Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF IDEAS OF MENTALLY RETARDED SENIORS OF NORMS OF ETIQUETTE BEHAVIOUR AND COMMUNICATION

Minaeva N.G. 1 Yurochkinа N.E. 1
1 M.E. Еvsevev Mordovian State Pedagogical Institute
The conducted research has been directed to studying of level of formation of ideas of etiquette standards of behavior and communication at mentally retarded pupils of the senior classes of special (correctional) school VIII of a look. Research included the testing of school students revealing knowledge of norms of etiquette behavior and communication in various situations (behavior etiquette at acquaintance, behavior etiquette on the street and in public places, behavior etiquette on a visit, communication etiquette); the solution of the practical situations revealing knowledge of rules of etiquette behavior on a visit, appearance etiquette; supervision over behavior of examinees in free activity. As a result of research the quantitative and qualitative data allowing to estimate degree of formation of ideas of school students of etiquette standards of behavior and communication, to allocate the differentiated groups of mentally retarded seniors with high, average, low levels of formation of these representations have been obtained. According to research, the greatest number of examinees have the low level of formation of ideas of norms of etiquette behavior and communication, they are fragmentary and unsystematic, aren’t used in concrete life situations.
ethical culture
etiquette
norms of etiquette behavior and communication
children with limited opportunities of health
mentally retarded seniors

Необходимость воспитания этической культуры подрастающего поколения основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Особую актуальность данная проблема приобретает при обучении умственно отсталых старшеклассников, нравственное и этическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и, довольно часто, неблагоприятной средой воспитания и развития.

Этическая культура является не просто частью общей культуры человека, а неким синтезом гуманистического содержания всех её структурных элементов, непрерывно подпитывающих и взаимообогащающих друг друга. Одним из ключевых компонентов этической культуры, по мнению А.И. Шемшуриной, является этикет, не только регламентирующий поведение человека, но и способствующий развитию у подрастающего поколения умений анализировать и обобщать собственные поступки и поступки окружающих, видеть и оценивать их этическое содержание [5].

Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания школьников, показал, что в последние годы в педагогической науке проявляется тенденция к разработке проблемы формирования этикетных знаний, умений и навыков в контексте развития общей этической культуры учащихся. Так, межличностные отношения школьников рассмотрены как условие формирования культуры поведения с позиций этикета (А.А. Бодалев), вопросы освоения и применения старшеклассниками правил этикета в реальных условиях изучены в контексте процесса становления нравственной устойчивости как личностного образования (В.Э. Чудновский); культура общения и правила речевого этикета рассмотрены как необходимое условие делового и личностного общения (Н.И. Формановская) [4].

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функций культурного воспитания в работе образовательных организаций. Так, в Законе РФ «Об образовании в РФ» обозначено, что государственная политика в области образования основывается на приоритете общечеловеческих ценностей. Кроме того, цель специального образования, определенная в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья», предполагает «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи, специальных методов, приемов, средств обучения и расширения образовательного пространства [3].

Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и действуют в нем. Вместе с тем учеными, изучающими процессы социализации умственно отсталых детей, в частности Г.М. Дульневым, сделаны выводы о принципиальной возможности как интеллектуального, так и нравственно-этического развития детей этой категории и о тесной связи и взаимообусловленности этих процессов [2]. В связи с этим задача формирования основ этической культуры умственно отсталых школьников, их адекватного включения в социум приобретает особую актуальность. Определение наиболее эффективных путей, организационных форм и методов ее реализации невозможно без знания особенностей развития личности детей изучаемой категории, в частности особенностей развития у них представлений о нормах этикетного поведения и общения.

Цель исследования. Проведенное исследование было направлено на выяснение уровня сформированности представлений об этикетных нормах поведения и общения у умственно отсталых учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Исходным материалом для отбора методик явились работы М.А. Гизатуллиной, предназначенные для нормально развивающихся школьников и адаптированные нами для умственно отсталых старшеклассников [1].

Основными методами явились: беседа, тестирование, решение практических ситуаций, наблюдение за школьниками в процессе свободной деятельности.

