Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CHILD WITH A CHILDREN’S CEREBRAL PALSY

Inevatkina S.E. 1 Sokolova Т.А. 1
1 M.E. Еvsevev Mordovian State Pedagogical Institute
This article presents the results of the study, which is devoted to finding the best conditions conducive to the effective implementation of psycho-pedagogical support of infants and pre-school age with cerebral palsy. As the conditions conducive to the improvement of the effectiveness of corrective actions has been allocated directly involved mothers in correctional work, and most early start tracking process. To this end, the analysis carried out and submitted to psychological and educational literature on this issue; studied representations of mothers about parenting; held diagnostics of early and preschool age children with cerebral palsy; formulated and implemented a program of psycho-pedagogical support such children and their mothers; It proved the effectiveness of the proposed program. The proposed program of psycho-pedagogical support includes correctional work with the child early or pre-school age with cerebral palsy, which is directly involved close adult.
psychological and pedagogical support
child early and preschool age
cerebral palsy

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность данного процесса во многом зависит от условий и сроков организации психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории.

Проблема психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержания находит свое отражение в работах многих авторов (С.Б. Башмакова, В.А. Калягин, Ю.В. Матасов, Т.С. Овчинникова) [3; 6]. Так, по мнению С.Б. Башмаковой, психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на успешную социализацию детей [3, с. 34].

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как неотъемлемое звено обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной ситуации процесс сопровождения должен быть направлен на преодоление либо на минимизацию существующих ограничений жизнедеятельности у детей указанной категории. Многие исследователи (Е.Б. Айвазян, С.Е. Иневаткина, Г.Ю. Одинокова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.) в своих работах указывают, что максимальная эффективность коррекционных мероприятий достигается при осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте. Так как выявление нарушений в развитии ребенка этого возраста и оказание ему своевременной психолого-педагогической помощи способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить максимальную реализацию его возможностей [8; 9; 10].

Кроме того, одним из основных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья может выступить участие родителей в коррекционно-развивающем процессе. В работах многих отечественных и зарубежных исследователей детско-родительское взаимодействие рассматривается в качестве основного фактора, определяющего психическое развитие ребенка. Многократно доказано, что основой развития всех видов деятельности ребенка и его отношений с окружающим миром является взаимодействие с матерью или другим значимым взрослым, а искажения детско-родительских отношений приводят к эмоционально-поведенческим расстройствам, нарушениям интеллектуального, моторного, психического и психосоматического развития ребенка (Е.Б. Айвазян, Д.В. Винникот, С.Е. Иневаткина, М. И. Лисина, Г.Ю. Одинокова, Ю.А. Разенкова и др.) [4; 5; 7; 9].

Цель исследования. В рамках нашего исследования была предпринята попытка поиска оптимальных условий, способствующих эффективному осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с церебральным параличом.

Материалы и методы исследования

По мнению О.В. Бадалян, детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мышц. Двигательные нарушения очень часто сочетаются с познавательными и речевыми расстройствами, а также нарушениями функций других анализаторных систем. При этом все расстройства имеют разную степень выраженности: от легких до грубейших нарушений, где могут наблюдаться различные их сочетания [2, с. 97].

Наличие церебрального паралича у ребенка может стать одной из причин изменений в детско-родительских отношениях. Обобщая исследования И.С. Багдасарьян, посвященные описанию вариативности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить четыре основных типа родительских стратегий:

1) гиперопекающая стратегия – стремление оградить ребенка от проблем и трудностей; восприятие его как беспомощного, постоянно нуждающегося в опеке и защите;

2) авторитарно-отвергающая стратегия – требование неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений и поручений;

3) гипопротекция – увеличение эмоциональной дистанции, холодность в отношениях, эмоциональное отвержение ребенка;

4) сотрудничество – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности; восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания [1, с. 12].

В качестве научной гипотезы выступило предположение о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения будет более эффективным, если будет направлен не только на ребенка с детским церебральным параличом, но и на его маму.

В исследовании приняли участие 15 пар «мать – ребенок раннего возраста с детским церебральным параличом» и 45 пар «мать – ребенок дошкольного возраста с детским церебральным параличом». Испытуемые (мамы и их дети с детским церебральным параличом) посещали Центр продленного дня (ЦПД) при МГПИ имени М.Е. Евсевьева, с целью психолого-педагогического сопровождения.

В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI); диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева).

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) направлен на исследование представлений о воспитании детей; разработан Е. Шеффером и Р. Беллом. Опросник содержит 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений, в каждую шкалу входят 5 утверждений. Участвовали испытуемые контрольной и экспериментальной групп.

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста (Е.А. Стребелева). Для детей третьего года жизни уровень психического и моторного развития оценивался по следующим показателям: понимание речи; активная речь; сенсорное развитие; игра и действия с предметами [10, с. 18].

Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева). В рамках исследования оценивался уровень сформированности познавательных процессов (мышление, память, внимание), мелкой моторики, сенсорного восприятия [10, с. 36].

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. Первым этапом был организован и проведен констатирующий эксперимент.

Анализ данных, полученных с помощью опросника PARI на этапе констатирующего эксперимента, показал, что воспитательная стратегия испытуемых характеризуется в основном авторитарной позицией, направленной на достижение результата. У большинства испытуемых транслируемая воспитательная стратегия лишена участия и эмоционального контакта с ребенком, обнаружены высокие оценки по шкалам: «Строгость, дисциплина» (95 %), «Уклонение от контакта с ребенком» (85 %).

