Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PREPARATION MASTERS OF EDUCATION PRODRAM «PEDAGOGICAL SUPPORT CHILDHOOD IN THE NORTH»

Bugaeva A.P. 1 Ivanova A.V. 1 Sokorutova L.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
In this article the preparation of teachers in the competitive field of pedagogical support of modern childhood, capable of scientific and pedagogical understanding and development of actual problems of modern pre-school and primary education, environmental modeling of the educational institution in accordance with the strategic objectives of the national education and global trends. The program generates competence in development of methodological bases of research in the field of pre-school and primary education, improving the methods of organizing and carrying out scientific and pedagogical research; pedagogical designing and modeling of developing educational space of childhood; improving technologies of different directions in preschool and primary general education; Development Management preschool and primary schools, monitoring the quality of education, organization of pedagogical support of the child in preschool and elementary school. The content of the program includes the study of the theory and practice of educational process in preschool educational institutions and primary school-specific North.
Master’s program
pedagogy
educational system
ethno-cultural education
ethnic psychology
North

В рамках реализации многоуровневого педагогического образования в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова на кафедрах дошкольного и начального образования в 2013 году разработана единая программа «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера».

Необходимость разработки данной программы была обусловлена потребностью в специалистах, владеющих сквозным видением развития современного ребенка, обладающих способностью осуществлять педагогическое сопровождение на протяжении всего детства. Современные дети и как их правильно обучать, развивать и воспитывать В чем специфика развития ребенка в условиях Севера Дети ХХI века существенно отличаются от детей других поколений. Данные условия характеризуются как изменениями социокультурной среды, в которой мы живем, так и изменениями в развитии самого Человека. Актуализируется проблема состояния современного детства и перспективы его развития, определение целей и задач развития ребенка, методов обучения, организации развивающего образовательного пространства Детства. На эти актуальные вопросы призвана ответить данная программа.

Не случайно Д.И. Фельдштейн подчеркивает в своих трудах, что мы все плохо знаем социальную ситуацию функционирования и новые характеристики процесса развития ребенка. «Изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, – пишет автор, – а и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, проявляющемся в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах» – астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенилизации, грацилизации, андрогонии, которые сопровождаются психологическими признаками. В частности, большими креативными возможностями детей, меньшей степенью экстравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления. И дело не только, в том, что нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими возможностями. Причем речь идет не о необычной когорте детей-мессий или так называемых детей-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты, а обо всей популяции современных детей, глубинных изменениях их восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентаций и прочих характеристик» [5].

Н.А. Горлова выделила особенности развития современных детей и то, что следует учитывать при их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания двигательного опыта и физического здоровья. У современных детей повышенная потребность в восприятии новой информации [3]. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы они успевали ориентироваться в информационном потоке в век высоких и компьютерных технологий. Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. У современных детей повышены тревожность и агрессия. Современные дети настойчивы и требовательны. Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее узнать окружающий мир.

Программа «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» формирует компетенции в вопросах освоения методологических основ исследовательской деятельности в области дошкольного и начального образования, совершенствования способов организации и проведения научно-педагогического исследования; педагогического проектирования и моделирования развивающего образовательного пространства детства; совершенствования технологий организации различных направлений в дошкольном и начальном общем образовании; управления развитием ДОУ и начальной школы, мониторинга качества образования, организации педагогического сопровождения ребенка в ДОУ и начальной школе. Содержание программы предусматривает изучение теории и практики организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе с учетом специфики Севера.

Видами профессиональной деятельности выпускника по данному направлению являются следующие:

– методический – методист в системе повышения квалификации образования, в управлениях образования, в разных видах дошкольных образовательных учреждений;

– управленческий – заведующий дошкольным образовательным учреждением, завуч по начальным классам, заведующий методобъединением учителей начальных классов;

– педагогический – воспитатель, методист в разных видах дошкольных образовательных и дополнительных учреждений, учитель начальных классов, преподаватель педагогического колледжа, вуза, семейный педагог, консультант – в центрах педагогической поддержки детей и родителей;

– научно-исследовательский – научный сотрудник по изучению проблем детства в научно-исследовательских институтах.

Актуальность магистерской программы «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» определяется следующими положениями:

– необходимостью обеспечения комплексного и системно-деятельностного подходов к подготовке педагогов дошкольного и начального образования с учетом специфических условий Севера;

– рациональным сочетанием федерального и национально-регионального компонентов в организации учебно-воспитательного процесса коренных народов Севера;

– особенностями физиологического и психологического развития детей Севера, обусловленными самобытным традиционным укладом жизни и деятельности коренных народов;

– созданием целостной непрерывной системы педагогического сопровождения детства с целью формирования личности ребенка в условиях реализации ФГОС нового поколения.

