Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF FORMATION OF SELF-EXPRESSION’S CULTURE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE RESOURCE CENTER

Odinokova N.A. 1 Omelchenko E.А. 2
1 FSEI of HPE «Novosibirsk State Pedagogical University»
2 LLC «Center for promotion of scientific research»
The article deals with the need to support blind and visually impaired students of pedagogical high school with the aim of promoting their of self-expression’s culture. It is presented the author’s view on this phenomenon and its features in these students, including an uncertain self-expression, doubt in their abilities, dependence on others and access to information. It proves why at the students the potential of disclosure and self-presentation is reduced. The authors present the purposes, principles of pedagogical support, promoting formation of self-expression’s culture of students with visual impairment, also related with the activity of the resource center, which was created on the basis of the Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of childhood. The authors consider that the organization and content of the resource center of the workspace, use the latest information technologies of teaching the blind, interaction of high school teachers and students with impaired vision will contribute to social and psychological adaptation, leveling the problem of the adequacy of self-expression. All this allows students to actively engage in self-expression through the resource center and will assist in the formation of their culture of self-expression.
resource center
pedagogical maintenance
students with visual impairments
self-expression
culture of self-expression

Последние годы характеризуются в России ростом числа студентов с ограниченными возможностями здоровья в различных вузах, в том числе – в педагогических. Вузы интенсивно ищут пути и условия организации инклюзивного профессионального образования [2, с. 49]. Это касается и обучающихся с нарушениями зрения, доступность высшего образования для которых продолжает оставаться важной проблемой сегодняшнего дня.

Исследования многих поколений ученых и опыт практиков показали, насколько недостаточность зрения ограничивает возможности личности правильно воспринимать и познавать окружающую действительность [4]. Следствием этого является неполное самовыражение – затруднение человека в представлении другим людям того, что значимо, ценно, важно для него самого. Существенно здесь и снижение разнообразия средств, используемых студентами, имеющими нарушения зрения, для раскрытия своего потенциала и самопрезентации. Описанное положение вещей приводит к ограниченности характеристик, составляющих культуру самовыражения, под которой мы понимаем особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности студентов педагогического вуза, имеющих нарушения зрения, складывающихся у них в результате взаимодействия с культурой общества и собственными индивидуально-личностными предпочтениями.

Довольно часто люди с визуальными ограничениями пользуются в процессе познания и обучения не столько личными знаниями, сколько опытом других людей, что делает результаты этих процессов недолговечными, не всегда достоверными [4]. Это приводит к появлению в их культуре самовыражения таких особенностей, как неуверенное самовыражение, сомнение в своих силах (особенно это актуально, если они получают негативный отклик от окружающих о своем самовыражении, оказавшемся не совсем уместным или «неправильным», непонятым в определенной ситуации).

Известно, что слуховое и осязательное восприятие компенсируют недостатки зрительного. Поэтому можно было бы их более активно задействовать в качестве основы полноценного самовыражения. Однако рельефно-графические пособия, которые представляли бы требующиеся незрячим и слабовидящим сведения о самовыражении, о культуре самовыражения и в целом о мире, не всегда могут ими использоваться в полной мере из-за отсутствия навыка и опыта (например, у поздноослепших), ограниченной тематики, малых тиражей централизованного производства.

Кроме того, повышенный уровень шума, вибрация, длительные звуковые воздействия вызывают чувство усталости слухового анализатора, дезориентацию в пространстве, оказывая отрицательное влияние на возможности самовыражения и становление положительных характеристик соответствующей культуры. Под становлением культуры самовыражения в рамках данной статьи понимаем процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самосознания с ее мотивационно-эмоциональным, аксиологическим, гносеологическим, деятельностным, рефлексивно-оценочным компонентами. Их наличие обосновано нами в [5–7].

Низкий уровень мобильности, коммуникабельности, информационного обмена, компьютерной грамотности создает дополнительные сложности для становления культуры самовыражения человека с нарушениями зрения. Однако перечисленное связано и определяется не только особенностями самого студента, но и тем, в какой среде он находится, как решается проблема обеспечения ему свободного доступа и обмена информацией с обществом, как к нему относятся окружающие люди. Все это во многом детерминирует процесс становления их культуры самовыражения.

И.П. Волкова, В.З. Кантор пишут: «Особенности формирования личности человека в условиях зрительной депривации, трудности и возможности его социальной адаптации и интеграции обусловлены не только наличием дефекта, но и всем комплексом системы отношений в обществе, в частности, тех представлений, которые складываются об инвалиде в социальной среде» [1, с. 7].

