Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE TEACHER’S CULTURE IN CONCEPTUALIZATION OF PROFESSIONAL EXPERIENCE IN THE STRUCTURE OF HIS PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Duhaeva L.D. 1 Yarychev N.U. 1
1 Chechen Institute of Improvement Professional Skill of Educators
The author dwells upon the role of a teacher in education and professionally important qualities of teacher’s character in the contents of professional educational standards. Functional card of a teacher’s professional activities is analyzed with focus on the concept «teacher’s culture» in it. Value of the culture component in the structure of teaching activities, skills and knowledge of a teacher are described in the paper. The importance of teacher’s culture development with the help of conceptualization of professional experience is justified by the author. The terms «professional experience», «dissemination», «conceptualization» are defined. Substantial characteristics of conceptualization process and scientific theories on conceptualization of professional experience are analyzed. Levels of conceptualization of professional experience and the difference from the term «dissemination and generalization of progressive pedagogical experience» are described. The definitions «culture», «personal culture» are examined in details. The teacher’s culture in conceptualization of professional experience is defined with the focus on the structure of the notion (sensually-mental, value and empirically and activity components).
teacher’s culture
conceptualization
professional experience
teacher’s professional standard
dissemination
values
scientific and theoretical level

Профессиональная деятельность учителя сегодня находится в центре внимания государства и общественности. Об этом свидетельствуют различные обсуждения статуса, педагогической деятельности и профессионально важных качеств учителя в средствах массовой информации, а также в нормативно-правовых актах и концепциях. В частности, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы отмечается необходимость обновления кадрового потенциала преподавательского и административного состава [10]. В Федеральном законе «Об образовании» говорится о том, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов [19]. В профессиональном стандарте «Педагог» [14] прописывается множество трудовых действий, умений и знаний, которые учителю важно демонстрировать в современной педагогической деятельности. Причем они косвенно указывают на те профессионально важные качества, которыми должен обладать учитель, а именно: это готовность к инновациям, умение работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способность выстраивать коммуникацию с различными участниками образовательных отношений и др.

Различные контексты понятия «культура» в профессиональном стандарте «Педагог»

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

– проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

– формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

– формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;

– создание доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. принадлежащими к разным национально-культурным общностям;

– применение специальных языковых программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;

– формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам.

– организовывать различные виды внеурочной деятельности: … культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации;

– строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

– использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;

– вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры.

– преподаваемый предмет, его история и место в мировой культуре и науке;

– основы психодидактики, поликультурного образования;

– методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения.

В контексте проблемного поля данной статьи рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога с точки зрения смыслового контекста «культура учителя». Анализ содержательных характеристик трудовых функций показал, что в буквальном значении «культура учителя» в данном документе не встречается. Вместе с тем можно найти множество указаний на ее различные аспекты или значения. Так, например, в тех или иных сочетаниях категория «учитель» встречается в профессиональном стандарте порядка 15 раз. В таблице представлено содержание функциональной карты профессиональной деятельности педагога, указывающее на значимость учета культурной составляющей в его педагогической деятельности.

Таким образом, в Профессиональном стандарте педагога отмечается, что он должен развивать у обучающихся культуру переживаний, формировать у них культуру здорового образа жизни и позитивные образцы поликультурного общения. Учителю важно осуществлять свою деятельность с учетом культурных различий обучающихся, выстраивать культурно-досуговую деятельность, используя в своей работе культурно-исторический подход. При этом педагог должен знать основы поликультурного образования, роль своего предмета в мировой культуре, применяя методы и технологии поликультурного обучения [14]. Иными словами, все вышеотмеченное указывает на необходимость развития профессиональной культуры учителя с целью выстраивания его деятельности с позиции требований Профессионального стандарта и современных социально-экономических и политических условий.

Помимо прочего, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования выстроены с опорой на культурно-историческую теорию развития личности Л.С. Выготского. Там, в частности, говорится о значимости социальной среды как главном источнике развития личности. Причем именно культурное развитие является приоритетным, и происходит оно посредством накопления личностью ее собственного и социально-исторического опыта в результате обучения. В этой связи развитие культуры учителя является перспективной задачей в аспекте совершенствования его профессионально важных качеств. Однако, понимая многозначность и многокомпонентность понятия «культура учителя», следует сконцентрироваться на анализе некоторых ее аспектов.

В работах, посвященных культуре учителя, рассматриваются такие ее виды, как коммуникативная [2], исследовательски-творческая [16], духовная [3], культура здоровья [12] и др. В любом случае указанные разновидности культуры входят в профессионально-педагогическую культуру учителя. Совершенствование личности и деятельности учителя определяется его способностью и готовностью обобщать, расширять и углублять свой профессиональный опыт. Можно сказать, что любое профессионально важное качество педагога преломляется сквозь призму его профессионального опыта. В этой связи считаем значимым педагогу научиться анализировать и систематизировать свой профессиональный опыт и на его основе решать новые педагогические ситуации. Поэтому рассмотрим культуру учителя в рамках осуществления концептуализации профессионального опыта.