Исследование было организовано в 2015 году на базе ГБС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. о. Саранск, в нем приняли участие 19 учащихся шестого класса.

Исследование включало два этапа. На первом этапе нами использовалось тестирование, выявляющее знания норм этикетного поведения и общения в различных ситуациях. Тест, предложенный испытуемым, включал 4 блока вопросов: этикет при знакомстве, этикет улице и в общественных местах, этикет в гостях, этикет общения. Испытуемые письменно выполняли тестовые задания в присутствии экспериментатора, который следил за самостоятельностью детей и помогал при возникновении трудностей. На втором этапе испытуемым были предложены практические ситуации, выявляющие знание правил этикетного поведения в гостях, этикета внешнего вида. Ситуации были взяты из книги шведской писательницы А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» и предполагали оценку испытуемыми внешнего вида девочки, ее одежды при походе в гости, выявление несоответствий в одежде и внешнем виде общественным нормам морали и поведения, оценку поведения девочки за столом во время обеда. С каждым испытуемым проводилась индивидуальная беседа, в ходе которой осуществлялось решение предложенных экспериментатором этикетных ситуаций.

Оценка качества ответов старшеклассников проводилась по следующим критериям: полнота и точность знаний о правилах этикета в различных ситуациях (знакомство; поведение на улице, в общественных местах, за столом, в гостях; при общении со знакомыми и незнакомыми людьми); наличие умений и навыков соблюдения норм этикета (при общении; во внешнем виде и одежде; в общественных местах и т.д.); способность дать адекватную нравственно-этическую оценку при разборе этикетных ситуаций, аргументировать собственную точку зрения; степень самостоятельности испытуемых.

Результаты тестирования испытуемых по первому блоку вопросов свидетельствуют, что умственно отсталые школьники имеют лишь поверхностное представление о том, как нужно приветствовать людей в различных ситуациях. На вопросы теста о том, кто первым подает руку при знакомстве (мальчик или девочка, старший или младший, начальник или подчиненный), не было получено ни одного верного ответа. Более половины умственно отсталых старшеклассников (58,3 %) не знают, каким должно быть рукопожатие при знакомстве. При этом 25 % опрошенных осознают, что нельзя не принять руки, протянутой для рукопожатия, 16,7 % испытуемых отмечают необходимость снимать при этом перчатку.

Результаты тестирования по второму блоку вопросов теста (поведение на улице и в общественных местах) показали, что большая часть детей информирована о правилах поведения в общественном транспорте: все испытуемые готовы уступить место в автобусе, а более половины из них (66,7 %) осознают, что необходимо и при посадке пропустить вперед женщин и людей старшего возраста. Более половины опрошенных (58,3 %) не знают, с какой стороны следует обходить встречных пешеходов или как поступить, если нужно сказать что-то с большого расстояния. 41,7 % старшеклассников считают, что при встрече в дверях помещения входящие и выходящие могут одновременно двигаться навстречу друг другу.

Тестирование по третьему блоку вопросов (правила поведения в гостях) позволило установить, что большая часть опрошенных не обладает необходимыми знаниями в этой области. Так, 75 % школьников считают, что не следует ждать опоздавших гостей и что хозяин имеет право смотреть телевизор или разговаривать по телефону во время праздника. Трудности вызвал и вопрос о том, как следует поступить, если нужно уйти домой раньше остальных гостей: самостоятельно дать верный ответ не смог никто из испытуемых, а 66,7 % опрошенных посчитали, что уйти незаметно – это наилучший вариант. Лишь 16,7 % умственно отсталых старшеклассников понимают, что нельзя приходить в гости с человеком, совершенно незнакомым хозяевам. Однако 41,7 % осознают, что обременять хозяев своим долгим присутствием неприемлемо.