Вышесказанное послужило отправной точной открытия в структуре Института детства Новосибирского государственного педагогического университета ресурсного центра для разносторонней поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, для внедрения в учебный процесс современных информационных технологий, социальных методов адаптации, для предоставления студентам возможностей расширения спектра средств самовыражения.

В настоящее время «ресурсный центр» довольно распространенный термин в системе образования. Его можно описать как один из значимых элементов образовательной среды или образовательного пространства вуза. «Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности… возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [8, с. 14].

Существенной характеристикой ресурсного центра является модель взаимодействия учебного заведения через работающих в нем преподавателей со студентами, имеющими нарушения зрения, которая позволяет с первых дней обучения таким первокурсникам создать наиболее благоприятные условия для включения в образовательную деятельность, получить поддержку в адаптации к образовательной среде вуза, его требованиям к обучающимся. Молодые люди имеют здесь доступ к многочисленным средствам самовыражения, получая принципиально новые возможности, недоступные им ранее.

В решении поставленных задач важно постоянное педагогическое сопровождение студентов с нарушениями зрения. Проблеме психолого-педагогического сопровождения посвящено много публикаций отечественных исследователей. Общим в работах является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки в индивидуальном развитии личности. Не отрицается взгляд на психолого-педагогическое сопровождение и как на процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных коррекционных мер и действий.

Как отмечает Л.Н. Давыдова, психолого-педагогическое сопровождение личности предусматривает обеспечение условий для полноценной реализации способностей, знаний, умений и навыков с целью достижения успешности в различных видах деятельности [3, с. 7].

Мы рассматриваем этот процесс как содействие, помощь, поддержку естественного развития, помощь в решении образовательных задач и достижении целей содействия становлению положительных характеристик их культуры самовыражения как будущих педагогов. Более того, сопровождение может осуществляться не постоянно, а когда у незрячего или слабовидящего студента возникают проблемы адаптации к условиям социально-бытовой или образовательной среды вуза, сложности в освоении учебной программы, в поиске средств, способов наиболее успешного самовыражения.

Конечная цель педагогического сопровождения в условиях нашего ресурсного центра – «отпустить» сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно, осуществлять самовыражение, демонстрируя черты, свойственные достаточному для педагогов уровню культуры самовыражения, делать на этой основе выбор своего жизненного пути, профессионального маршрута и нести за него ответственность. В связи с этим интенсивность и продолжительность осуществляемого нами педагогического сопровождения варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, от начального уровня их культуры самовыражения.

Все сказанное позволило нам сформулировать цели педагогического сопровождения студента с нарушением зрения в ресурсном центре:

– создание условий для самовыражения студентов с нарушениями зрения в образовательной среде педагогического вуза;

– содействие успешной адаптации студентов с нарушениями зрения к обучению в вузе;

– информационная поддержка в доступной форме процесса обучения студентов с нарушением зрения;

– обеспечение возможности самостоятельного использования студентами с нарушениями зрения современных инновационных тифлоинформационных технологий, программных средств;

– организация условий свободного, безбарьерного передвижения, контакта и общения с окружающей средой.

Особое место в деятельности ресурсного центра занимает создание условий сопровождения, содействующих становлению культуры самовыражения обучающихся с нарушенным зрением:

– эргономические и офтальмо-гигиенические условия построения коррекционной помощи;

– сотрудничество и взаимодействие в команде преподавателей и студентов.

Для успешного продвижения в направлении достижения стоящих перед ресурсным центром целей, создания названных условий для становления культуры самовыражения студентов целесообразно выстраивать деятельность этого структурного подразделения вуза на следующих принципах: социального партнерства, осуществления индивидуального и междисциплинарного подхода, содействия самовыражению.

Основное место в работе центра занимает обучение студентов самостоятельной работе. Причем незрячих – пользованию Брайлевскими дисплеями и принтерами с рельефно-точечным выходом, синтезаторами речи, программами доступа к экрану. Слабовидящих – использованию программных средств увеличения изображения и синтеза речи. Это не только избавляет студентов от ручной переписки текстов, облегчает самостоятельную обработку информации, позволяя осуществлять образовательную деятельность наравне со зрячими студентами, но и включает их в процесс использования названных средств для самовыражения.