Важно отметить, что профессиональный опыт связан с практической деятельностью учителя и определяется как совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе учебно-воспитательной деятельности. Опыт является основой профессионального мастерства учителя [13]. Об опыте также говорят как о «способе познания объективной реальности» [5, с. 292]. При этом интересна позиция Э.Э. Сыманюк, которая рассматривает опыт как совокупность значимых ситуаций и событий, включенных в профессиональную деятельность. Причем такое событие, интегрируя в себе пережитую субъектом ситуацию, сохраняется в профессиональном опыте и влияет на выбор способа осуществления деятельности [18]. Однако опыт здесь рассматривается не только в позитивном формате. Э.Э. Сыманюк отмечает, что когда опыт сформирован, то он становится сдерживающим фактором на пути внедрения инноваций. То есть опыт, с одной стороны, определет профессиональное мастерство учителя, а, с другой, – ограничивает его в использовании новых профессиональных техник и приемов, способствует наступлению профессиональной стагнации. В этой связи важно ставить вопрос о его обобщении, выявлении существенных закономерностей в педагогической деятельности и построении педагогической деятельности на некой собственной научной теории [5; 6], коррелирующей с валидными отечественными разработками в области педагогики и психологии. В этой связи речь пойдет об уточнении понятия «концептуализации профессионального опыта учителя».

Стоит отметить, что в философии концептуализация определяется как теоретическое исследование, применяющее существующие абстракции и создающее новые, она открывает неизвестные ранее вещи, формируя новый опыт [17, с. 67]. В социологии концептуализация рассматривается как процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных [1], направленная на теоретическую организацию материала и схематизацию понятий. Благодаря концептуализации осуществляется движение от первичных теоретических концептов к абстрактным конструктам с целью формирования картины научной реальности.

По мнению Е.С. Кубряковой, концептуализация считается базовым процессом когнитивной деятельности человека, основанной на осмыслении поступающей информации и способствующей формированию концептов (представлений о действительности в виде ментальных единиц) [11, с. 47]. И.А. Шерстобитова интерпретирует понятие «концепт» как интеграцию смыслов [21]. Иными словами концептуализация является способом освоения действительности, базирующемся на когнитивной деятельности человека. Она включает восприятие и интерпретацию информации, а также формирование определенных смыслов деятельности.

Рассматривая концепт «концептуализация и распространение педагогического опыта классного руководителя», Т.А. Рыбкина позиционирует его в качестве специфического вида профессиональной деятельности классных руководителей, связанного с осмыслением ими различных событий школьной практики с целью определения научной сущности понятий, отношений и механизмов, лежащих в основе решения педагогических задач в области воспитания школьников и донесения их до целевой аудитории [15, с. 10]. Как отмечает Л.А. Филиппова, концептуализация позволяет смотреть на педагогический опыт одновременно с позиции науки и практики, направлена на осмысление педагогических феноменов с позиции теории, в чем видится значимость концептуального анализа для развития педагогической практики и опыта учителя [20]. Таким образом, концептуализация включает в себя следующие конструкты: нахождение информации, ее анализ, поиск смыслов, формирование моделей или систем, применение их для совершенствования своей деятельности. Однако распространение эффективных результатов деятельности в определенной аудитории рассматривается уже в терминах диссеминации.

Говоря о способах концептуализации профессионального опыта можно выделить многообразие их форм [4; 7; 9; 15; 20; 21]. В целом уместно классифицировать их по уровням: практический, методический и научный. Практический включает в себя описание и (или) показ приемов, методов, системы или результатов работы педагога. Он может выступать в таких формах, как открытый урок, семинар-практикум, выставка, творческий отчет, реферат и др. Методический уровень концептуализации педагогического опыта состоит из научно-теоретического обоснования опыта, определения ведущей педагогической идеи, описания условий развития опыта, подготовки методических разработок и рекомендаций. Данный уровень может реализоваться в форме мастер-класса, педагогического чтения, авторской школы, видеоролика. И, наконец, научный способ включает в себя: научно-теоретическое обоснование опыта деятельности; выявление практической новизны и комплексности опыта; определение его значения для развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне: публикации в сборниках научно-практических конференций, монографии, диссертационные исследования и др.