Четвертый блок вопросов теста (этикет общения) выявил проблемы умственно отсталых детей и в данном направлении. Так, 91,7 % испытуемых считают, что не нужно здороваться с незнакомыми, но часто встречающимися людьми (почтальон, продавец, сосед). Школьники испытывают трудности и в соблюдении неречевого этикета: 50 % школьников никогда не улыбаются, приветствуя знакомых, а 41, 7 % не смотрят при этом в глаза; 25 % учащихся не знают, какое расстояние между собеседниками необходимого соблюдать во время разговора, а 41,7 % считают допустимым дотрагиваться до собеседника (хлопать его по плечу или колену). Однако 58,4 % школьников знают, что здороваться первым должен входящий (а не присутствующие), опоздавший (а не ожидающие).

Таким образом, результаты тестирования умственно отсталых старшеклассников свидетельствуют о несформированности представлений о нормах этикета и правилах вежливого, тактичного обращения к окружающим в момент приветствия, знакомства и поведения в различных бытовых ситуациях. Анализ данных, полученных в ходе тестирования, подтверждает, что общие представления о нормах этикета сформированы у умственно отсталых школьников недостаточно, они бессистемны и отрывочны.

На втором этапе нами были предложены практические ситуации, выявляющие навыки использования правил этикета в гостях. Результаты выполнения заданий, направленных на выявление знаний правил поведения за столом, показали, что в данной области умственно отсталые старшеклассники достаточно информированы. Половина школьников смогли сформулировать правила поведения за столом: «угощения с тарелок нужно брать понемногу», «кушать нужно за столом, а не на коленях», «есть надо аккуратно, не торопясь», «жевать пищу хорошо, не глотать большими кусками» и т.д. Однако лишь у 16,7 % испытуемых получилось выявить все ошибки в поведении Пеппи, а 33,3 % смогли сделать это с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Другая половина опрошенных не смогла объяснить и аргументировать свои ответы. Задания, направленные на исследование умения умственно отсталых старшеклассников одеваться и выглядеть согласно общественным нормам, позволили установить, что большая часть испытуемых (58,3 %) владеет основными правилами этикета в данной области. Так, 25 % школьников смогли не только правильно оценить внешний вид Пеппи, охарактеризовав его как «вызывающий», «неряшливый» и «безвкусный», но и объяснили, почему в таком виде нельзя идти в гости («это не- культурно», «все будут смеяться над тобой», «так ходить неприлично» и др.). Ряд старшеклассников, а именно 33,3 %, смогли аргументировать свой ответ только с помощью экспериментатора, а 41,7 % опрошенных не дали вразумительного ответа, считая, что девочка оделась так, как ей нравиться, и ничего странного в этом нет.

Также в рамках исследования было проведено наблюдение за школьниками в свободной повседневной деятельности (в играх во время перемен, на прогулке, в общественно полезной деятельности, на воспитательных занятиях). Его результаты показали резкий контраст между их поведением на уроке и в свободной повседневной деятельности. Находясь под присмотром педагога, подростки старались соблюдать известные им нормы этикета, однако на перемене или прогулке очень часто забывали про элементарные культурные правила поведения: не использовали в речи вежливые слова, обращались к взрослому на «ты», много кричали, создавали конфликтные ситуации при общении друг с другом. Реакция умственно отсталых старшеклассников на замечание педагогов по поводу их неправильного поведения (грубая речь, неопрятный внешний вид, «подталкивания» друг друга и др.) была различной: кто-то извинялся; кто-то делал вид, что не замечает сделанного замечания; некоторые высказывали открытый протест, вступая в спор с педагогом. При этом подростки, видевшие неправильное поведение своего сверстника, сами не делали ему замечаний и не пытались самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Частой реакцией учащихся на ярко выраженное некультурное поведение был смех, а мелкие этикетные ошибки воспринимались как норма. Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство умственно отсталых учащихся обладает весьма ограниченными представлениями о правилах этикета и не использует в конкретных жизненных ситуациях этикетные знания, приобретенные ими в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Результаты исследования позволили условно выделить три дифференцированные группы умственно отсталых старшеклассников в зависимости от уровня сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения у умственно отсталых старшеклассников. Количественное распределение испытуемых представлено на рисунке.

