Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEACHER TRAINING HIGH SCHOOL TO PROFESSIONAL WORK IN ACCORDANCE WITH CONTEMPORARY PROFESSIONAL STANDARDS

Getman N.A. 1 Kotenko V.V. 2 Kotenko E.N. 1
1 Omsk State Medical University
2 Omsk State Pedagogical University
This paper discusses approaches to pedagogical activity in the conditions of realization of the professional standard high school teacher. Obtained professional competence of the pedagogical activity of the teacher. The authors isolated from the professional standard training group, such as the teaching staff of universities and other institutions of higher education and labor generalized functions. On this basis, developed a passport pedagogical skills for a high school teacher. We analyze the scientific-pedagogical, psychological and pedagogical, organizational and pedagogical competence is considered a component part of competence. Presented by the authors understanding of the ways of forming these competencies using different technologies. It is pointed out that the planning and implementation of activities carried out within the funded training system, the relevance is determined by the students, based on the difficulties encountered in their professional teaching. The authors reflect on the ways rapid response to changing requirements of the teacher.
pedagogical activity
professional competence
competence passport
professional standard

Одной из основных проблем на современном этапе развития вуза является работа с профессорско-преподавательским составом. Изменяются взгляды, подходы ученых и практиков к своей деятельности. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей, позволили наиболее близко подойти к решению проблемы: подготовке персонала к профессиональной деятельности на новом качественном уровне [2; 6].

При всем многообразии существующих подходов к решению этой проблемы в различных странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора, подбора и найма кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений. Основные требования к преподавателю высшей школы обозначены в профессиональных стандартах, которые реализуются с 2016 года во всех образовательных организациях [5].

Цель исследования – проанализировать профессиональные стандарты и выделить основные компетенции преподавателя высшей школы.

Материалы и методы исследования

Были использованы следующие методы исследования: анализ нормативной документации, выявление основных компонентов компетенций и их описание. Для достижения оптимального уровня профессиональной компетентности преподавателя, а именно это является основополагающим условием развития вуза, необходимо постоянное стремление к активной профессиональной деятельности, к самосовершенствованию. С целью развития профессиональной компетентности преподавателей нами определены основные направления повышения профессионализма, адекватные потребности самой образовательной организации; установлена взаимосвязь системы повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности преподавателя; определена структура, содержание теоретических и практических занятий в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями профессорско-преподавательского состава [1].

В профессиональном стандарте, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», содержатся общие требования к педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании (наименование вида профессиональной деятельности), где основная цель профессиональной деятельности формулируется следующим образом: организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ. Рассматривая группу занятий, такую как профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования и их обобщенные трудовые функции, код наименования и уровень квалификации наименования, нами были разработаны паспорта педагогических компетенций, которым должен соответствовать преподаватель высшей школы [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим научно-педагогическую компетенцию, которую мы определили как способность и готовность к организации и руководству научно-исследовательской деятельностью обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), подготовке кадров высшей квалификации и (или) программам дополнительного профессионального образования (ДПО); разработке научно-методического обеспечения реализации образовательных программ. Компонентный состав компетенции состоит из перечня компонентов, технологий формирования, средств и технологий оценки, а также дисциплин. В компонентный состав входят: Знания (З), Умения (У) и Владения (В). З1 – актуальные проблемы и основные тенденции развития науки, способы интеграции современных научных знаний в преподавании учебных дисциплин; З2 – теоретические основы и технологии организации научно-исследовательской деятельности; З3 – основные базы данных, электронные библиотеки и электронные ресурсы, необходимые для организации исследовательской деятельности обучающихся; З4 – требования к оформлению исследовательских работ, особенности научного и научно-публицистического стиля; З5 – методологию научного исследования, особенности научного исследования в психологии и педагогике; З6 – теоретические, научно-методические основы и технологию организации научно-исследовательской работы обучающихся; З7 – способы оценки качества (рецензирования и экспертизы) учебников, учебно-методических пособий, исследовательских работ; З8 – требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик. У1 – обеспечивать поддержку научной активности обучающихся; У2 – использовать опыт и результаты собственных научных исследований в процессе руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся; У3 – обеспечивать научно-методическое и консалтинговое сопровождение выбора обучающимися темы исследовательских работ; У4 – осуществлять контроль хода выполнения, оценивать качество выполнения и оформления исследовательских работ; У5 – обобщать и критически оценивать результаты различных исследований (в том числе и студенческих); У6 – планировать проведение исследований (в том числе студенческих) в соответствии с целями обучения и уровнем подготовленности обучающихся; У7 – создавать научно-методические тексты с учетом требований научного и научно-публицистического текста; У8 – проводить экспертизу и рецензирование научно-методических материалов. В1 – способами научно-методического и консультационного сопровождения процесса и результатов исследовательской деятельности обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), подготовки кадров высшей квалификации и (или) программ ДПО; В2 – способами контроля выполнения исследовательских работ обучающихся; В3 – технологией рецензирования исследовательских работ обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), подготовки кадров высшей квалификации и (или) программ ДПО. К технологиям формирования нами отнесены: практические занятия по определению проблем, метод проектов, самостоятельная работа, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, кейс-технология, технология контекстного обучения, технология портфолио. Средства и технологии оценки включают: план НИР, защиту отчетов по исследовательским работам, защиту проектов, собеседование, опрос, тестирование, блиц-игры, эссе, кейс, веб-квест, мультимедиа-презентации, упражнение, портфолио, вебинары.