В республике Саха (Якутия) функционируют 653 школы, в том числе 637 – дневных, 16 – вечерних общеобразовательных учреждений. 470 сельских школ, то есть 73 % находятся в сельской местности [4]. Образовательные учреждения (ДОУ, малокомплектная и кочевая школа) на селе берут на себя функции консолидирующего центра, становятся культурным средоточием, аккумулируя интеллектуальный, духовный, творческий и нравственный потенциалы национальной культуры. Данная особенность усиливает необходимость выработки стратегии этнокультурного образования, обеспечивающего устойчивое инновационное региональное развитие, а также активизирует проблему углубления взаимосвязей народов и культур, совершенствуя процесс межэтнического взаимодействия.

В специфических условиях Севера, характеризующихся низкой плотностью населения, удаленностью от центра, слаборазвитостью транспортной инфраструктуры, малочисленностью контингента ДОУ и школ, многопредметностью, актуализируется потребность в педагогах, обладающих компетенциями прогнозирования целей и задач развития детей в процессе обучения, создания условий для их решения, владеющих технологиями дистанционного обучения, высокой информационной культурой и соответствующей научной основой организации педагогического процесса.

Содержание программы обеспечивает учет в педагогическом процессе социокультурной среды, особенностей природно-географических, этнографических, исторических, религиозных и народно-хозяйственных особенностей региона, определяющих всю систему ценностей и поведение северных народов. Как справедливо пишут Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед» [1].

Базовая и вариативная части общенаучного цикла включают в себя модули:

«Философия и методология педагогических исследований» («Философия науки образования», «Современные проблемы науки и образования», «Методология педагогического исследования», «Иностранный язык в научной сфере», «Деловой иностранный язык»);

«Актуальные проблемы детства в современных условиях» («Детство в зеркале науки и культуры»; «Педагогика и психология семьи», «Теории и технологии дошкольного и начального образования», «Социализация и воспитание детства в условиях поликультурного пространства детства России», «Педагогическое обеспечение безопасности личности в современном обществе»);

«Проектирование образовательной среды детства в условиях Севера» («Этнопсихология народов Севера и Арктики», «Этнокультурные традиции воспитания детей у народов Севера», «Проектирование образовательного пространства в условиях кочевой и малокомплектной школы Севера», «Педагогическое проектирование в образовательных учреждениях», «Менеджмент качества образовательных учреждений»);

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка («Оценка индивидуальных достижений ребенка», «Диагностическая, коррекционная и развивающая работа с детьми», «Педагогическая поддержка одаренности», «Дошкольное и начальное образование за рубежом»).

Вышеуказанные модули ориентированы на формирование у магистранта необходимых компетенций для анализа современных парадигм и научных достижений педагогики и психологии детства, понимание модернизационного процесса в системе дошкольного и основного общего начального образования, владение методическим содержанием для моделирования образовательного пространства системы дошкольного и начального общего образования, владение основными положениями и категориальным аппаратом менеджмента в сфере дошкольного и начального основного общего образования, в управлении и экспертизе обеспечения качества, освоение методов моделирования и формирования ключевых управленческих компетенций в сфере образования. Логическая последовательность построения учебного плана отражает преемственность формирования компетенций магистра посредством логического введения организации дисциплин базовой и вариативной части.

Содержание итогового государственного экзамена строится на теоретическом материале следующих учебных дисциплин: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Культурно-исторические концепции детства», «Инновационные процессы в образовании», «Психология семьи», «Мониторинг качества образования», «Теория и практика дошкольного и начального образования», «Этнокультурные традиции воспитания народов Севера», «Этнопсихология народов Севера и Арктики», «Управление обеспечением качества образовательных учреждений». Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской).

Тематика выпускных квалификационных работ направлена на решение профессиональных задач. Выпускные квалификационные работы предполагают: анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников (документов, статистических данных) и научной литературы по профилю ООП магистратуры; анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности; разработку проекта, имеющего практическую значимость.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

По учебному плану магистерской программы «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» установлены следующие виды практик: научно-исследовательская, педагогическая, научно-педагогическая.

Все виды практик и научно-исследовательская работа магистров проводится в рамках научной школы Н.Д. Неустроева, которая работает с 1996 г. при кафедре педагогики начального обучения Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова на базе лаборатории проблем сельской малокомплектной школы. В лаборатории разрабатывается этнокультурная и этнопедагогическая концепция национально-региональной системы образования, изучается востребованность и возможность специальной подготовки учителей для малокомплектных и кочевых школ Севера. Накоплен опыт учебно-методического обеспечения 13 кочевых школ Республики Саха (Якутия) по международной программе ЮНЕСКО на основе инновационных технологий дистанционного обучения. Изучен социальный заказ населения по развитию сети малокомплектных и кочевых школ как в рамках начальной школы (1–4 кл.), так и основной (5–9 кл.) ступени школьного образования на Севере. В настоящее время ведется работа по созданию сетевого сообщества кочевых и малокомплектных школ Севера России. Ведутся тематические экспериментальные исследования в 17 сельских школах республики.

Таким образом, магистерская программа «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» на данном этапе развития многоуровневого педагогического образования является актуальной и востребованной, а выпускники являются инновационными специалистами образования, способными видеть проблему современного Детства и решать ее на основе исследовательской компетентности.