В. Зверева и др. позволяет определить понятие «педагогические условия» как «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности». При рассмотрении понятия «педагогические условия» в исследованиях [1–4] встречаются следующие его толкования: «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения… целей» (В.И. Андреев [1]); «некое внешнее обстоятельство, оказывающее значимое влияние на протекание и эффективность педагогического процесса, сознательного спроектированного исследователем, подразумевающего достижение искомого эффекта» (Н.М. Борытко [2]); «содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» (М.В. Зверева [3]); «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» (А.Я. Найн [4]). Таким образом, под педагогическими условиями будем понимать совокупность достаточных и необходимых мер воздействия (определение содержания, форм и методов), ориентированных на обеспечение эффективности педагогического процесса.

Педагогические условия формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования электронного учебно-методического комплекса

Для эффективного формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования электронного учебно-методического комплекса необходимо выявить и апробировать педагогические условия, способствующие успешной реализации педагогического процесса и обеспечению повышения качества дополнительной профессиональной подготовки преподавателей в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК) учебной дисциплины будем понимать совокупность электронных (справочных, учебно-методических, хрестоматийных и контролирующих) материалов, отобранных и приведенных в соответствие с рабочей программой учебной дисциплины, функционирующих в распределенном доступе на базе системы дистанционного обучения (СДО). При определении педагогических условий формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования ЭУМК будем рассматривать образовательную среду, в рамках которой этот процесс будет происходить наиболее благоприятно.

Процесс выявления педагогических условий представим как поэтапную последовательность, в рамках которой предполагается:

а) определение основных компонентов, оказывающих влияние на результативность достижения цели;

б) определение комплекса мер, способствующих выявлению каждой составляющей;

в) выделение базовых условий и исключение случайного;

г) реализация каждого условия в отдельности и\или их совокупности.

Для формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования ЭУМК в нашем случае выявлены и разработаны следующие педагогические условия:

1. Соблюдение содержательно-методических, дизайн-эргономических требований к контенту ЭУМК и технико-технологических требований к функционированию ЭУМК на базе СДО.

2. Обеспечение готовности преподавателя вуза к созданию ЭУМК учебной дисциплины и его использованию в распределенном доступе за счет обучения в рамках дополнительной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование ЭУМК на базе СДО».

3. Наличие учебно-методического обеспечения дополнительной программы повышения квалификации преподавателей вуза «Технология создания ЭУМК», функционирующего в СДО «Прометей».

Первое педагогическое условие ориентировано на соблюдение содержательно-методических, дизайн-эргономических требований к контенту ЭУМК и технико-технологических требований к функционированию ЭУМК на базе СДО, в рамках которой разрабатывается преподавателем вуза собственныйй электронный образовательный ресурс с целью его дальнейшего применения в учебном процессе.

Второе педагогическое условие нацелено на обеспечение готовности преподавателя вуза к созданию ЭУМК учебной дисциплины и его использованию в распределенном доступе за счет обучения в рамках дополнительной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование ЭУМК на базе СДО».

Третье педагогическое условие ориентировано на наличие учебно-методического обеспечения для дополнительной программы повышения квалификации преподавателей вуза. В рамках реализации дополнительной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование ЭУМК на базе СДО» разработано и внедрено в СДО «Прометей» учебно-методическое обеспечение «Технология создания ЭУМК», включающее рабочую программу, содержание лекционных и практических занятий, а также материалы итогового контроля.

Подготовка преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК

Целью профессиональной подготовки к созданию и использованию ЭУМК для учебных дисциплин в условиях распределенного доступа является формирование и\или совершенствование компетентности преподавателя вуза в области ИКТ как способности педагогического работника применять знания, умения и опыт применения знаний и умений по выполнению проектного задания по созданию и использованию ЭУМК на базе СДО.

Исходя из цели, определим задачи подготовки преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК:

1. Формирование знаний и умений в области теоретических основ создания и использования ЭУМК, которые определяют наличие общих представлений о следующих вопросах:

а) формировании ЭУМК средствами ИКТ;

б) содержательно-методических, дизайн-эргономических и технико-технологических требованиях при разработке ЭУМК;

в) назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне ЭУМК;

г) программных средствах разработки ЭУМК (web-редакторы, конструкторы, инструментальные среды);

д) назначении и особенностях организации, а также осуществлении обучения с применением ДОТ;

е) компонентах СДО, предоставляющих возможности для подготовки и реализации процесса обучения;

ж) сетевом педагогическом взаимодействии и распространении педагогического опыта.

2. Формирование умений по применению средств ИКТ при создании собственных разработок и определению соответствия ЭУМК содержательно-методическим, дизайн-эргономическим и технико-технологическим требованиям.

3. Формирование умений по осуществлению учебной информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса на базе СДО.

4. Формирование опыта выполнения проектного задания по созданию и использованию ЭУМК на базе СДО, предполагающей:

а) определение цели и задач обучения с применением дистанционных образовательных технологий в рамках учебной дисциплины;

б) подбор методов, форм и средств обучения с учетом информационного взаимодействия на базе СДО;

в) формирование ЭУМК по учебной дисциплине на основе мультимедийных и интерактивных технологий;

г) построение и корректировку индивидуальной траектории обучения обучающегося с привлечением ЭУМК;

д) поэтапный и итоговый контроль знаний и умений обучающихся по разработке и применению ЭУМК на базе СДО;

е) консультирование обучающихся с использованием инструментальных возможностей СДО (форум, чат, почтовые рассылки, книга отзывов и доска объявлений);

ж) комплексное применение и адаптацию готовых методик обучения с привлечением ЭУМК.

