Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF MILITARY TRAINING IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION ON THE BASIS OF BACHELOR AND SPECIALTY COURSES

Tsibizova T.Yu. 1
1 Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU)
This article is devoted to issues of soldiers’, mariners’, sergeants’ and reserve sergeants’ military training in high school. The author defines goals, tasks and main attitudes towards such training implementation in higher educational establishment. Systematic approach to soldiers’, mariners’, sergeants’ and reserve sergeants’ military training in high school means development of end-to-end educational process continuity between preparation of specialists in civil professions and military occupations’ training, plus interaction of all subsystems of educational management. In competence approach’ execution the set of key and special professional competencies is the main training goal. Features of military training in frames of bachelor and military courses regarding duration of study, expertise acquired and career guidance are shown in the article. Different ways of educational process arrangement are offered.
educational process
military training
integration
professional activity
military occupations
systematic approach
competence approach

Подготовка военных кадров запаса в гражданских вузах России, сложившаяся как специфическая система воспроизводства военного резерва в рамках системы высшего образования страны, является объектом многосторонней теоретической и практической деятельности, направленной на обеспечение безопасности нашего государства и общества. В основе этой системы лежат социально-экономические условия воспроизводства специфического кадрового потенциала, военно-политические и социально-политические установки, определяющие общественный заказ такого воспроизводства и общие принципы управления всей системой, и многие другие составляющие ее формирования и функционирования [6].

Главная цель образовательного процесса военной подготовки в организациях высшего образования заключается в том, чтобы одновременно с реорганизацией Вооруженных Сил и высшей военной школы сформировать адекватную им систему подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса из числа студентов гражданских вузов, вывести такую подготовку на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма, военной и педагогической культуры современных военных кадров [4].

Военно-профессиональное образование солдат, матросов, сержантов и старшин запаса из числа студентов в течение всего периода их учебы в вузе направлено, в первую очередь, на формирование у них высокого профессионализма, служащего основой для успешного исполнения ими служебных обязанностей, как в мирное время, так и в условиях боевой обстановки. При этом под профессионализмом солдат, матросов, сержантов и старшин запаса из числа студентов понимается готовность выполнять военно-профессиональную деятельность по определенной военно-учетной специальности (группе специальностей) с высоким качеством, а также способность обучать и воспитывать подчиненных [4, 7].

Решая проблему особенности военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования, общество создает систему образования и направляет в нее заказ на подготовку специалистов различных профилей и квалификаций.

Цели, задачи и основные подходы к реализации системы военной подготовки в организациях высшего образования

Основная цель военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования – обеспечить накопление в запасе военно-обученного резерва, а также предоставить молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбрать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества.

Целями такой подготовки являются:

– подготовка к самостоятельным действиям на конкретных должностях, а также в составе штатных подразделений (исходя из требований заказчика по подготовке специалиста по конкретной военно-учетной специальности (ВУС));

– приобретение навыков правильного и качественного выполнения задач по ВУС в сложной обстановке современного общевойскового боя;

– формирование высоких морально-боевых качеств будущих военнослужащих [3].

Основными задачами военной подготовки являются:

– обучение строгому и точному выполнению требований законов РФ и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

– освоение новых образцов вооружения и военной техники, привитие личному составу знаний и навыков в проведении им технического обслуживания и поддержанию в готовности к использованию (боевому применению), выполнение требований безопасности;

– воспитание у обучаемых высоких морально-боевых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, бдительности, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества;

– подготовка солдат, матросов, сержантов и старшин запаса к выполнению своих должностных и специальных обязанностей как самостоятельно, так и в составе групп, расчетов, экипажей, подразделений (исходя из требований заказчика по подготовке специалиста по конкретной ВУС), в ходе выполнения боевых (специальных) задач и умелому применению штатного вооружения и военной техники по боевому предназначению;

– проверка в ходе обучения существующих уставных положений по организации и ведению боя (тактических действий), выработка новых способов ведения боевых действий;

– формирование у сержантов и старшин твердых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств и навыков по управлению экипажами, расчетами, подразделениями, и их огнем при выполнении поставленных задач, а также педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных и их дальнейшее совершенствование;

– выработка у обучающихся высокой психологической устойчивости, смелости и решительности, физической выносливости и ловкости, смекалки, умения преодолевать трудности общевойскового боя, способности переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки [5].

Решение задач военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования предполагает применение системного подхода на основе координации и интеграции всех видов деятельности в образовательной сфере и требований к подготовке кадров для соответствующих министерств и ведомств. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов [9]. Задача совершенствования образовательного процесса требует, соответственно, совершенствования всех подсистем управления образовательным процессом (теоретико-методологической, организационной, правовой, педагогической, воспитательной, экономической, технологической). Это должен быть целостный, направленный и систематизированный процесс, включающий в себя обучение с элементами воспитания и осуществляющийся в интересах человека, общества, государства [2]. Подсистемы находятся в сложном взаимодействии между собой и другими сферами деятельности. В связи с этим важнейшим аспектом управления качеством военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования должен быть системный подход.

Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как система и одновременно как элемент более общей системы.

Таким образом, системный подход к военной подготовке солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования предполагает развитие «сквозной» преемственности образовательного процесса подготовки специалистов по гражданским специальностям и военной подготовки по военно-учетным специальностям, что обеспечит целостность процесса обучения, как институциональной социально-педагогической системы, направленной на приоритетное развитие личности, характеризующейся мировоззренческой, функциональной, профессиональной компетентностью и нравственной культурой [8].

