Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDENTS’ VALUE-ORIENTED AND CONSCIOUS ATTITUDE TO EDUCATION IN HUMANITARIAN HIGH SCHOOL

Baklanov I.O. 1 Vedeneeva G.I. 1
1 Voronezh branch of Moscow institute of economy and humanitarian sciences
The article deals with studying influence of the humanities (with pedagogy as an illustrative example) on the process of formation of students’ value-oriented and conscious attitude to educational activities. The research is based on revealing students’ understanding of the essence of education as a public good. The comparative analysis of the results of questionnaire surveys of the students taught according to various working plans of the humanities subjects is presented. The influence of knowledge about peculiarities of education gained in the course of studying pedagogy on students’ judgment about social significance of education, its values for introduction to the cultural heritage of the community is determined. The necessity for ensuring unity of the axiological, cultural and reflexive approaches to the organization of educational and training processes in high school is proved. Hypothesis advancement and its proof are the principal elements in the article structure.
value-oriented and conscious attitude
education
public good
axiological approach
the humanities
cultural values

Современный период в российской истории и образовании – время утверждения новых ценностных ориентиров, основанных на вековых духовно-нравственных традициях народа и новых веяниях тех изменений, которые произошли в последние десятилетия в области экономики, политики, социальной и культурной жизни страны. Молодое поколение одновременно должно сочетать в себе предприимчивость и нравственность, самостоятельность и умение работать в команде, мобильность и способность к взвешенному конструктивному принятию решения, стремление к самореализации и развитое чувство ответственности за судьбу своей страны.

Наметившаяся тенденция возврата интереса российского общества к утверждению гуманных ценностей и идеалов в качестве высших уровней развития личности и поиску путей их усвоения, по мнению Н.А. Платохиной, затронула образовательную политику в стране. Гуманистическая направленность образования изменила представления о целях и механизмах развития личности, сместив акцент на возможности трансляции и приобщения к общечеловеческим ценностям [6, с. 3].

Общечеловеческие ценности выступают ориентиром для отдельно взятого человека, социальной группы, нации, человечества. Ценности духовно-нравственной жизни общества стратегии в сфере образования выступают основанием для конструирования и реализации его содержательной и процессуальной сторон [3, с. 47]. В соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования, изложенными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», гуманистический характер образования выражается в воспитании взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде [8, с. 3].

Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к духовному кризису личности и общества. Выявление и формирование ценностного отношения к бытию предполагает аксиологический подход.

Аксиологический подход зародился в рамках философской теории ценностей – аксиологии (от греч. axia – ценность и logos – учение), представляющей собой учение о природе ценностей, их месте в реальной жизни и о структуре ценностного мира.

Вопросы аксиологического подхода к воспитанию рассматриваются в работах В.А. Караковского, А.В. Кирьяковой, В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга и др. Предметом изучения аксиологии является не бытие как таковое и не закономерности его познания, а прежде всего человеческое отношение к нему. Аксиологический подход, как считает Е.Н. Шиянов, органически присущ гуманистической педагогике, поскольку она рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и, соответственно, методологии современной педагогики [7]. Подход является методологической основой духовно-нравственного воспитания в связи с его целью введения развивающейся личности в мир ценностей, содержащихся в воспитательном пространстве в концентрированном и педагогически обработанном виде для осмысления и последующего принятия их личностью.

Как известно, к рождению ценности приводит то или иное оценочное суждение. Положительное суждение утверждает ценность, отрицательное – формирует антиценность. Суждение личности о каком-либо объекте отражает осознание его значимости для жизнедеятельности субъекта. По замечанию А.Н. Леонтьева, «та сторона сознания индивида, которая определяется его собственными жизненными отношениями, есть смысл» [2, с. 285].

Значение тех или иных ценностей в развитии человека обосновывается их возможностями в открытии личностью смыслов жизни.

Категория смысла занимает важное место в жизнедеятельности человека. «Мир, который видит человек, наполнен смыслами. Если человек не видит смысла, он не видит мир» [5, с. 13]. Человек присваивает бытию свои смыслы. Мир становится носителем человеческих смыслов, он превращается в мир культуры, влияющий на духовно-нравственную сферу личности. Таким образом, личность включается в систему многообразных ценностно-смысловых отношений с окружающим миром.

Ценностно-смысловое отношение отражает сферу чувств личности, формируемой на основе познания и взаимодействия с окружающим миром, раскрытии духовно-нравственной сущности его предметов и явлений, побуждающей к совершению поступков. Следовательно, ценностно-смысловое отношение – это осознаваемая когнитивно-эмоциональная связь личности с окружающим миром, значимая для решения её жизненных задач.