Основные направления формирования компетентности преподавателей вуза по разработке и применению ЭУМК в условиях распределенного доступа выделены в разработанной структуре и содержании профессиональной подготовки к созданию и использованию ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО. При построении структуры подготовки была принята во внимание система взаимосвязанных факторов, влияющих на формирование компетентности преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК. Ее составляющие, условия формирования и др. представлены в виде отдельных компонентов: целевого, организационного, содержательного и результативного (рисунок).

Целевой компонент определяет цель и назначение структуры. Цель исследуемого процесса – сформировать компетентность преподавателя в области создания и использования ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО.

Организационный компонент ориентирован на решение задач по формированию компетентности преподавателя в процессе обучения:

1. Создание педагогических условий с использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.

2. Выявление категорий обучающихся, с учетом их профессиональной деятельности.

3. Определение способов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

4. Построение индивидуальной траектории обучения преподавателей.

Содержательный компонент включает дополнительную программу повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование электронного учебно-методического комплекса на базе СДО». Дополнительная программа повышения квалификации преподавателей вуза предусматривает ознакомление преподавателей (слушателей) с теоретическими аспектами использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; приемами, средствами и методами разработки ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО; технологией осуществления учебной работы тьютора в СДО. Содержательно-теоретическая и практическая подготовка преподавателей в области создания и использования ЭУМК представлена несколькими разделами:

1. Дистанционное обучение и интернет.

2. Методические рекомендации по созданию ЭУМК.

3. Технология создания ЭУМК.

4. Технология учебной работы тьютора в СДО.

5. Разработка и защита ЭУМК.

filat1.wmf

Структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК

Первый раздел «Дистанционное обучение и интернет» ориентирован на рассмотрение теоретических аспектов использования электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и направлен на формирование представлений об особенностях организации и осуществления обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Рассматриваемый раздел состоит из следующих тем:

1. Интернет и общество. Понятия ЭО и ДОТ. Психолого-педагогические аспекты ЭО и ДОТ.

2. Программное обеспечение ЭО. Организация учебного процесса в условиях распределенного доступа на базе СДО.

Второй раздел «Методические рекомендации по созданию ЭУМК на базе СДО» направлен на ознакомление требований по разработке ЭУМК, принципов разработки и этапов создания ЭУМК, определение оценки качества ЭУМК. Данный раздел включает рассмотрение тем:

1. Особенности разработки и подготовки учебно-методических материалов при обучении с применением ДОТ. Принципы разработки ЭУМК.

2. Компоненты ЭУМК. Сценарий разработки ЭУМК. Оценка качества ЭУМК.

Третий раздел «Технология создания ЭУМК дисциплины» ориентирован на овладение способами и методами подготовки учебно-методических материалов в соответствии с предметной областью. Данный раздел представлен следующими темами:

1. Разработка и организация информационной структуры ЭУМК.

2. Подготовка текстовых документов для ЭУМК.

3. Системы и алгоритмы поиска информации в глобальной сети Интернет для создания дополнительных компонентов ЭУМК.

4. Подготовка аудиовизуальной информации для наполнения содержательной составляющей ЭУМК.

5. Техническая реализация ЭУМК учебной дисциплины.

Четвертый раздел «Технология учебной работы тьютора в СДО» ориентирован на расширение представлений о возможностях совершенствования содержания и организационных форм обучения в образовательном учреждении, а также на формирование умений по осуществлению учебной работы преподавателя как организатора и координатора (тьютора) в СДО. Данный раздел включает темы:

1. Знакомство с СДО.

2. Организация и принципы построения компьютерного тестирования в СДО.

3. Дискуссия в СДО.

Пятый раздел «Разработка и защита ЭУМК» направлен на выполнение проектного задания по разработке и применению ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО.

Программа повышения квалификации рассчитана на ускоренное обучение преподавателей вуза, участвующих в реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ. Продолжительность программы обучения составляет 108 часов, из которых: 42 часа отведено для самостоятельной работы во внеаудиторное время; 66 часов – на выполнение практических работ, осуществляемых в аудиторном режиме при участии преподавателя-консультанта.

Результативный компонент позволяет определить готовность преподавателя вуза к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Для определения результативности обучения среди педагогов были проведены: анкетирование на степень выявления готовности преподавателей вуза к использованию ИКТ, диагностика уровня формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования ЭУМК на базе СДО, итоговое тестирование по оценке уровня сформированности знаний и умений по созданию и использованию ЭУМК, задания которого направлены на проверку знаний теоретических основ создания и использования ЭУМК. Также организована и проведена итоговая работа – разработка и защита ЭУМК по учебной дисциплине, которая была направлена на определение практического и методического опыта по разработке и применению ЭУМК на базе СДО. Методическая составляющая дополнительной программы повышения квалификации ориентирована на методическую работу, связанную с определением целей и задач обучения, подбором методов и форм обучения с применением ЭУМК на базе СДО, спецификой преподавания учебной дисциплины, построением и корректировкой индивидуальной траектории обучения, контролем знаний и умений обучающихся в условиях распределенного доступа.

Приведенная структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК реализована на базе государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт». Отдельные разделы учебно-методического обеспечения дополнительной программы повышения квалификации «Технология создания ЭУМК» включены и использованы в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей: государственного образовательного учреждения «Институт непрерывного педагогического образования», г. Набережные Челны; частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права» (Бугульминский филиал); государственного автономного образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж», государственного бюджетного образовательного учреждения «Заинский политехнический колледж» и государственного автономного образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж».