Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF HEURISTIK AKTIVITY OF STUDENTS – THE FUTURE DIRECTOR

Kaljuzhnaja O.N. 1
1 Belgorod State Institute of Arts and Culture
The article presents the pedagogical aspects of development of heuristic activity of students – the future directors, updated teaching the meaning and significance of the concept of «heuristic activity» in the course of vocational training of students of the Institute of Arts and Culture, grounded organizational – pedagogical conditions of formation of heuristic activity of the future directors. It analyzed the scientific and practical value for the development of heuristic activity of students – the future directors of the system KS Stanislavsky. The results of the research can be used to optimize the learning process, in the implementation of the principles of differentiated learning, to individualize the process of preparing future filmmakers, as well as during training on improvement of professional self-determination of the system, physical fitness and vocational guidance.
heuristic activity
heuristic learning
creative thinking
creativity
future directors

Одной из базовых установок современного профессионального образования является развитие творческой индивидуальности обучающегося, способности к оперативному и оригинальному решению нестандартных как профессиональных, так и жизненных задач.

Белгородский государственный институт искусств и культуры как государственный институт выполняет функции подготовки студентов к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности и ориентирован на творческое становление личности уже в студенческие годы. Это требует наличия у студентов не только достаточно высокого уровня знаний, сформированности необходимых умений, но и способности непрерывно их совершенствовать.

В настоящее время существует явное несоответствие между имеющимися результатами теоретических исследований и сложившейся образовательной практикой, которое обнаруживает основные противоречия между:

– осознанием необходимости ориентации процесса обучения в высших образовательных учреждениях, на развитие способности обучаемых к самостоятельному познанию, к творческой и эвристической деятельности и неразработанностью соответствующих педагогических условий;

– потребностью в использовании эвристических методов и приемов в профессиональной деятельности студентов – будущих режиссеров и наличным уровнем развития у них эвристической деятельности;

– возможностями развития способности к эвристической деятельности в процессе профессионального образования и недостаточным теоретическим обоснованием и методическим обеспечением образовательного процесса.

Таким образом, цель исследования: выявить необходимые и обосновать достаточные организационно-педагогические условия, способствующие развитию эвристической деятельности у студентов – будущих режиссеров.

В качестве методов исследования выступили анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме, анализ действующих учебных планов и рабочих программ вуза; моделирование педагогических условий.

Результаты исследования и их обсуждение

Длительное время отечественная средняя общеобразовательная и высшая профессиональная школы придерживались позиций традиционного «знаниевого» подхода, основной образовательной задачей которого было формирование у школьников и студентов прочных систематизированных знаний.

Приобретение опыта творческой деятельности, развитие креативности личности, как правило, не рассматривалось в качестве актуальной задачи системы образования. Основная цель обучения состояла в освоении готовых знаний, обобщенных результатов созданного предшествующим опытом человечества, что отодвигало на периферию образовательного процесса вопросы самой деятельности, освоения способов и средств ее осуществления. Но современные реалии потребовали перехода от простой гностической к творческой доминанте. На сегодня основная цель образования связывается с развитием личности и ее способности к активной деятельности, в том числе и к творческой профессиональной деятельности. Это не означает обесценивания знаний, однако из основной и подчас единственной цели обучения они превращаются в средство развития личности студентов, их творческих способностей, эвристической деятельности.

Важнейшим фактором развития личности в процессе профессионального образования является овладение способами и средствами деятельности, а не только усвоение готовых знаний. К тому же в будущей жизни, в том числе в профессиональной деятельности, выпускник будет предъявлять, и использовать не знания в чистом виде, а способность творчески применять их в конкретных практических ситуациях. В то же время сложившаяся образовательная практика ориентирует не на развитие творческой самостоятельности студентов, а на овладение теми или иными алгоритмами, часто без постановки вопросов о том, что делать в новой, нестандартной творческой ситуации. Для самостоятельного творческого овладения знаниями следует формировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности в инструмент человеческой деятельности во всех сферах жизни. Этим обусловлена необходимость развития способности к открытию нового в разных видах деятельности, прежде всего учебной, на основе формирования эвристической деятельности студентов – будущих режиссеров.