Источниками формирования системы ценностно-смысловых отношений являются природа, взаимоотношения людей, различные аккумуляторы культуры, передающие каждому новому поколению достижения в области науки, техники, экономики, искусства, морали, законодательства. Подобные многообразные аккумуляторы культурного наследия, а также механизмы по трансляции и обеспечению процесса усвоения обучающимися опыта предшествующего и современного поколений содержит функционирующая в обществе система образования, в том числе и система высшего образования. В современных условиях важно эффективное использование воспитательного потенциала гуманитарных наук вуза. Дисциплины гуманитарного цикла, по мнению Е.А. Конопацкой, – это те дисциплины, «которые основываются на изучении наук об обществе, культуре и истории того или иного народа, обладают духовно-нравственным потенциалом воспитания личности студента, способствуют становлению её моральных качеств, формируют гражданское сознание, развивают коммуникативные способности и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, эстетической культуре» [1, с. 62].

Согласно выводам В.И. Флоря и С.В. Левицкой, изучающих нравственные приоритеты высшего образования, в настоящее время мало внимания уделяется задаче нравственного самосовершенствования и самовоспитания студентов. «На наш взгляд, высшее образование должно наполниться новыми духовно-нравственными смыслами, ориентированными на самую главную ценность – человека как носителя нравственности и духовности. Вне человека нет духовности и нравственности, а безнравственный специалист не может быть носителем созидательного прогресса» [10, с. 151]. Исследователи утверждают, что высшее образование является абсолютной ценностью в процессе формирования личности.

Как общественно значимое благо образование представлено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В нём отмечается, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [8, ст. 2].

Уточним, в чем заключается своеобразие понятия «благо».

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой указаны два значения «благо»:

1. Добро, благополучие (высок.).

2. То, что даёт достаток, благополучие.

Первое значение, как видим, отражает нечто возвышенное, духовное. Второе – материальное.

В философском словаре «благо» определяется как наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности. Это – предметы или явления, удовлетворяющие определённую человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Благо составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека [9, с. 69].

Существуют блага, которые являются общественно необходимыми, выполняющими важные общественные функции. Это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям [4].

Их виды:

1. По субъектно-объектному характеру:

– блага, имеющие природный характер (чистый воздух и вода, пейзаж, флора и фауна, реки, горы, леса и др.);

– блага, имеющие человеческий характер (например, воспитательная деятельность, права человека, общественные фейерверки и другие).

2. По степени участия государства в их создании:

– чисто общественные блага, предоставляемые государством, например охрана общественного порядка;

– частично общественные блага, предоставляемые государством и частным сектором, например образование, здравоохранение, социальное страхование.

3. По степени выраженности положительного внешнего эффекта:

– социально значимые;

– прочие.

Социально значимыми общественными благами называют такие блага, производство которых вызывает значительный положительный внешний эффект. Самым ярким примером могут служить услуги образования.

Исходя из содержания представленных классификаций, образование можно характеризовать как частично общественное благо, организуемое человеком и имеющее значительную социальную ценность.

Выявлению личных суждений обучающихся об образовании как общественном благе было подчинено проведенное анкетирование со студентами Воронежского филиала МГЭИ заочного обучения (январь ? февраль 2016 г.). В анкетировании приняли участие 102 студента, обучающиеся на экономическом и гуманитарно-правовом факультетах филиала. Респондентам была предложена анкета «Моё мнение о современном образовании». Следует отметить, что метод анкетирования в работе со студентами обеспечивает повышение эффективности рефлексии в осознании собственного внутреннего диалога, своих интересов и мотивов, отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Рефлексивный подход – требование современного обучения и воспитания.

Один из вопросов анкеты был направлен на раскрытие студентами содержания понятия «образование как общественное благо».

Обработка и интерпретация полученных результатов анкетирования осуществлялась с учетом фактора влияния информации, получаемой студентами в ходе изучения дисциплин гуманитарной направленности, в частности педагогики.

Обработка результатов, выдвижение рабочей гипотезы и её подтверждение

Задавая студентам вопрос «Что характеризует, на Ваш взгляд, современное образование как общественное благо?», мы предположили, что:

а) большая часть студентов воспринимают образование как благо, определяя его значимость для общества и для себя лично;

б) студенты, прослушавшие курс лекций по педагогике, полнее отразят существенные характеристики образования как общественного явления;

в) студенты заочной формы обучения, получающие второе профессиональное образование, в большей степени отметят значимость образования для возможности повысить уровень личного материального благополучия.

Количественная обработка и интерпретация результатов

При изучении характера ответов студентов на вопрос о сущности образования как общественного блага выяснилось, что преимущественная часть студентов (85 %) воспринимают образование как общественное благо, указывая на его значимость в плане возможностей подготовки высококвалифицированных кадров, совершенствования своей профессиональной деятельности, повышения образованности людей в обществе, присвоения и умножения ценностей культуры. Из этой части студентов некоторые (3 %) отметили те стороны образования, которые им лично позволяют улучшить свое положение в обществе. Затруднились ответить на данный вопрос из общего числа студентов – 14 человек (14 %). Один респондент ответил отрицательно, подчеркнув, что «образование и благо не являются синонимами».