В связи с этим особое внимание уделяется развитию самостоятельности и активности студентов с нарушением зрения как в реализации имеющейся у них потребности в самовыражении, так и в части учебной программы, касающейся отработки практических навыков профессиональной деятельности. Для этого в ресурсном центре имеются необходимые возможности и осуществляется педагогическое сопровождение обучающихся. В результате каждый молодой человек постепенно овладевает способами поиска и овладения учебной информацией, применения технических приспособлений, вспомогательных тифлотехнических средств информационного обеспечения и обучения в доступной и удобной форме, что позволяет им во все большей степени становиться открытыми для взаимодействия с другими людьми, для выполнения самоорганизуемой деятельности, являющейся основой их культуры самовыражения.

Благодаря работе в ресурсном центре студенты с нарушениями зрения получают достаточное количество информации – вербальной, звуковой (ориентирующей, предупреждающей об опасности и др.), тактильной, что нивелирует проблемы адекватности самовыражения среде, в которой находится обучающийся.

Все это становится возможным благодаря соответствующей организации и содержанию рабочего пространства создаваемого и постоянно поддерживаемого в ресурсном центре. К ним мы относим:

1. Определенное обустройство помещения и рабочего места в нем для каждого студента с нарушением зрения:

– обеспечение адаптивной познавательной и развивающей среды;

– правильный выбор цвета при окраске помещения ресурсного центра и предметов оборудования;

– наличие различных плоскостей рабочей поверхности (горизонтальной, вертикальной, наклонной);

– удобное размещение за столом за счет регулирования высоты;

– достаточная освещенность помещения ресурсного центра;

– оптимальная освещенность рабочей поверхности (использование индивидуальной подсветки) каждого обучающегося;

– устранение бликов и отражающих рабочих поверхностей;

– расположение наглядного материала на уровне глаз (для слабовидящих) и на доступном расстоянии;

– использование тифлотехнических средств: оптических приборов, специальных инструментов и приспособлений;

– обеспечение доступа к информации на электронных носителях.

2. Особенности взаимодействия преподавателей, осуществляющих педагогическое сопровождение становления культуры самовыражения обучающихся:

– соблюдение этики общения с людьми, имеющими нарушения зрения и знание подходов к взаимодействию с ними;

– наличие у преподавателей информации о состоянии зрительных функций студентов;

– знание преподавателями технологий работы с тифлотехническим и тифлоинформационным оборудованием;

– сотрудничество, взаимообмен между преподавателями информацией о студентах, их особенностях, а главное – возможностях (зрительных, интеллектуальных, познавательных, предшествующего опыта, навыков и т.п.);

– использование комплексного подхода, «командная работа» преподавателей.

3. Наличие условий для самовыражения студентов:

– возможность работать самостоятельно;

– рациональная самостоятельная организация своего свободного времени;

– психолого-педагогическое управление целесообразным структурированием студентами окружения, времени, материалов;

– участие студентов в конференциях, олимпиадах, выполнение научных исследований;

– возможность самостоятельно редактировать и печатать свои статьи с помощью специальной техники;

– возможность активно включаться в удаленное общение;

– возможность заниматься нетрадиционной техникой рисования, лепкой, создавать тифлографические изображения;

– возможность сочинять музыку и ее исполнять, овладеть основами звукорежиссерства;

– преобразовывать электронную информацию в удобный формат (рельефно-точечный, укрупненный текст, аудиозапись голосового воспроизведения);

– сочинять стихотворения, записывать их и воспроизводить на конкурсах, во время семинаров и т.д.

Подчеркнем, что особенности становления культуры самовыражения студентов с нарушениями зрения во многом зависят от следующих характеристик:

– необходимости создания системы обучения, максимально отвечающей потребностям и возможностям обучающихся;

– самовыражение в большей степени носит вербальный характер, чем ориентировано на получение продуктов труда;

– наблюдается нехватка слов для описания конкретных действий, которые они выполняют;

– наличие сложностей с абстрактным обобщением;

– большое стремление к самопрезентации и необходимость в обучении их средствам и способам внешней самопрезентации;

– сложности самовыражения с помощью физических движений и передачи эмоций.

Образовательный процесс в ресурсном центре включает теоретическое и практическое обучение. Его организация регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Студенты с проблемами зрения на общих условиях обучаются в группе зрячих сокурсников, а оказываемая им в центре помощь способствует нивелированию специфических трудностей, связанных с обучением и выполнением разного типа работ, предусмотренных программами учебных дисциплин, осваиваемых ими.

Наряду с общепринятыми подходами постоянно ведется поиск новых технологических решений оперативного донесения информации незрячим и слабовидящим студентам с учетом их аномалий зрительного анализатора [4], что помогает раскрепостить их, развить самостоятельность, сформировать правильную самооценку, способность творчески мыслить и максимально успешно осуществлять самовыражение, демонстрируя по окончании обучения достаточный для педагога уровень культуры самовыражения.