Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ENGINEERING-TECHNICAL SERVICE OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Saitov V.E. 1 Kurbanov R.F. 1 Sozontov A.V. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher education Vyatka State Agricultural Academy
Настоящая статья посвящена анализу современного состояния парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Оптимальный состав машинно-тракторного парка определяется нормативным методом на 1000 га пашни, но при учитывании погодных условий оптимальный резерв и стратегический состав машинно-тракторного парка определяется с учетом вероятности наступления сезонов-аналогов. Критерием оптимизации сезонных технологических и технических резервов и сроков работ является минимум комплексных затрат, который учитывает эксплуатационные затраты, потери урожая при изменении продолжительности работ, нормативную эффективность технических и трудовых ресурсов. Также в статье анализируется современный уровень и перспективы развития технического сервиса машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса страны. Обосновываются основополагающие факторы концепции развития технического сервиса: качество, ремонтно-технологическое оборудование, документация и квалифицированные кадры.
This article is devoted to analysis of the current state of the park of agricultural machinery in the Russian Federation. The optimum composition of machine and tractor fleet is determined by regulations for 1000 hectares of arable land, but when taking into account weather conditions, the optimal composition of the strategic reserve and tractor fleet is determined by taking into account the probability of occurrence of seasons peers. The criterion for optimization of seasonal technological and technical provisions and terms of the work is at least integrated cost, which takes into account operating costs, yield losses when changing the duration of the work, the efficiency of the regulatory technical and human resources. The article also analyzes the current level and prospects of the technical service of machines and tractors agricultural sector of the country. Substantiates the fundamental factors of development of the concept of technical service quality, repair and manufacturing equipment, documentation and qualified personnel.
agro-industrial complex (AIC)
technical service
engineering-technical system (its)
machine-tractor Park (MTP)
redundancy of equipment

Современное состояние парка сельскохозяйственной техники в России является одним из основных факторов, сдерживающих технологическую модернизацию предприятий АПК. Это связано в значительной мере с разрушением ранее существовавшей системы обеспечения и ремонта машинно-тракторного парка, которое не могло не сказаться на показателях работы инженерно-технической службы предприятий АПК. Анализ инженерно-технической системы предприятий показывает, что для повышения эффективности использования техники в первую очередь нужна глубокая реорганизация системы технического сервиса, внедрение фирменного метода её обслуживания. Однако в условиях сокращения выпуска отечественной техники этот процесс затянулся, хотя решать эту проблему необходимо немедленно.

Поступающие на рынок отечественные машины, как правило, имеют низкие технико-экономические показатели и недостаточную надёжность. Это не позволяет эффективно реализовать преимущества современных агротехнологий и побуждает сельхозтоваропроизводителей приобретать более производительную и надёжную зарубежную технику.

Вместе с тем, реально оценивая состояние дел, следует отметить, что в ближайшие годы в сельском хозяйстве России будет всё-таки использоваться преимущественно техника, которая сейчас находится в эксплуатации и именно она должна обеспечить эффективную работу всего АПК страны, это обстоятельство и необходимо учитывать, при рассмотрении перспектив развития технического сервиса [4].

Неразвитость инженерно-технической системы (далее – ИТС) является одной из главных причин ограничений по вводу в сельскохозяйственную практику инновационных технологий производства.

В первую очередь ИТС должна обеспечить решение следующих задач:

– поддержание машинно-тракторного парка (далее – МТП), оборудования животноводческих ферм и другой техники на высоком уровне работоспособности (обеспечение коэффициента технической готовности МТП на уровне 95–98 %;

– импортозамещение техники, запасных частей и других материально-технических ресурсов, обеспечивающих деятельность ИТС;

– формирование интегрированной инженерной инфраструктуры управления агропромышленного производства, включающей в себя структуру управления предприятиями машинно-технологического сервиса, инженерные службы сельхозтоваропроизводителей, дилерские и технические центры заводов-изготовителей;

– совершенствование информационно-консультационного обслуживания, создание центров инновационного развития сельского хозяйства;

– подготовка и переподготовка кадров;

– обеспечение экологической безопасности, создание комфортных и безопасных условий труда.