Важно понимать, что именно единство трех уровней будет способствовать наиболее успешной концептуализации профессионального опыта. Если учитель демонстрирует свой эффективный опыт в повседневной практике на учебных занятиях, затем представляет его в рамках мастер-класса или авторской школы, а впоследствии – опубликует его в рамках научной статьи или какой-либо другой печатной формы, тогда можно говорить о многообразии проявлений его профессионального опыта. В данном случае речь будет идти именно о концептуализации, а не только об обобщении и распространении педагогического опыта. Напомним, что концептуализация предполагает формирование некой модели, системы, ментального образа. Поэтому оформление педагогического опыта в форме концепта, собственно, и предполагает третий – научный уровень концептуализации профессионального опыта учителя. Причем, отметим, что в данные уровни концептуализации входит и распространение, диссеминация опыта, то есть последняя является составной частью концептуализации педагогического опыта.

Однако, чтобы такая концептуализация происходила на всех уровнях грамотно и эффективно, важно затронуть аспект культуры учителя в данном виде деятельности. В начале статьи нами отмечалась значимость развития профессиональной культуры учителя для обеспечения современного качества общего образования. На это косвенно указывает профессиональный стандарт педагога и другие нормативные документы. Однако само понимание культуры как таковое нами не затрагивалось. В этой связи рассмотрим определение феномена культуры личности. В исследовании Л.П. Илларионовой культура трактуется как продукт общества, важнейший аспект общественной жизни, который обеспечивает накопление и передачу ценностей последующим поколениям. Она отмечает, что, возникнув в процессе практически преобразующей деятельности человека, культура способна вбирать в себя и накапливать общечеловеческий опыт [3]. Данное определение мы возьмем за основу, так как оно сопряжено с основными понятиями данного исследования: во-первых, культура формируется под влиянием социального опыта, во-вторых, она влияет на развитие данного опыта, в-третьих, культура связана с деятельностью человека, что коррелирует с содержанием понятия «концептуализация». Сужая данное понятие до культуры личности, отметим, что это высокая степень развитости «сущностных сил» человека и способов их реализации в творческой деятельности по созданию и потреблению материальных и духовных ценностей [3]. Получается, что культура учителя окрашивает его профессиональную деятельность нравственными принципами и наделяет личностными смыслами. Причем эти смыслы помогают учителю грамотно решить педагогические ситуации [8].

Таким образом, если интегрировать содержание понятий «культура учителя» и «концептуализация опыта», то можно вывести новое понятие, которое при этом не является простой их суммацией. Культуру учителя в осуществлении концептуализации профессионального опыта мы рассматриваем как самостоятельное понятие, отражающее осмысление педагогических ситуаций в профессиональной деятельности учителя, выделение ценностных основ деятельности и распространение педагогического опыта на научно-теоретическом уровне.

Понимая, что данное определение интегрирует в себе несколько уровней педагогической деятельности, считаем необходимым определить его внутреннее строение. Концептуализация представляет собой некое чувственное познание вещей (в данном случае педагогических ситуаций, их причин и последствий) и ее когнитивную переработку (анализ, сравнение, синтез, получение логических выводов). Поэтому в качестве первого компонента выделим чувственно-ментальный. Термины «когнитивный» и «ментальный» – близкие по значению, они предполагают мыслительную переработку информации, осознанность данного процесса, но акцент мы делаем именно на ментальном понятии. «Ментальный» представляет собой более глубокое и содержательное понятие, включающее помимо обобщенных когниций менталитет педагога, то есть его собственное видение ситуации, установки, отношения.

Культура педагога определяется его ценностными ориентирами и выстраиванием на данной основе профессиональной деятельности, поэтому в качестве второго компонента выделим ценностно-смысловой. Профессиональные ценности и смыслы это не тождественные, но очень близкие понятия. Ценности рассматриваются как важные свойства явлений, необходимых обществу для удовлетворения их потребностей. Смыслы же понимаются как значимые явления для самой личности. Иными словами, если общепринятые педагогические ценности становятся принятыми самим учителем, то есть осмысленными, они являются уже его собственными и тем самым мотивирующими педагога к саморазвитию.

Концептуализация включает в себя и процесс распространения (диссеминацию) педагогического опыта, но на более высоком, научно-теоретическом уровне (публикации, пособия, монографии и пр.). Термин «эмпирический» понимается как практическое познание, отраженное в опыте личности. При этом распространение опыта происходит в деятельностных формах, начиная с открытых уроков и заканчивая научным исследованием. В этой связи в качестве еще одного структурного компонента исследуемого понятия выделим деятельностно-эмпирический.

В заключении необходимо отметить, что осуществление концептуализации профессионального опыта способствует подъему учителя на новый, более высокий уровень профессионального развития. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на образовательных результатах обучающихся и на качественно новом, более совершенном уровне функционирования образовательной системы. Среди профессионально важных качеств учителя одним из центральных выступает его общая и профессиональная культура. Именно культура учителя в осуществлении концептуализации профессионального опыта считается базовым качеством в структуре других профессионально важных качеств.