В науке проблеме организации творческой деятельности студентов посвящен целый ряд исследований [1, 6].

При этом в современной педагогической теории нет единой, общепринятой позиции в отношении сущности слагаемых характеристик понятия «педагогическая технология». Это связано с продолжающимся спором о том, является ли педагогика, педагогическая деятельность наукой или искусством. Академик В.П. Беспалько считает, что «…любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы все началось сначала» [2, с. 5].

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Основное внимание сосредоточено на предварительной разработке учебно-педагогического проекта. Перевод осуществляется на языке дидактики – «дидактическая задача» и «технология обучения». Технология обучения определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся [2].

П.Ф. Каптерев сформулировал следующие правила эвристической технологии «…как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в строгую и стройную формулу. В противном случае учащиеся будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут полными владетелями ее в каждый данный момент; не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть» [3, с. 218].

Особую и научную, и практическую ценность для развития эвристической деятельности студентов – будущих режиссеров, с нашей точки зрения, имеют работы К.С. Станиславского. В отличие от многих других театральных систем, учение К.С. Станиславского можно рассматривать как педагогическую систему. Педагогические аспекты неразрывно связаны с творческим процессом в деятельности режиссёра. Данная система опирается на познание объективных законов творчества органической природы человека – артиста и режиссера. Система не подменяет собой творчества, а создаёт для него наиболее благоприятные условия. Она живёт в умении и таланте самого артиста. Опираясь на природные законы творчества, развития и становления личности художника, система К.С. Станиславского предопределяет подлинное подсознательное осуществление познавательной деятельности окружающего мира и освобождает сознательные пути к творчеству, к вдохновению [4, 5].

В результате анализа теоретических основ развития эвристической деятельности было установлено, что эвристическое обучение студентов – будущих режиссеров – это обучение, ставящее своей целью конструирование студентами собственного смысла, целей, осознания образования, в процессе непрерывного открытия нового. При этом эвристическая деятельность будущих режиссеров – это, прежде всего, сложносочетанный процесс учебной и внеучебной деятельности, а следовательно, она не может рассматриваться только как интуитивные или поисковые процедуры.

Следовательно, эвристическая деятельность понимается нами как деятельность в которой осуществляется интенсификация процессов генерирования идей и обладающая следующими признаками: творчество, результатом которого является создание новых образов и действий, способность порождать новые нестандартные идеи и при этом уметь выбирать наиболее оптимальный вариант из множества возможных; включение интуитивного озарения в логические рассуждения, при производстве новых идей; осмысленность, позволяющая учащемуся самостоятельно определять смысл, цели, содержание и процесс организации собственной деятельности.

Длительная история развития воспитательных практик свидетельствует, что обеспечить сформированность у современных студентов эвристических, творческих способностей возможно через включенность в самостоятельную учебную и внеучебную поисковую и творческую деятельность по разрешению разного уровня сложности задач, что, в свою очередь, обеспечивает развитие мыслительных процессов растущей личности, активизацию ее мышления.

Для высших профессиональных образовательных учреждений характерен высокий уровень трудности учебных заданий, с явно выраженной проблемностью. И здесь эффективны мощные эвристические методы (синектики, эмпатии, инверсии). При этом от первого к выпускному курсу необходимо постепенное постоянное увеличение уровня сложности заданий. Логика может быть приблизительно следующая: стандартная учебная задача – частично-поисковая – эвристическая задача – проблема – проблемная ситуация. При этом большая часть времени уделяется решению эвристических задач и проблем. А для институтов культуры характерна направленность на раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей личности студента, поэтому предоставляются широчайшие возможности для использования технологии эвристической деятельности.