Первая группа (17,7 % от общего числа испытуемых) – школьники, обладающие высоким уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения. Они знали правила этикета при знакомстве, показывали высокий уровень владения информацией о нормах этикета на улице, в общественных местах, за столом, проявляли умение вести себя при общении с незнакомыми людьми и в гостях, демонстрировали знания норм этикета во внешнем виде и одежде. Испытуемые данной группы предлагали развернутые и обоснованные ответы, давали адекватную нравственно-этическую оценку при разборе этикетных ситуаций и легко аргументировали модель культурного поведения, самостоятельно выполняли экспериментальные задания.

Вторая группа (31,8 % школьников) – учащиеся со средним уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения. Они имели неточные представления о нормах этикета при знакомстве и общении с незнакомыми людьми, недостаточно полно и точно представляли правила поведения на улице, в общественных местах, за столом, не отвечали на отдельные вопросы экспериментатора вследствие частичного незнания или непонимания задания; допускали единичные ошибки при решении этикетных ситуаций, недостаточно четко аргументируя правильную модель поведения. При возникновении затруднений адекватно реагировали на помощь экспериментатора и преимущественно успешно выполняли задания, опираясь на наводящие вопросы.

pic_39.wmf

Распределение умственно отсталых старшеклассников по уровням сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения

Третья группа (50,5 % школьников) – испытуемые с низким уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения. Школьники, отнесенные к данной группе, не могли правильно выполнить задания даже с помощью экспериментатора и не отвечали на большую часть задаваемых им вопросов; не знали нормы этикета при знакомстве и общении с незнакомыми людьми, показывали низкий уровень владения информацией о правилах поведения на улице, в общественных местах, за столом, демонстрировали неадекватные реакции при решении этикетных ситуаций и анализе действий персонажа. Большинство ответов не содержали конструктивных решений по предлагаемым заданиям, давались неверно и «наугад».

Таким образом, наиболее многочисленной является третья группа, включающая в себя умственно отсталых старшеклассников с низким уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения.

Нарушение высших психических функций у детей данной категории не позволяет им в полной мере овладеть представлениями об этикетных нормах поведения и общения. Даже у учащихся, удачно справляющихся с предложенными заданиями, наблюдается бедность и ограниченность суждений. Большинство из них не понимают причинно-следственных связей между содержанием предложенных ситуаций и нормами этикета, регламентирующими варианты адекватного поведения, т.е. школьники знают, что нужно говорить вежливые слова и правильно себя вести в обществе, но не понимают, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Полученные данные свидетельствуют, что дети не переносят полученные в урочной и внеурочной деятельности знания в повседневную жизнь. Сравнение результатов первого и второго этапов исследования позволило нам убедиться в том, что количественная и содержательная информированность школьников о правилах этикета и освоенность навыков этикетного поведения находятся на низком уровне, носят в основном «житейский» характер, а качественный анализ суждений испытуемых свидетельствует об их фрагментарности и бессистемности.

В этой связи нам представляется, что традиционная программа не учитывает специфических особенностей умственно отсталых школьников, не выполняет в должной мере учебно-воспитательной и коррекционной задачи – формирования социального опыта этикетного поведения, осложняя процесс полноценной социализации умственно отсталых детей. Низкий первоначальный уровень знаний в области этикетного поведения у умственно отсталых учащихся, по нашему мнению, связан не только со слабой организацией учебной деятельности учащихся на уроках, но и тем, что в специальной (коррекционной) школе VIII вида не сложилась практика формирования готовности учащихся к усвоению норм и правил этикета. Мы полагаем, что такое изучение должно проводиться не только во время урочной деятельности (уроки СБО), но и во внеурочное время.

Заключение

Таким образом, исследование показало отсутствие у умственно отсталых старшеклассников системных представлений об этикетных нормах поведения и общения, умений применять правила культуры поведения в различных житейских ситуациях, наличие которых, по нашему мнению, создает предпосылки социализации. Требуется специально организованная коррекционно-воспитательная работа, направленная на формирование основ этической культуры у умственно отсталых старшеклассников.