Выделенная нами организационно-педагогическая компетенция определяется как способность и готовность к организации учебной деятельности обучающихся по освоению образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования с использованием компетентностно-ориентированных и информационно-коммуникационных технологий [3]. Преподаватель осуществляет педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы; разработку учебно-методического обеспечения реализации программ высшего образования, программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ; организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся. В паспорте компетенций рассмотрены технологии, средства и дисциплины формирования знаний, умений, владений. З1 – знает специфику и этапы проектирования целей, содержания, педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации процесса обучения и воспитания; З2 – классификацию, содержание, специфику, условия эффективной реализации и этапы проектирования современных образовательных технологий профессионального образования в медицинском вузе; З3 – методику разработки и применения контрольно- измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся; З4 – виды и формы организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся; З5 – способы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; З6 – основные подходы и направления работы в области педагогической поддержки и сопровождения личностного и профессионального самоопределения студентов; З7 – требования к учебно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ высшего образования; З8 – методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; З9 –Законодательство Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса; З10 – требования к оформлению проектных работ; З11 – специфику деятельности кафедры медицинского вуза. У1 – проектировать и реализовывать цели, содержание, педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся; У2 – разрабатывать и применять контрольно-измерительные и контрольно-оценочные средства, использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки; У3 – применять современные образовательные технологии профессионального образования в медицинском вузе; У4 – осуществлять выбор видов и форм самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся в зависимости от специфики учебной дисциплины; У5 – оказывать помощь каждому студенту в выборе образовательной траектории; У6 – обеспечивать поддержку общественной и творческой активности студентов, их личностного и профессионального самоопределения; У7 – разрабатывать учебное и методическое обеспечение преподаваемых учебных курсов, дисциплин (модулей) и отдельных занятий программ высшего образования; вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля) на основании анализа образовательного процесса и его результатов; У8 – применять технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы; У9 – учитывать нормативную базу при организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса; У10 – создавать на занятиях проблемно-ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) профессиональными стандартами. В1 – владеет опытом разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств; В2 – технологией проведения учебных занятий по программам высшего образования, подготовки кадров высшей квалификации и (или) программам дополнительного профессионального образования; В3 – технологией организации самостоятельной работы обучающихся; В4 – технологией проектирования совместно с обучающимися и коллегами индивидуальных образовательных маршрутов студентов; В5 – технологией организации педагогической поддержки общественной и творческой активности студентов, профессионального и личностного самоопределения обучающихся; В6 – опытом разработки учебного и методического обеспечения преподаваемых учебных курсов, дисциплин (модулей) и отдельных занятий программ высшего образования, подготовки кадров высшей квалификации и (или) программ дополнительного профессионального образования [4; 5].

Изучение профессиональных стандартов позволило нам выделить психолого-педагогическую компетенцию (ППК), которая заключается в способности и готовности обеспечивать формирование у студентов устойчивого позитивного отношения к своей будущей профессии и университету [6]. Преподаватель владеет технологиями установления педагогически целесообразных взаимоотношений с субъектами образовательного процесса; управления учебной деятельностью разных категорий обучающихся; диагностирования ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер студентов и содействия их развитию. Состав компетенции включает в себя перечень компонентов: З1 – знает тенденции развития педагогики высшей школы, современного медицинского образования в России и за рубежом; З2 – психолого-педагогические закономерности процесса обучения и воспитания; З3 – психолого-педагогические основы развития мотивации учебной деятельности; З4 – возрастные и психологические особенности студентов; З5 – основы теории и технологии обучения взрослых; З6 – основные принципы управления учебной деятельностью, её формы и методы; З7 – техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; З8 – основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению; З9 – способы педагогической диагностики и условия развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер студентов; З10 – способы психической саморегуляции и собственной профессиональной педагогической деятельности. У1 – умеет использовать общепсихологические и андрагогические принципы в процессе преподавания в высшей медицинской школе; У2 – подбирать и использовать конкретные техники при построении взаимодействия с аудиторией; У3 – диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики студентов; У4 – обеспечивать индивидуальный подход к студентам в зависимости от психологических особенностей личности; У5 – формировать у студентов лидерские качества, ценности, систему общекультурных компетенций; У6 – устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с субъектами образовательного процесса; У7 – формировать у студентов устойчивое позитивное отношение к своей будущей профессии, медицинскому университету, стремление к постоянному самосовершенствованию; У8 – оценивать динамику подготовленности мотивации обучающихся в процессе изучения учебного курса. В1 – владеет способами эффективной коммуникации; В2 – методами и способами вовлечения студентов в решение практических ситуаций, требующих разных стратегий мышления с возможностью и необходимостью применения теоретических знаний; В3 – методами психической саморегуляции и собственной профессиональной педагогической деятельности; В4 – способами установления педагогически целесообразных взаимоотношений с субъектами образовательного процесса.

Выводы

Вышеперечисленные знания, умения, владения могут быть развиты у преподавателей с помощью различных форм и методов переподготовки. Проводимые учебно-методические семинары позволяют преподавателям овладевать теоретическими подходами к проблеме современных способов осуществления образовательной деятельности в системе высшего образования, разрабатываемыми в отечественной и зарубежной науке, и их приложения к конкретной образовательной практике. Планирование и проведение учебно-методических семинаров осуществляется в рамках накопительной системы повышения квалификации, актуальность тем определяется самими слушателями, исходя из возникающих затруднений в их профессиональной педагогической деятельности [4].