Повышение работоспособности машин – одно из главных условий эффективности функционирования инженерно-технической системы.

Мировой опыт сферы производства показал, что любой сельхозтоваропроизводитель не может эффективно вести производство без развитой структуры услуг на селе, которые, как правило, более качественно и своевременно выполняются специализированными ремонтными предприятиями и службами.

Предприятия производственно-технологического сервиса могут быть конкурентны только в случае, если они придут с инновационными методами работы – интенсивными технологиями, высокопроизводительной техникой, эффективной организацией труда, что должно заметно снизить стоимость работ.

Для модернизации ИТС необходимы государственная поддержка обновления ее технической базы, направленная на возмещение части затрат при приобретении новой техники, лизинг, субсидирование процентной ставки за кредит, стимулирование разработок и внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и техники, разработка норм и нормативов выполнения работ.

Для эффективного ведения сельхозпроизводства парк тракторов должен составлять порядка 610 тысяч единиц, парк зерноуборочных комбайнов – 147 тысяч единиц (согласно Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 г.) [4].

Эти цифры рассчитаны по потребности на 1000 га пашни. Если будем учитывать нестабильность технологических процессов по погодным, организационным и техническим причинам, то потребность в сельскохозяйственной технике возрастает еще больше. Поэтому нами предлагается стратегическое формирование машинно-тракторных комплексов и парка на основе анализа динамики технологических процессов в хозяйстве [2].

Реальные технологические процессы функционирования множеств технологических систем, как правило, имеют нестабильные темпы выполнения технологических операций по квантам продолжительности в пределах цикла процесса.

Поэтому в общем виде согласование суммарного количества технологических операторов по операциям процесса возможно адекватно выполнить с учетом кратности резервирования темпа всех осуществляемых технологических операций данного процесса по соотношению

saitov01.wmf (1)

где Wi и Wj – соответственно темп (производительность, выработка) i-го и j-го технологических операторов, выполняющих соответствующие операции процесса, т/см (т/цикл, т/квант); kpi и kpj – соответственно кратность резервирования темпа в i-й и j-й операции процесса.

Соотношение (1) следует из условия соблюдения равенства реального суммарного нестабильного темпа потока технологического материала, обрабатываемого последовательно сопряженными операторами всего процесса функционирования той или иной технологической системы в любом из квантов процесса.

В соотношении (1) отражено адекватно равенство произведений количества технологических операторов на темп выполнения соответствующих операций с учетом реальной нестабильности выполнения каждой из них по рассматриваемому процессу функционирования конкретной системы в каждом кванте. Тогда с учетом кратности резервирования темпа выполнения каждой из операций процесса принцип поточности выполнения операций процесса запишем в виде модели:

saitov02.wmf (2)

В зависимостях (1) и (2) кратность резервирования темпа выполнения операций процесса любым технологическим оператором определена как величина обратная значению живучести технологической системы в кванте, в ядре или в пределах всего цикла функционирования данного технологического оператора технологической системы определенной физической природы. Тогда, с учетом отмеченного, кратность резервирования определяют по зависимости

saitov03.wmf (3)

где kpis – кратность резервирования i-й технологической системы в s-м кванте ее функционирования; gis – живучесть i-й технологической системы в s-м кванте функционирования.

В ядре системы кратность резервирования темпа выполнения процесса определяют с учетом диапазона реальных эффективных квантов в пределах

saitov04.wmf (4)

где kря – кратность резервирования темпа процесса ядра системы; gня – живучесть технологической системы в начальном кванте ядра системы; gкя – живучесть технологической системы в конечном кванте ядра системы.

За ядро системы может быть принято множество квантов с темпом выше среднего или по иному критерию. Живучесть технологической системы gs определяют численно как нормированный относительный темп функционирования технологической системы отдельно по квантам и по фазам выполняемого процесса или отдельной его операции по зависимости

saitov05.wmf (5)

где gs – живучесть системы в s-м кванте процесса; saitov06.wmf – темп выполнения операции (процесса) в s-м кванте (фазе) процесса; saitov07.wmf – максимальный темп выполнения операции (процесса) в одном из квантов завершенного технологического цикла функционирования системы.