Результаты анализа понимания обучающимися сущности образования позволяют констатировать, что студенты (49 человек), прослушавшие курс лекций по педагогике, в котором рассматривались вопросы об общечеловеческой ценности образования, более полно отразили существенные характеристики образования как общественного блага. Ответы этих студентов были более развёрнутыми, охватывали различные аспекты содержания образования. Общее число отраженных разных аспектов-признаков в представленных ответах этой группы студентов составило 35.

Перечень различных аспектов в ответах студентов другой группы (53 человека), не прослушавших курс по вопросам значимости образования для общества, был менее разнообразен и включал 27 пунктов.

Качественный анализ представленных характеристик выявил в ответах 1-й группы студентов доминирование значимости образования для повышения культуры личности и общества в целом. По их мнению, современное образование обеспечивает:

– «усвоение правил и норм поведения в обществе»;

– «приобщение к культурным ценностям, традициям общества, их приумножение»;

– «повышение уровня культуры людей»;

– «приобщение к достижениям мировой науки и техники»;

– «развитие духовно-нравственного и творческого начала в человеке»;

– «формирование толерантности, справедливости, патриотизма»;

– «возможность шагать в ногу со временем»;

– «базу для усовершенствования самого себя»;

– «устранение ряда негативных явлений в обществе: коррумпированности, некомпетентности, бюрократии»;

– «формирование лучших качеств в человеке» и др.

Наряду с культурологическими аспектами отражались также профессионально значимые признаки (образование повышает уровень профессиональной деятельности; дает знания, востребованные на рынке труда и в обществе; расширяет диапазон выбора профессиональной деятельности и др.). Один ответ касался получения лучшей должности и повышения заработанной платы.

В ответах 2-й группы студентов преобладали характеристики профессиональной значимости. Следует отметить, что в состав этой группы входили будущие экономисты и юристы. В некоторых их ответах присутствовало указание на аспекты личной выгоды: «хорошо оплачиваемая работа», «карьерный рост», «статус в обществе», «лучшая вакансия». Несмотря на то, что общее число подобных ответов незначительно (5 характеристик из 62, что составляет 8 %), эта информация дает повод для выяснения причин выявленного отношения студентов к образованию и созданию условий их устранения.

Выводы

Сопоставляя выдвинутые нами предположения и полученные результаты анкетирования, можно резюмировать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, а именно:

а) преобладающая часть студентов воспринимают образование как благо, определяя его значимость в плане подготовки людей высокой культуры и профессионалов в избранной отрасли трудовой деятельности;

б) группа студентов, прослушавших курс лекций по педагогике, полнее отражает существенные характеристики образования как общественного явления. Число различных аспектов в раскрываемом ими понятии выше, чем в ответах студентов другой группы.

Не получило полного подтверждения наше предположение о том, что студенты заочной формы обучения, получающие второе профессиональное образование, в большей степени отметят значимость образования для возможности повысить уровень личного материального благополучия. Ими в равной степени отмечались возможности высшего образования для повышения общей культуры личности и приобретения высокого уровня необходимых знаний и умений для будущей профессии, что в своей совокупности и определяет образование как общественное благо.

Аспекты личной выгоды («хорошо оплачиваемая работа», «карьерный рост», «статус в обществе», «лучшая вакансия») составляют 8 %. Данная информация, несомненно, дает повод для выяснения причин такого восприятия студентами образования, но вместе с тем позволяет предположить, что это ведущие мотивы студентов в процессе их обучения в вузе. Известно, что коррекция мотивов сложнее, чем коррекция знаний, а знания не всегда становятся мотивами деятельности.

Особенности когнитивной составляющей (представления, знания) во взаимодействии с эмоциональной и поведенческой сферой личности заключаются в возможности на её основе формировать определенные суждения, убеждения и отношения как потенциальные мотивы деятельности. Знания выступают в роли отправной точки для формирования эмоциональной сферы личности, её мотивов и ценностно-смыслового отношения к окружающему миру. В связи с этим актуальным остаётся вопрос о роли гуманитарных дисциплин в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к тем или иным явлениям общественной жизни, в том числе и к образованию.

Общественные науки (история, философия, педагогика и т.д.), науки о языке, литература, культурология выполняют как обучающие, так и воспитательные функции. В единстве с аксиологическим, культурологическим и рефлексивным подходами гуманитарные предметы позволяют обеспечить ценностно-смысловое отношение студентов к образовательному процессу, его целям, содержанию и к собственной деятельности.