Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF DISABLED MUSEUM MEANS

Umerkaeva S.Sh. 1
1 Moscow City Pedagogical University
In today’s reality of social and cultural rehabilitation has become an integral part of cultural and educational institutions. Huge resources in dealing with complex rehabilitation of disabled people have different categories of museum-type facilities. The Contemporary Museum is an advanced cultural institution whose mission is to generate a culture of present and future on the basis of maintaining and updating all elements of heritage. Speaking as a specific means of communication, museums integrated into contemporary culture, making the most of their resources in the formation and development of human capital of the nation. Museums have stepped up efforts to ensure availability of cultural goods and services for different groups of citizens, including vulnerable people and people with disabilities. To date, the museum creates favorable conditions to be attached to cultural values, the full development and creative self-realization of persons with disabilities.
social and cultural rehabilitation
disabled people
people with disabilities
the museum

В настоящее время решение задач по интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей и адаптации к активной социально-культурной жизни вышло на государственный уровень. В связи с этим проводится большая работа в области социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики [5].

Сегодня, когда в обществе назрела необходимость внедрения норм и правил инклюзивной культуры, одним из приоритетных направлений комплексной реабилитации маломобильных групп населения является социально-культурная реабилитация, которая представляет собой комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости (Т.В. Гудина, Е.А. Залученова, Т.А. Зрелова, Ю.Д. Красильников, В.И. Ломакин, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Ф. Мурзина, Д.В. Шамсутдинова, Н.Н. Ярошенко и др.).

Тенденцию к улучшению качества жизни, социокультурной реабилитации детей и взрослых с разными причинами и тяжестью инвалидности поддерживают современные учреждения культурно-досугового типа и центры социального обслуживания населения, в которых функционируют клубы по интересам и любительские объединения для людей с ограниченными возможностями; проводятся арт-терапевтические занятия, концерты, тематические вечера; организуются фестивали любительского творчества и мн. др. Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды художественного творчества улучшает их настроение и самочувствие, повышает самооценку, расширяет круг общения, а также является эффективным средством социальной адаптации [1; 2; 12].

Все большую актуальность в российском обществе приобретает решение проблем социально-культурной реабилитации инвалидов разных категорий музейными средствами. Музей как учреждение культуры, созданное для хранения памятников истории и культуры и обеспечивающее равный доступ граждан к ценностям культуры, позволяет беспрепятственно знакомить людей с ограниченными возможностями здоровья с произведениями пространственных видов искусства и создавать условия для культурно-эстетического развития данной группы лиц.

В последние годы в России наблюдается значительное увеличение количества музеев, предоставляющих доступ к своим коллекциям посетителям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также людям с умственными отклонениями; в музеях создаются тактильные галереи, отделы, экспозиции и выставки, появляются интерактивные экспонаты; разрабатываются специализированные музейные программы, разрабатываются новые экскурсионные маршруты. Подобная работа проводится в известных музейных учреждениях: Государственном Дарвиновском музее, музее-заповеднике «Царицыно», музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А. Островского, музеях Московского Кремля, Мемориальном музее космонавтики, Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Эрмитаже и др.

Современные музеи должны расширять и укреплять свое присутствие в жизни общества и каждого человека. Они способны внести серьезный вклад в повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями и особенностями развития. Образуя пространство для диалога, общения, получения знаний и творческого самовыражения, музей превращается в существенный фактор интеграции всех членов общества в современный социум с учетом социально-экономических, психофизиологических и других аспектов.

Приоритеты социально-культурной реабилитации инвалидов музейными средствами должны определяться следующими нормативно-правовыми актами и документами:

– Конвенцией о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;

– Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

– Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

– Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

– Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы;

– Приказом Министерства культуры РФ от 18 декабря 2015 г. № 3141 «Об утверждении плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых музеями, подведомственными Минкультуры России, и осуществляемых в течение переходного периода»;

– сводом правил СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и др.

Ежегодно в России проводится Международный фестиваль «Интермузей». За последние годы фестиваль стал культурным пространством, в котором происходит обмен опытом и идеями, демонстрируются лучшие музейные практики и культурные проекты, а также достижения по всем направлениям музейной деятельности. Традиционно большое внимание в рамках фестиваля уделяется проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов разных категорий музейными средствами, а также формированию доступной среды в музеях. Программа фестиваля включает проведение мероприятий разного формата с участием известных ученых и практиков. На панельных дискуссиях, семинарах, круглых столах, презентациях и мастер-классах затрагиваются вопросы внедрения новых практик и технологий в работу современного музея с целью обеспечения социальной интеграции маломобильных групп населения; рассматриваются механизмы сертификации работ по формированию безбарьерной среды; обсуждаются требования российского законодательства и действующих нормативных документов в области организации доступной среды.

Серьезная работа по решению проблемы комплексной реабилитации инвалидов по зрению музейными средствами проводится в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского общества слепых «Реакомп». Институт «Реакомп» – уникальное учреждение, осуществляющее комплексную реабилитацию инвалидов в сочетании с активным применением компьютерных тифлотехнологий, подготовку и повышение квалификации кадров для Всероссийского общества слепых, внедрение в практику новых научных и педагогических подходов к реабилитации и обучению людей с глубокими нарушениями зрения. Институт является единственным учреждением в России, осуществляющим комплексную поддержку и интеграцию в общество людей с сочетанной патологией (слепоглухих) и подготовку тифлосурдопереводчиков и социальных работников для работы с данной категорией инвалидов [10].

Основными направлениями деятельности Института «Реакомп» являются: реабилитация слепых и слабовидящих; реабилитация слепоглухих; информационные технологии; научно-методическая работа; научно-исследовательская деятельность; консультирование организаций ВОС; участие в разработке и реализации государственных программ; обучение по программам дополнительного профессионального образования.

Социальное партнерство Института «Реакомп» с Государственным Дарвиновским музеем позволило объединить требования реабилитации инвалидов и музейного дела и на основе этого разработать Концепцию музейного обслуживания инвалидов. Благодаря совместной деятельности Института «Реакомп» и Государственного Дарвиновского музея были разработаны и утверждены Приказом Департамента культуры города Москвы «Методические рекомендации по социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий». Таким образом, впервые в мировой практике музейная работа с особой категорией посетителей была поставлена на нормативную основу и приобрела регулярный систематический характер. Кроме этого в рамках социокультурного взаимодействия Института «Реакомп» и Государственного Дарвиновского музея проводятся научно-практические конференции, семинары, круглые столы и выставки, осуществляется обучение реабилитологами музейных работников по программе «Реабилитация инвалидов музейными средствами» [10].

Огромный вклад в решение проблемы комплексной реабилитации инвалидов по зрению музейными средствами внес Сергей Николаевич Ваньшин – генеральный директор Института «Реакомп», кандидат педагогических наук, лауреат Международной премии им. Н.А. Островского. Будучи инвалидом по зрению, С.Н. Ваньшин стал разработчиком новой методики социокультурной реабилитации музейными средствами инвалидов разных категорий. Объединение музееведения и реабилитологии позволило С.Н. Ваньшину совместно с опытными музейными работниками и авторитетными реабилитологами организационно и методически обеспечить доступность музейных экспозиций для инвалидов, разработать научно-практические основы организации и проведения экскурсий с учетом психофизиологических возможностей каждой категории инвалидов при условии специального обучения персонала музея [3; 4].

Работу по социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья проводит целый ряд московских музеев. Приведем несколько примеров.

Государственный Дарвиновский музей работает с инвалидами с 1920-х годов. Однако целенаправленная и многосторонняя деятельность в этом направлении проводится музеем с 2003 года. По словам заместителя директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяны Сергеевны Кубасовой, на сегодняшний день оба здания Дарвиновского музея приспособлены для самостоятельного осмотра инвалидами различных категорий. Экспозиции музея формируются с учетом возможности восприятия инвалидами. Благодаря помощи С.Н. Ваньшина и О.П. Ваньшиной основная экспозиция музея приспособлена для осмотра слабовидящими и слепыми посетителями, разработаны специальные маршруты для данной категории инвалидов и подобраны экспонаты для них. Некоторые экспонаты в залах музея доступны для тактильного осмотра, имеются рельефно-графические планы этажей музея и схемы экспозиции. Весь этикетаж доступных экспонатов продублирован шрифтом Брайля. Экспозиция музея насыщена интерактивными комплексами, некоторые из них оснащены звуками, что позволяет расширить возможности восприятия слепым и слабовидящим посетителям. В экспозиции под открытым небом («Экологическая тропа») установлены таблички с названиями растений, продублированные шрифтом Брайля. Дополняет экспозицию тактильный осмотр специально подобранных экспонатов в методическом кабинете. Здесь можно внимательно посмотреть чучела птиц и зверей, отдельные перья и шкурки животных, раковины моллюсков и окаменевшие остатки древних организмов. На сегодняшний день все видеофильмы, комментирующие тематические комплексы музея, снабжены субтитрами для глухих и слабослышащих. Новые технологии позволили расширить возможности посетителей благодаря размещенным на витринах меткам с QR-кодами. Используя данную технологию, любой посетитель в музее (в том числе инвалиды различных категорий) с помощью своего собственного смартфона или планшета может быстро и легко получить текстовую, иллюстративную, звуковую и иную информацию о заинтересовавшем его объекте в витринах [6].

