Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

BASIC CONTENT SCHOOL SUBJECT «MUSIC» FOR PUPILS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
One of the problems of national special education is to provide updated content «Music» of the subject to mentally retarded students, corresponding to modern requirements of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) and about the adapted basic secondary education program students with mental retardation (intellectual disabilities). Violations of higher mental functions in mentally retarded students are common in nature and determine the need for development of effective correctional-developing technologies, normalizes impaired function, it is possible for teachers to identify the effectiveness of a special musical and educational process. The materials of domestic psychological and educational research results presented relatively little musical education of mentally retarded children of primary school age. The article presents research materials carried out in the framework organized by the Ministry of Education and Science Russia «Development of software and methodical and educational and didactic ensuring implementation of the requirements of the Federal state educational standard primary education of students with disabilities and the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) (1 additional, 1 classes)».
music education
mentally retarded students
music
singing

Реализуемый в настоящее время Министерством образования и науки РФ Проект «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)» призван совершенствовать содержание специального образования [1–26].

При определении содержания учебного предмета «Музыка» нами учитываются следующие требования: соответствие социокультурным требованиям современного общего и специального образования; приоритетный характер выбора музыкальных произведений отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций среди идеальных образцов мировой культуры; художественность как особая ценность музыкальных произведений; соответствие предъявляемых требований содержания учебного предмета «Музыка» реальным возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); психокоррекционные и музыкально-психотерапевтические возможности различных видов музыкальной деятельности.

В содержание примерной рабочей адаптированной образовательной программы учебного предмета «Музыка» включено изучение следующих музыкальных понятий: музыкальные жанры (песня, танец, марш и их производные); основные средства музыкальной выразительности; форма музыкального произведения (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная); соответствие формы музыкального произведения содержанию; основные виды музыкальной деятельности: сочинительство, исполнительство, восприятие музыки. Основное содержание Программы включает: отечественные (русские) классические и современные музыкальные произведения (народные и композиторские); музыкальный фольклор, отражающий жизнь народа, его историю, отношение к Отчизне, природе родного края, труду, труженику; устные и письменные формы сохранения музыкальных традиций; многожанровость русских песен; песенность как отличительная черта русской музыки; народный характер творчества русских композиторов.

Подбор музыкальных произведений для слушания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает наличие у них следующих характеристик: зависимость содержания музыкальных произведений от возможностей восприятия детьми, близость и доступность образов, связанных с их непосредственным интересом и ближайшим окружением: игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания должна отличаться: четкостью, «прозрачной» структурностью, ясной формой; простотой музыкального языка; наличием выразительных мелодических оборотов; классической гармонией; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов для характеристики художественных образов. В разделе «Музыкальное восприятие» предусмотрено овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следующими качествами: умение слушать музыку, адекватно реагируя на образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональная отзывчивость на произведения различных жанров музыки; умение излагать словами примерное содержание музыкального произведения; умение различать формы и характер музыкальных произведений (марш, танец, песня; веселая, грустная мелодия); умение узнавать и называть музыкальные произведения по любому отрывку из текста; умение выделять мелодию и сопровождение в вокальных и в инструментальных произведениях; умение различать и называть части песни (вступление, запев (куплет), припев, проигрыш, окончание); представления о сольном и хоровом пении, музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр), музыкальных инструментах и их звучании.

Произведения отечественной музыкальной культуры (музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная) составляют основу песенного репертуара раздела «Хоровое пение». Рекомендуемый песенный материал должен характеризоваться доступным смыслом, отражать знакомые образы, явления и события окружающей жизни, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие, удобные для вокализации детьми музыкальные фразы, соответствующие требованиям охранительного голосового режима. В качестве примерной тематики вокальных произведений выступают природа, труд, профессии, общественные явления, детство, школьная жизнь и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

При обучении навыку пения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется: формирование певческой установки – расслабленное, но подтянутое вертикальное расположение туловища с расправленными спиной и плечами, прямым, свободным положением головы, устойчивой опорой на обе ноги, свободными руками; развитие певческого дыхания – бесшумный глубокий, одновременный вдох, соответствующий характерным и темповым особенностям песни, перед началом музыкальной фразы, экономный выдох, удерживающий дыхание на более длинных фразах, быстрая, спокойная смена дыхания при отсутствии пауз между фразами, распределение дыхания при исполнении песен кантиленного характера, с изменением динамических оттенков (усиливая или ослабляя концентрацию выдоха), пение попевок на одном дыхании; формирование естественного, ненапряженного вокального звукоизвлечения – правильное формирование гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков, интонационное выделение гласных звуков в зависимости от смысла текста песни, правильное формирование гласных звуков при пении двух звуков на один слог, отчетливое произнесение текста в темпе произведения, указанного автором, мягкое, напевное, легкое пение (напевное исполнение мелодии – кантилена), единая правильная интонация в составе группы или индивидуально, выдерживание ритмического рисунка произведения при пении a capella, чистота интонирования и ровное звучание на всем диапазоне, чувство ритма при исполнении специальных ритмических упражнений, воспроизведение беззвучной артикуляцией куплета знакомой песни в инструментальном сопровождении; дифференциация звуков по высоте и направленности мелодии (низкие, средние, высокие, восходящие, нисходящие, одновысотные), показ рукой направления мелодии (снизу вверх или сверху вниз), определение сильной доли на слух; развитие осмысления содержания песни на основе определения характера ее мелодии (веселый, грустный) и текста; эмоционально-выразительное исполнение песен с элементами динамических оттенков; формирование понимания жестов дирижера (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (пение в унисон, устойчивый унисон; ритмичное исполнение песен, с сохранением ансамблевого строя); развитие умения использования разнообразных средств музыкальной выразительности (темп, динамика) для передачи настроения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); усиление и расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения собственным пением.