Анализ результатов, полученных в рамках психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, позволил разделить испытуемых на 2 подгруппы: «подгруппа задержки» (9 пар – 60 %, в которых дети имели отставание в психическом развитии на 2–3 эпикризных срока) и «подгруппа выраженной задержки» (6 пар – 40 %, в которых отставание детей в психическом развитии составило 4–5 и более эпикризных сроков).

Полученные данные, касающиеся уровня развития детей с церебральным параличом дошкольного возраста, также позволили их разделить на аналогичные подгруппы. В «подгруппу задержки» вошли 29 пар – 64,5 % (дети с церебральным параличом, имеющие незначительные отставания от нормативных показателей, соответствующих возрасту), в «подгруппу выраженной задержки» 16 пар – 35,5 % (дети с церебральным параличом, имеющие значительные отставания от нормативных показателей, соответствующих возрасту).

В рамках формирующего эксперимента была составлена программа психолого-педагогического сопровождения пары «мать – ребенок с детским церебральным параличом». Занятия проводились с непосредственным участием близкого взрослого и имели несколько задач: психологическая поддержка мам и их практическое обучение взаимодействию со своим ребенком; развитие познавательных процессов ребенка указанной категории. Указанный формат занятий был выбран не случайно. Существующее предположение, согласно которому большинство родителей владеют навыками установления «принимающего» и «поддерживающего» детско-родительского взаимодействия, является ошибочным. Подобранные упражнения были направлены на развитие познавательных процессов детей, а форма работы поддерживала ситуацию взаимодействия матери и ее ребенка с детским церебральным параличом раннего и дошкольного возраста. Занятия проводились в группе из пяти пар «мать – ребенок с детским церебральным параличом» (три группы «мама – ребенок с детским церебральным параличом раннего возраста» и девять групп «мама – ребенок с детским церебральным параличом дошкольного возраста»).

Опишем примерные задания, используемые при реализации составленной программы.

Первая группа заданий была направлена на осознание и актуализацию потребности матери «присутствовать» во взаимодействии со своим ребенком. Для этого использовались игры и упражнения, предполагающие эмоциональный и тактильный контакт, а также совместную деятельность. Кроме того, задания данной группы были направлены на снятие психоэмоционального напряжения испытуемых, установление доверительного отношения друг к другу и на развитие умения матери распознавать эмоции своего ребенка.

Вторая группа заданий включала в себя игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процссов, мелкой моторики рук и всех видов сенсорного восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве. Задания, используемые при реализации программы психолого-педагогического сопровождения, подбирались соответственно возрасту детей.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью изучения эффективности предложенной программы следующим этапом был проведен контрольный эксперимент. Опишем полученные результаты. Так, анализ данных, полученных с помощью опросника PARI, показал, что воспитательная стратегия испытуемых значительно изменилась и у большинства (88,3 %) характеризуется демократичностью, ответственностью (заботливостью), заинтересованностью по отношению к ребенку. Об этом свидетельствуют высокие оценки по шкалам: «Предоставление ребенку возможности высказаться», «Страх причинить вред ребенку», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активных занятий ребенка», «Восприятие ребенка как части себя», «Товарищеские отношения между родителями и детьми», «Потребность матери в помощи».

Полученные результаты позволяют предположить, что приписывание себе таких воспитательных стратегий, а также изменение позиции в детско-родительских отношениях является результатом работы специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение диады «мама – ребенок с детским церебральным параличом». Нами было сделано предположение о том, что более демократичная и ответственная воспитательная стратегия испытуемых будет способствовать их активному участию в дальнейшей реабилитации ребенка.

Проанализируем результаты контрольного эксперимента, касающиеся уровня развития детей с церебральным параличом раннего возраста и уровня сформированности познавательных процессов, мелкой моторики и сенсорного восприятия детей дошкольного возраста указанной категории.

Полученные данные позволяют говорить об эффективности составленной и реализованной программы, так как увеличилось количество испытуемых раннего и дошкольного возраста, относящихся к «подгруппе задержки». Среди испытуемых раннего возраста на этапе констатирующего эксперимента было обнаружено 60 %, относящихся к «подгруппе задержки»; на этапе контрольного эксперимента их количество увеличилось до 86,6 %. Положительная динамика была обнаружена и среди испытуемых дошкольного возраста: констатирующий эксперимент – 64,5 % «подгруппа задержки»; контрольный эксперимент – 82,2 % «подгруппа задержки».

Качественный анализ результатов показал, что у детей раннего возраста значительно повысился уровень понимания речи, сенсорного развития, появилась инициативность при участии в игре и интерес при действии с предметами. У детей дошкольного возраста также произошли положительные изменения, касающиеся повышения уровня сформированности познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), мелкой моторики и сенсорного восприятия. В большинстве случаев это стало возможным благодаря непосредственному участию мам в проводимых занятиях. Такая форма работы позволила установить и продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт матери и ребенка, а также включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым, в рамках которого возможно эффективное усвоение транслируемых знаний и формируемых навыков.

Выводы

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили эффективность предложенной программы психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом раннего и дошкольного возраста и их мам. Непосредственное активное участие в коррекционно-развивающей работе близкого взрослого (в нашем случае – мамы) оказалось эффективным и положительно повлияло на развитие ребенка с детским церебральным параличом, что в свою очередь подтверждает гипотезу нашего исследования.