Заметных успехов в работе с людьми с ограниченными возможностями добился музей-заповедник «Царицыно». В частности, для людей, испытывающих сложности при передвижении, в зданиях музея установлены лифты и подъемники, пандусы и поручни; имеются парковочные места для индивидуального транспорта инвалидов, путеводитель по территории центральной части парка с обозначением парковок и наиболее удобных путей для передвижения инвалидов на колясках; имеются стулья-ходунки для использования во время экскурсий и самостоятельного осмотра Большого дворца и Хлебного дома и мн. др. [7].

Для слабовидящих посетителей на дворцовой части территории музея-заповедника установлены макеты дворцово-паркового ансамбля «Царицыно»; размещены этикетки, выполненные шрифтом Брайля; в Хлебном доме располагается постоянная экспозиция открытого доступа «Прикоснись рукой, почувствуй сердцем».

Для посетителей с нарушениями слуха имеются индукционные магнитные петли для усиления звукового сигнала на слуховой аппарат при пользовании аудиогидом, концертные залы Большого дворца оборудованы специальной системой усиления звука. Людям с ограничениями по слуху показывают специальные фильмы с субтитрами.

В музее-заповеднике «Царицыно» проводится множество интерактивных мероприятий и программ для посетителей с ограничениями по здоровью. Экскурсии и образовательные программы адаптированы для инвалидов различных категорий: слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, немых, инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушением интеллекта.

Серьезную работу с инвалидами проводит музей – гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского. Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется здесь в самых различных направлениях: это – экспозиционно-выставочная, фондовая, массовая, концертная деятельность, научно-методическая и издательская работа. В музее проводятся выставки, концерты, спектакли, мастер-классы, встречи, в которых активное участие принимают как люди, не имеющие проблем со здоровьем, так и с его ограничениями.

В настоящее время на музей возложены функции городского музейного центра по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами. Научно-методический центр активно взаимодействует со всеми музеями и выставочными залами, а также с учреждениями социальной сферы города Москвы. В задачи научно-методического центра входит координация работы в области творческой реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, проведение мониторинга по музеям и выставочным залам на предмет специализации в области работы с инвалидами, создание информационной базы данных, организация методических занятий с целью обмена опытом в области реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья музейными средствами [9].

Инновационные технологии обустройства музейного пространства, современные тактильные системы для ориентирования незрячих предлагают музеи Московского Кремля. В рамках Государственной программы «Доступная среда» специалистами музеев разработан проект по интеграции в музейное пространство слепых и слабовидящих посетителей. В рамках проекта предусмотрено: изготовление 3D-тактильных моделей-экспонатов, которые позволят незрячему или слабовидящему человеку более предметно «увидеть» архитектуру и форму зданий, сооружений и предметов; установка на территории музея информационного тактильно-сенсорного терминала со специальной тактильной панелью управления и программным обеспечением для людей с ограниченными возможностями здоровья; изготовление и размещение на территории музея аудиотактильной мнемокарты. Мнемокарта для инвалидов по зрению выполнена в виде красочной карты территории Московского Кремля с нанесением рельефных схематических изображений объектов: башен, соборов, зданий и сооружений (рядом с каждым объектом установлена звуковая кнопка, при нажатии на которую посетители получают аудиоинформацию – тифлокомментарий) [8].

Для беспрепятственного доступа незрячих и слабовидящих людей в музейное пространство в Московском Кремле реализован целый комплекс технических мероприятий, в частности:

– установлена тактильно-сенсорная кнопка вызова помощи;

– обустроена направляющая тактильная дорожка, повороты и разметка перед препятствием, контрастная разметка лестничных маршей, стеклянных дверей для самостоятельного распознавания их на ощупь в зоне информационного центра;

– в зоне касс установлены информационные средства ориентирования: тактильно-сенсорные информационные терминалы, аудиотактильная мнемокарта Московского Кремля;

– определена схема движения и первичная инфраструктура на территории музея;

– определены места установки дополнительных тактильных систем: тактильно-визуальных разделителей потоков, тактильно-звуковых пиктограмм и т.д.

Одним из перспективных направлений по созданию информационного поля для незрячих является разработка специальных аудиорельефных изданий и аудиоконтента в виде тифлокомментариев, необходимых при проведении экскурсий для данной категории посетителей. Использование при этом цифровых технологий и интерактивного устройства МедиаГид значительно упрощает проблему удовлетворения образовательно-познавательных потребностей инвалидов по зрению. Инновационная особенность МедиаГида – возможность воспроизведения аудиоконтента на нескольких языках – позволяет подготовить многоязычные издания для проведения выездных экспозиций с целью вовлечения в процесс ознакомления с музейными экспонатами все большего количества людей во многих странах мира.

Таким образом, «сегодня, когда много сделано для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждения культуры, естественно, не прекращая этой работы, надо добиваться того, чтобы каждое учреждение культуры, каждый музей разрабатывали и реализовывали программы, направленные на социализацию инвалидов всеми доступными им средствами» [11, c. 156].