Другим значимым подходом к реализации системы военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования является компетентностный подход, при котором в качестве цели обучения выступает совокупность специальных или ключевых профессиональных компетенций обучающегося.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (Федеральные государственные стандарты 3-го поколения).

Компетентность – основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека. Следовательно, стать компетентным человек может только после приобретения в соответствующей области компетенции информации, знаний и практического опыта.

Особенно актуальным компетентностный подход становится именно при рассмотрении задач военной подготовки бакалавров и специалистов по соответствующим военно-учетным специальностям, т.к. развитие современного постиндустриального общества требует подготовки нового специалиста, способного проявлять активную общественную и профессиональную позицию, умение адаптироваться к различным жизненным и производственным ситуациям; обеспечивать процесс внедрения и транслирования инноваций, направленных на опережающее развитие научных и производственных отраслей; овладевать технологией приобретения разносторонних знаний, обеспечивающих успешную адаптацию в новых условиях общественного развития [1].

Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет практическую, исследовательскую, профессионально ориентированную направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.

Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным, многопрофильным. Учащимся передаются не только знания и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, но также формируются индивидуальные характеристики, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.

Особенности военной подготовки бакалавров и специалистов

Военное обучение студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования на основе бакалавриата и специалитета имеет ряд особенностей, связанных:

– со сроками обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов;

– с приобретенными компетенциями и профессиональной ориентацией в рамках основного образования.

Нормативный срок обучения по программам подготовки бакалавров составляет 4 года. Если учитывать, что абитуриенты поступают в вуз в возрасте 17 лет, то военное обучение может начинаться только при достижении студентами 18-летнего возраста. Отсюда начало обучения возможно только со 2 курса, продолжаться 1,5–2 года с прохождением учебных сборов после 3 курса. И это – единственный возможный вариант организации военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования на основе бакалавриата.

Нормативный срок обучения в специалитете – 5 лет, а, например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана – 5 лет и 10 месяцев, поэтому военное обучение может начинаться со 2 или 3, или 4 курса с прохождением учебных сборов после 3 или 4, или 5 курса, что дает возможность распределения во времени военного обучения студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров с военным обучением студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов. Тем самым обеспечивается наиболее оптимальное планирование образовательного процесса: составления расписания, занятости аудиторий, задействованности преподавателей, обеспечения учебных сборов, использования оборудования и военной техники и т.д.

Вторая особенность – это приобретение компетенций, профессиональных знаний, умений и навыков по основной образовательной программе, связанной с получаемой военно-учетной специальностью военного обучения.

В связи с тем, что при военном обучении студентов, осваивающих программы подготовки бакалавриата, у них ко 2 курсу еще не полностью сложилось представление о своей будущей профессиональной деятельности (были освоены всего несколько профессионально ориентирующих дисциплин), при проведении обучения по овладению военно-учетными специальностями наиболее эффективным является подход военно-профессиональной ориентации к военной службе как к этапу профессионализации личности.

При этом преподаватели, ведущие военную подготовку, должны руководствоваться положением о том, что военно-профессиональная ориентация на воинские должности солдат, матросов, сержантов и старшин для студентов, проходящих военное обучение, предоставляет возможность вписать процесс военного обучения в общую стратегию профессионального образования, целенаправленно использовать умения, знания, навыки, приобретенные обучающимися в процессе освоения основной образовательной программы, и создает основу для осуществления логически увязанного, единого процесса формирования их как профессионалов определенных профилей.

Военное обучение, в этом случае, не прервет последовательное освоение (преемственность) профессиональной деятельности, а, напротив, обеспечит ее дальнейшее развитие и закрепление. Это, в свою очередь, явится предпосылкой высокомотивированного отношения молодежи, как к военной подготовке, так и к дальнейшему овладению программ высшего образования.

Такой подход особенно актуален при военном обучении по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата.

При военном обучении студентов, осваивающих программы подготовки специалитета, к 3–4 курсу уже складывается представление о своей будущей профессиональной деятельности. В этом случае, для студентов, уже имеющих знания, умения и навыки по своей гражданской профессии, легче проходить военную подготовку по военно-учетным специальностям, родственным по отношению к их основному образованию. Тогда представляется актуальным подход, когда военное обучение является для студентов дополнительной профессиональной образовательной программой и этапом развития профессиональной карьеры.

Поэтому одной из основных задач военного обучения для преподавателей, ведущих подготовку для студентов, обучающихся по программам подготовки специалитета, должно стать овладение военно-учетной специальностью, как этап дополнительной профессионализации, как приобретение знаний, навыков, умений и опыта, применимых не только в гражданской жизни, но и на военной службе (ознакомление учащихся с классами основных сходных воинских должностей и воинскими должностями, родственными тем гражданским профессиям, по которым осуществляется подготовка студентов в вузе).

Такой подход позволяет российской армии получить подготовленных солдат и сержантов запаса, которые будут способны работать в случае необходимости в особый период на сложной военной технике. «Мы крайне нуждаемся в том, чтобы на сложную военную технику пришли служить квалифицированные специалисты» (Шойгу С.К.).

Заключение

Важно, что военная подготовка студентов будет осуществляться по военно-учетным специальностям, родственным гражданским специальностям, по которым студенты проходят обучение. Что касается Вооруженных Сил России, то для них новая система актуальна прежде всего тем, что дает возможность получить специалистов по наиболее сложным, интеллектуальным военно-учетным специальностям, поддерживать необходимый объем военно-обученного мобилизационного людского ресурса. Студентам, в свою очередь, обеспечивается непрерывность обучения в вузе, получение качественной военной подготовки с практическим освоением получаемой специальности, что расширяет их возможности дальнейшей профессиональной деятельности.