Изучение элементов музыкальной грамоты, длящееся три периода, соответствует познавательным возможностям обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В ходе первого, пропедевтического периода, у детей в возрасте от шести до восьми лет (первый дополнительный – первый класс) происходит: накопление первичного опыта восприятия музыки, музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых и внемузыкальных представлений, правильного голосоведения мелодии; знакомство с различным характером музыки (веселая, грустная), с особенностями динамики (громкая, тихая); развитие представлений о внутреннем содержании музыкальных произведений; о музыкальных инструментах и их звучании (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формирование представлений о форме песен (вступление, запев (куплет), припев, проигрыш, окончание), музыкальных жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, слушание и т.д.) и правилах поведения на уроках музыки. Второй период, предусматривающий охват детей в возрасте от девяти до одиннадцати лет (второй – четвертый классы), служит более осознанному овладению знаниями, исполнительскими умениями, музыкальными понятиями: звуковысотность и длительность звуков, особенности музыкальных коллективов (ансамбль, оркестр, хор), музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, народные инструменты), музыкальных форм (части музыкального произведения); представлениями о функциях музыки (для отдыха, развлечения, спорта, труда), разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный), танцев (вальс, полька, танго, фокстрот, полонез, хоровод, диско). Третий период, охватывающий возраст детей от двенадцати до четырнадцати лет (пятый класс), предусматривает систематизацию и обобщение знаний, полученных практическим путем: формирование представлений о способах графического изображения музыки с помощью нотной записи (нотный стан, ключ, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент, аккорд и др.); о музыкальных профессиях (композитор, дирижер, музыкант, певец, звукорежиссер, аранжировщик), особенностях композиторского творчества; о составе и звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (соната, концерт, опера, балет, симфония).

Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предусматривает использование простейших музыкальных инструментов – металлофона, ксилофона, триолы, детских саксофона и кларнета, треугольника, бубна, маракасов, румбы, кастаньет, трещоток, ложек, детских баяна и аккордеона и др. Обучение игре на металлофоне предполагает овладение правильными приемами звукоизвлечения, когда ударный молоточек, расположенный на указательном пальце, чуть зажимается сверху большим пальцем, а кисть в момент удара находится в расслабленном состоянии. Важно координировать и дозировать усилия, так как в случае слабого удержания молоточка возможно выпадение его из руки, а при чрезмерных зажимах и скованности звук будет глухим, тусклым, жестким. Извлечение чистого, звонкого звука возможно, если удар наносится перпендикулярно, ровно посередине металлической пластинки, без задевания соседних пластинок. Обучение игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах сопровождается формированием осознанного музыкального восприятия, когда ребенок учится слушать музыкальное сопровождение, исполняемое на фортепиано, после чего ребенку разрешается самостоятельное исполнение простейшего сопровождения к какой-либо пьесе, передавая ритмический рисунок произведения. Звукоизвлечение на маракасах, румбе осуществляется кистевым движением, а на треугольнике – спокойными ударами палочкой по горизонтальной перекладине, в случае необходимости приглушения звука прикосновением пальца к инструменту. Игра на трещотках, состоящих из деревянных пластин, заключается в ритмичном встряхивании ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. Важно обращать внимание на излишнюю громкость звучания во время игры на кастаньетах, для предотвращения чего инструмент берут в одну руку, правильно ударяя «лепестками» кастаньет о ладонь другой; звук от такого игрового приема становится более приглушенным, четким, ритмичным. Игра на бубне предусматривает различное звукоизвлечение: кончиками пальцев либо основанием кисти по краям обруча или по центру натянутой мембраны. При игре на детских духовых инструментах: триола, детские саксофон или кларнет – формируется навык правильного расходования дыхания, скоординированного с силой звучания и с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Успешное овладение правильными приемами звукоизвлечения позволяет осуществить переход к исполнению простейших инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра, состоящих из ритмического сопровождения без изменения звуковысотности, а затем и несложным голосоведением. Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предусматривает готовность к запоминанию мелодии, наличие музыкально-слуховых представлений, умения пропеть звуки мелодии голосом.