Значения живучести и кратности резервирования темпа процесса функционирования технологической системы практически определяют по данным эксперимента, априорной информации о динамике процесса или по данным статотчетности о функционировании исследуемой системы.

Приведенные данные теоретических расчетов и полученные в исследованиях практические результаты, а также моделирование процессов подтвердили гипотезу о нестабильности реальных темпов выполнения процессов по множеству технологических систем. Это доказывает необходимость резервирования систем в растениеводстве, животноводстве, мелиорации и необходимость регулирования, по возможности, ряда природных процессов с целью повышения стабильности темпа процесса.

В зависимости от влияния погодных условий на наступление оптимальных сроков выполнения технологических процессов кратность резервирования темпов технологических процессов для условий Кировской области составляет 1,69 на посеве зерновых культур; 1,79 на уборке трав и 1,84 на уборке зерновых культур [2].

Как показывают исследования, проведенные в Нижегородской ГСХА под руководством профессора А.Н. Важенина, оптимальный состав машинно-тракторного парка также можно определить из условия минимума комплексных затрат. Критерий минимума комплексных затрат учитывает прямые эксплуатационные затраты, капитальные вложения, потери урожая в денежном выражении и затраты на трудовые ресурсы. При разработке методики формирования оптимального состава парка в целевой функции влияние погодных условий учтено коэффициентом подобия среднедекадных температур Kсдψ и коэффициентом погодности Kмψ [3]:

saitov08.wmf (6)

Эффективность от внедрения методов сезонного резервирования и использования технологических систем в предприятиях Приволжского федерального округа выразилась в снижении комплексных затрат от использования МТП на 11–15 % и получении дополнительной прибыли за счет оказания услуг резервными технологическими комплексами [3].

По состоянию на 1 января 2015 года в агропромышленном комплексе органами Гостехнадзора зарегистрировано 420563 трактора (в 2013 г. – 435766), 127750 зерноуборочных (в 2013 г. – 134188), 17564 кормоуборочных (в 2013 г. – 19168) и 7670 прочих комбайнов (в 2013 г. – 6716).

За 2014 год в России (без учета Крымского федерального округа) выбыло 84005 сельскохозяйственных тракторов, или 18 % всего парка тракторов [5].

Наибольшее выбытие произошло в Сибирском федеральном округе – 48415 тракторов, или 64,6 % от наличия, в Центральном федеральном округе – 20377 единиц, или 23,3 % от наличия, в Северо-Западном федеральном округе – 6643 единицы, или 43 % от наличия [5].

Для того, чтобы остановить выбытие основных видов сельскохозяйственной техники, необходимо ежегодно приобретать минимум 20,0 тыс. ед. тракторов, 8,0 тыс. ед. зерно- и 2,0 тыс. ед. кормоуборочных комбайнов, а также иметь региональные программы по технической и технологической модернизации.

Для обновления парка техники сельхозтоваропроизводители дополнительно использовали региональные программы и институты развития (АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк»).

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2014 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 20291 ед. основных видов техники: 14120 тракторов (в 2013 г. – 15265), 5336 зерноуборочных комбайнов (в 2013 г. – 5502), 835 кормоуборочных комбайнов (в 2013 г. – 824). Эти показатели ниже, чем в 2013 г. В период с 2008 по 2013 г. в среднем приобреталось в год 16900 ед. только тракторов [5].

Следует обратить внимание на то, что значительное сокращение количества тракторов в России в 2014 году невозможно объяснить только плановым выбытием техники в связи с истечением амортизационного срока. Об этом заставляет задуматься тот факт, что в 2014 году в России резко снизилось количество исправной техники – на 61123 единицы, или на 16,2 %. Если бы речь шла о выбытии в основном списанной техники, да еще в таких количествах, то показатель готовности тракторов должен был бы резко вырасти, но в реальности происходит обратное. При этом наибольшее снижение количества исправной техники зафиксировано в том же Сибирском федеральном округе – на 36743 единицы, или на 64,9 %, в Центральном федеральном округе – на 14499 единиц, или на 20,7 %, в Северо-Западном федеральном округе – на 5187 единиц, или на 42,7 %, в Приволжском федеральном округе снижение исправной техники произошло на 462 трактора, или всего на 0,5 %.

