Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE FAMILY

Gornaya T.I. 1
1 Bashkir State University
This article examines the financial literacy of preschool children in the family. Business role-play games, tales of content on economic issues, clearly-illustrated material, cartoons, film festivals – all this allows to better grasp economic concepts and knowledge. Joint labor activity helps to understand and prove the practical connection and dependence of objects and phenomena, to see a possible result. Family Academy of economic studies in which the preschool child is included in a real life situation: faced with the real money is, visit the stores, the processes involved in the sale, acquires the basic skills required in the world market. Economic education of children is impossible without the participation of the parents, their interest. The proposed questions, questionnaire, quiz for parents, reveal to the child the quality of financial literacy.
financial literacy
economic education
family
work
money
advertising
sale and purchase
the family budget

Масштабные экономические и политические преобразования, личные устремления и требования общества – все это создало мир, в котором каждый обязан учиться азам финансовой грамотности и сознавать последствия самостоятельных решений. Родители, которые пострадали в эпоху перемен, виртуальной коммерции, роста кредитных обязательств, хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни.

Жизненная практика семейного и общественного воспитания очень сложна, в том числе и в плане экономического образования и воспитания детей. Неслучайно задача воспитания умелого потребителя, разумного хозяина, хорошего семьянина – одна из определяющих направлений экономического воспитания. В формировании потребительских интересов с детства активное участие принимают не только общественные институты, но и семья.

Подъемы и спады, здоровье и болезни, браки и разводы – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Мудрые родители знают, что финансово самодостаточный ребенок менее уязвим в жизни. Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А финансовая грамотность – оружие экономической самообороны.

Семья – реальная экономическая академия, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности. [4]. В российских семьях исторически сложилось так, что о понятиях бизнеса, выгоде и непригодности, о купле и продаже не принято говорить, при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости».

Именно в семье ребенок соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.

При новом механизме хозяйствования человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству, особой экономической культурой. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, рациональное использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет.

К сожалению, в условиях «коммерческого» образа жизни окружающую предметную среду, уклад экономических отношений между людьми нельзя рассматривать как образец экономического воспитания, формирования экономического образа мышления, а в целом – становления ценностных ориентаций молодого поколения.

Необходим поиск путей и методов воспитания у детей нравственно-ценностного отношения к предметному окружению, к рукотворному миру, т.е. формированию у детей нравственного поведения в пространстве экономических ценностей.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа. Дети от своих родителей получают сознательные и бессознательные внушения. Например, мнение взрослых о том, что труд по дому (гигиена игрушек, уход за одеждой, работа няни, домработницы, бабушки и старших братьев, сестер) является несущественным делом или вообще этому не стоит обучать детей, так как в будущем они сами научатся это делать. Исследования доказывают, что для разностороннего развития ребенка роль практической деятельности – труд вместе со взрослыми – велика. Это должен быть такой труд, который дает ребенку возможность отразить свои творческие способности в действительной форме, понять и доказать практические связи и зависимости предметов и явлений, видеть возможный результат, показать ответственность, деловитость ребенка. Любое практическое дело требует определенных знаний и практического опыта.

Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. В обсуждениях семейного бюджета дети могут принимать участие с семи-восьми лет. Польза от этого многогранна. Во-первых, ребенок приобретает полезный жизненный навык. Во-вторых, он учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями, исключая тем самым свои бесконечные «Я хочу». В-третьих, ребенок ощущает за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Так можно направить ребенка к важному самостоятельному шагу – добровольно внести часть своих сбережений, когда недостает денег на покупку, необходимую семье. Можно привести пример участия ребенка в планировании бюджета после просмотра мультфильма «Каникулы в Простоквашино», где кот Матроскин очень выразительно рассуждает на эту тему, предложив ему разделить стоимость игрушки на две части – на одну часть отложить с этой зарплаты, а на другую – со следующей. Если ребенок хорошо знает цифры, пусть поучится счету.

Другой пример – поход в магазин. Для младших дошкольников своеобразной эффективной шкалой правильного обращения с деньгами является магазин. С шести лет можно посылать детей за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Сложить цены, не проворонить сдачу, не забыть товар в магазине – это хорошие стимулы для развития качеств дошкольника. Отсутствие же опыта в распределении семейных доходов и расходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим «состоянием», должны ли дети иметь карманные деньги и должны ли они отчитываться – вот нерешенные вопросы для многих взрослых.

Стремление научить своего ребенка обращаться с деньгами возникает у многих родителей, когда они понимают, что сами не сумели в юности овладеть этими навыками. В процессе учебы рекомендуется объединиться с детьми: помните, речь идет о развитии, а не о возрасте. Помогая детям делать открытия, можно с успехом отточить собственные навыки.