Белгородский государственный институт искусств и культуры – единственное в регионе высшее профессиональное учебное учреждение, призванное обеспечить постоянно растущие потребности Белгородской области в высококвалифицированных кадрах, работающих в сфере культуры. Творческие коллективы, преподаватели и студенты института ежегодно принимают участие в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, фестивалях, становятся участниками художественных выставок различного уровня. Сотрудники и студенты регионального высшего образовательного учреждения, расположенного в приграничной зоне (Белгород граничит с Харьковской областью Украины) на протяжении многих лет организовывали и проводили совместные мероприятия с коллегами и творческими коллективами Харьковской области. При этом традиционными для вуза являются и свои региональные мероприятия. Такие как ежегодный праздник «Прохоровское поле», фестивали «Маланья», «Хотмыжская осень», праздники и юбилеи районов.

Так, ежегодно в сентябре в городе Белгороде и селе Хотмыжск Белгородского района проходит Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень». В фестивале принимают участие творческие коллективы и мастера декоративно-прикладного творчества Беларуси, Украины, Боснии и Герцеговины и, конечно же, России (из Орловской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областей). В фестивальном пространстве были активно задействованы театр моды Белгородского государственного института искусств и культуры с показом коллекции «Народный костюм на рубеже веков», молодежный клуб исторической реконструкции «Дружина», театры кукол Корочанского районного дворца народного творчества и института искусств и культуры с ярмарочным представлением.

Таким образом, постоянная потребность в разработке режиссерских постановок на основе местного фольклорного материала создает благоприятные условия для развития эвристической деятельности студентов. Так как многие праздники являются ежегодными, традиционными, перед преподавателями и студентами – будущими режиссерами стоит вопрос не только «Что ставить?», но и «Как это сделать по-новому, не повторяясь?», «Как разработать, осуществить оригинальную сценарно-режиссерскую разработку ежегодного праздника?».

Таким образом, эвристическая технология должна быть направлена на формирование творческих способностей будущих режиссеров, на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «передачи» студентам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы учащиеся использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

Заключение

В результате анализа теоретических основ развития эвристической деятельности будущих режиссеров в процессе обучения нами было установлено, что эвристическое обучение студентов – будущих режиссеров – это обучение, ставящее своей целью конструирование студентами собственного смысла, целей, осознания образования, в процессе непрерывного открытия нового. При этом эвристическая деятельность будущих режиссеров – это, прежде всего, сложносочетанный процесс учебной и внеучебной деятельности, а следовательно, она не может рассматриваться только как интуитивные или поисковые процедуры. Следовательно, эвристическая деятельность будет определяется нами как деятельность, в которой осуществляется интенсификация процессов генерирования идей и обладающая следующими признаками: творчество, результатом которого является создание новых образов и действий, способность порождать новые нестандартные идеи и при этом уметь выбирать наиболее оптимальный вариант из множества возможных; включение интуитивного озарения в логические рассуждения, при производстве новых идей; осмысленность, позволяющая учащемуся самостоятельно определять смысл, цели, содержание и процесс организации собственной деятельности.

Изучение концептуальных положений технологии формирования эвристической деятельности будущих режиссеров в процессе обучения показывает, что: формирование новых знаний происходит на основе эвристических методов (эвристической беседы, проблемных ситуаций, эвристических заданий) и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся. Например, участие в эвристической беседе предполагает задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач; преподаватель преднамеренно создает проблемные ситуации, студенты должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность; оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности, в которых будет развиваться творческий потенциал студента – будущего режиссера.

Анализ организационно-педагогических условий формирования эвристической деятельности будущих режиссеров позволил определить следующие условия: создание комфортных условий для участников педагогического процесса (показатели физической среды и психологического климата в группе), учет индивидуально-типологических особенностей студентов (особенностей их познавательной и мотивационно-потребностной сферы, уровня развития общих и специальных способностей), подготовка педагогических кадров, способных осуществлять эвристическую деятельность, учет региональных особенностей вуза (Белгородский государственный институт искусств и культуры – региональное учреждение высшего профессионального образования, расположенное в приграничной зоне) и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Таким образом, результаты теоретического анализа подтвердили необходимость развития эвристической деятельности студентов, посредством использования педагогической технологии и создания организационно-педагогических условий формирования эвристической деятельности будущих режиссеров.