Анализ отечественной системы технического сервиса показывает, что за последнее время основные объёмы ремонтно-технических работ переместились непосредственно к товаропроизводителям. Эти работы в основном выполняются инженерно-техническими службами сельхозпредприятий и составляют 90–92 % от общего объёма работ (против 60–65 % в развитых странах), при этом в основном все сводится к замене деталей и некоторых несложных узлов, что приводит к повышенным издержкам производства.

Проведённый мониторинг функционирования ремонтно-технической базы обеспечения работоспособности существующего парка машин приводит к изменению форм собственности, как в АПК, так и в области сельхозмашиностроения.

Ремонт становится всё более сложным, соответственно у специалистов техсервиса возникает необходимость иметь регулярный доступ к обширной информации, выполнение высококачественного ремонта в срок, иметь необходимое контрольно-диагностическое оборудование.

По нашему мнению, формируемая в современных условиях эффективная стратегия системы технического сервиса машин АПК должна включать (объединять) в себя разобщенные ремонтно-эксплуатационные подразделения хозяйств, специализированные межхозяйственные ремонтные предприятия, фирменное сервисное обслуживание заводов – изготовителей и региональный бизнес-сервис, который отличается по своим признакам от действовавшей ранее системы тем, что в основу стратегии положен принцип получения прибыли всеми участниками системы с приоритетом интересов сельского товаропроизводителя [4].

Важнейшая составляющая стратегии развития технического сервиса – организация и повышение качества ремонта узлов и агрегатов как основы повышения надёжности отремонтированной машины. При этом основу повышения качества должны составлять новые технологии ремонта, оснащение ремонтных предприятий высокоточным оборудованием, оснасткой, нормативно-технической документацией и квалифицированными кадрами.

В настоящее время в сельскохозяйственных организациях 27122 штатные должности инженерно-технических работников. Фактически работает 25141 человек (92,7 % от потребности). Из них с высшим образованием – 12506 человек (49,7 %), со средним профессиональным образованием – 10295 человек (40,9 %), не имеют специального образования – 2340 человек (9,4 %). Подготовка кадров осуществляется по 47 инженерно-техническим специальностям высшей подготовки (подготовка ведется в 52 вузах) и по 19 специальностям средней профессиональной подготовки (подготовка ведется в 31 вузе). За последние три года по всей стране повысили квалификацию по инженерно-техническим специальностям более 13500 человек [5].

Создание системы производственно-технического сервиса должно осуществляться не директивным путём, а на рыночных условиях, что позволит сформировать цивилизованную конкурентную среду в АПК, будет способствовать повышению качества, снижению стоимости и сроков оказания разнообразных услуг сельхозтоваропроизводителям по ремонту и техническому обслуживанию техники [1].

Наряду с формированием и развитием системы технического сервиса необходимо создавать систему информационно-консультативного обеспечения инженерно-технической сферы, реформировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на всех уровнях профессионального образования [1].

В современной системе технического сервиса должны работать высококвалифицированные профессиональные кадры, владеющие как традиционными знаниями устройства, эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники, так и новыми, включая высокий уровень компьютерной подготовки, электронного диагностирования.

Таким образом, инженерно-технической службе на уровне сельскохозяйственных предприятий необходимо:

– внедрить передовые технологии выполнения механизированных работ;

– обеспечить разработки перспективных и оперативных планов и мероприятий по механизации, ремонту и техническому обслуживанию всего оборудования предприятия;

– проводить своевременное, качественное техническое обслуживание, обеспечить технически исправное состояние инженерно-технических средств, высокоэффективную эксплуатацию тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, других транспортных средств, энергетического оборудования.