Известно немало случаев, когда расточительными вырастали дети, родители которых были образцами финансового здравомыслия и бережливости. Тем не менее, положение родителей будет более прочным, позволяющим выдвигать конкретные требования или возлагать на детей конкретные надежды, если у семьи есть четкая система финансовых ценностей и разговоры о деньгах не считаются запретными. Если система слишком сложна и не имеет должной четкости, в процессе обучения ребенок наверняка запутается. Попробуйте ответить на вопросы анкеты: имеете ли вы ясные представления о том, как надо тратить, вкладывать и отдавать деньги? Вы учите детей тратить деньги с умом, но каждый месяц у вас возникают долги по кредитам? Вы призываете детей помнить об ответственности, но сами привыкли избавляться от проблем с помощью денег? Вы хотите, чтобы дети хорошо понимали разницу между потребностями и желаниями, но сами часто пускаетесь в разгул? Ваши дети ни в чем не знают отказа, но вы тревожитесь и мучаетесь угрызениями совести оттого, что бесконтрольное потакание детским прихотям может иметь необратимые последствия? Какой бы ни была семья, не стоит рассчитывать, что когда-нибудь ее члены полностью сойдутся во мнениях по поводу финансовых ценностей. Главное – не замалчивать разногласия, а осознавать их, чтобы заслужить доверие детей в денежных вопросах.

Финансовое образование маленького ребенка можно начинать вместе с прочим обучением. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.

Большинство детей в возрасте от пяти до восьми лет любознательны, деятельны и склонны все понимать; они быстро впитывают информацию, переходя от субъекта к объекту, а затем и к идее. Какую бы информацию о деньгах вы ни передали, следует учитывать свойственные детям неусидчивость и эгоцентризм. Устраивайте дома фестиваль просмотра финансового кино, например «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского; сказки «Три поросенка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро и другие. Вовлекайте детей, их друзей в предметный разговор о деньгах, ценностях и мечтах. Например, вопросы: какое отношение сюжет имеет к деньгам? Как характеризует героев их отношение к деньгам? Разделяете ли вы финансовые ценности героев? Что запомнилось вам в этой истории? Что вызвало у вас грусть, негодование, зависть, радость) и т.д.?

Существует интересная теория, построенная на аналогии пищеварительной деятельности организма с процессами получения и расходования денежных средств (М.Ф. Горлова, Р.П. Ефимкина). Ключевой момент теории заключается в том, что ребенок аналогично получаемой и перевариваемой пище получает и тратит деньги. Разница заключается в среде. В первом случае – это естественная среда, во втором – искусственно созданная социальная, называемая учеными «джунгли». В первом случае объект изучения – пища, во втором – деньги. При анализе особенностей и нарушений пищеварительного процесса можно поставить диагноз общего состояния человека. Аналогично и с процессом получения – расходования денежных средств: родитель может составить общую картину будущей состоятельности своего ребенка, используя тест «Стратегия получения и расходования денежных средств» [1].

Нам показалась интересной позиция немецких ученых, выдвигающих проблему формирования психологической устойчивости к жизни в обществе, к разным, в том числе и неблагоприятным, жизненным обстоятельствам. Каким должно быть воспитание ребенка, чтобы оно способствовало жизненному успеху? Предусмотреть это так же сложно, как и предвидеть то, какие социально-экономические условия ожидают ребенка. Зависимость устойчивости ребенка к жизни в обществе от воспитания требует научного доказательства, но авторы чувствуют эту взаимосвязь и считают, что уже на ступени дошкольного возраста необходимо развивать у детей такие личностные качества, как социобильность и коммуникативность, чувство собственной ценности, убежденность в собственной способности к результативному действию, успешности. Следует обеспечить ребенку социальную отзывчивость в группе и в особенности эмоциональную поддержку в ситуации стресса; последовательно и надежно структурировать требования к ребенку и его социальные отношения. В этом случае дети оказываются более защищенными от трудностей развития и превратностей жизни.

Самодисциплина – важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу. В качестве предпосылок экономического воспитания мы рассматриваем доступные знания из области экономики и экономической деятельности, называемые в экономической науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, начал его финансовой грамотности.

Обогатить работу по освоению детьми экономики более сложным содержанием помогут сюжетно-ролевые игры, наглядно-иллюстративный материал, например «Оптовичок», «Супермаркет», «Турагентство», «Дороже – дешевле», «Семейный бюджет», лабиринт «Найди невыключенный прибор», карта-схема «Путешествие в городе» и другие. Деловые игры выявляют определение перечня и цены вещей, выделяют обязательные, желательные и престижные вещи. Точно так же можно рассмотреть обувь, посуду и мебель [2].

По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» [3].

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» [5].

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: о приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.