Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF THE «DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING» TECHNOLOGY IN THE ORGANIZATION OF DIFFERENT FORMS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE COURSE «LIFE ACTIVITIES SAFETY»

Nedelyaeva A.V. 1 Panitkova L.A. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Nowadays new innovative pedagogical technologies are widely used in higher education. One of them «Development of critical thinking through reading and writing» is becoming more and more popular with every year. The article is dedicated to the use of this technology in the organization of different forms of educational activity in the course «Life Activities Safety». The authors illustrate some techniques of the technology with the example of the lecture on «The Introduction the Life Safety» and independent work of the students. The article describes the stage of «provocation»; a methodological procedure called «a lecture with stops» and a number of tests for the stage of reflection. It should be noted that the use of the above-mentioned technology increases the cultural and educational levels of the students, their attitude to the process of learning and high effectiveness of both the classroom and independent work.
Life Activities Safety
pedagogical technology «Development of Critical Thinking Through Reading and Writing»

Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – это набор приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс, в котором обеспечивается самостоятельная, сознательная деятельность учащихся по пути к достижению ими же поставленных учебных целей занятия [1].

Основу технологии представляют три стадии «вызов – осмысление содержания – рефлексия». На стадии вызова формируется познавательный интерес. В процессе реализации стадии осмысления содержания материала происходит систематизация новой информации [2]. На стадии рефлексии происходит закрепление новых знаний, систематизация представлений об изучаемом явлении.

Ранее нами были рассмотрены некоторые аспекты использования технологии развития критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» на семинарских занятиях [6], использование данной технологии при чтении лекций представляет более сложную задачу.

Нами применена технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекциях «Введение в безопасность жизнедеятельности» и «Классификации чрезвычайных ситуаций», а также при организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены стадии «вызова», осмысления содержания материала и рефлексии.

Цель исследования – оценить эффективность педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на лекциях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и при организации самостоятельной работы студентов.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке бакалавров.

Методом исследования является педагогический эксперимент с использованием активных и интерактивных методов обучения на основе технологии РКМЧП.

Группы наблюдения:

1) группа № 1 – студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальная группа), в обучении использована технология РКМЧП;

2) группа № 2 – студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (контрольная группа). В обучении применялись традиционные педагогические технологии.

Результаты исследования и их обсуждение

В статье «Интерактивное обучение при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» описаны разные виды активных и интерактивных форм обучения. Отмечено, что при использовании интерактивных методов происходит лучшее запоминание учебного материала. Студенты не только получают новую информацию, но и активно осмысливают ее, предлагают свои способы решения проблемы, учатся грамотно строить дискуссию и аргументировать свои выводы [7].

При использовании технологии РКМЧП наиболее применимыми в курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) являются следующие приемы: на стадии «вызова» – это «ассоциации» (фиксация студентами на бумаге имеющихся знаний о предлагаемом для изучения понятии), «кластер» – это запись преподавателем ключевого слова, с которым последовательно связаны другие понятия [2], а также и другие приемы.

Мы подробно рассмотрим применение технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности». Лекция была проведена для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальная группа). Было проведено сравнение результатов обучения экспериментальной группы и результатов обучения контрольных групп при использовании традиционных педагогических технологий. Лекция № 1 «Введение в безопасность жизнедеятельности» для контрольных групп была построена по однотипному плану, как и лекция для экспериментальных групп.

Перед изучением курса в экспериментальных группах (группа № 1) и в контрольных группах (группа № 2) проводили тест входного контроля, результаты теста в группах № 1 и 2 были приблизительно одинаковыми (3,5 и 3,4 балла соответственно).

Первый этап лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности» с применением технологии РКМЧП – стадия «вызова» – это формулировка вопросов для студентов «Какие проблемы вы изучали в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе? Ответы могут быть как устными, так и письменными.

Основной кластер лекции: понятие «безопасность жизнедеятельности». Вспомогательные кластеры лекции: отдельные понятия «безопасность» и «жизнедеятельность», «обобщенная модель понятия безопасность жизнедеятельности», «опасность», «риск», «аксиомы теории безопасности жизнедеятельности».

По определению Л.А. Михайлова, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека [3]. Это понятие является не только основным кластером лекции, но и основным понятием дисциплины.

На стадии «осмысления» могут быть использованы такие приемы, как «инсерт», т.е чтение студентами текста с использованием пометок на полях [2], где условными знаками обозначается известная информация, новая информация, непонятная информация, а также информация, не соответствующая представлениям студента. В нашем случае, т.к. чтение лекции проходит на аудиторном занятии и сопровождается презентацией, студенты записывают некоторые элементы лекции и ставят соответствующие условные знаки.

В ходе лекции используется и прием «чтение лекции с остановками», т.е. чтение преподавателем лекции с периодическими остановками и постановкой вопросов, побуждающих студентов к размышлению, предположению.

План лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности»:

1. Цель и задачи БЖД.

2. Понятия «безопасность», «жизнедеятельность», «опасность».

3. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

4. Потоки в системе «человек – среда обитания».

5. Риск как количественная мера опасности.

В ходе лекции раскрываются основные понятия темы, студентам задаются вопросы. Формулируется главная цель БЖД – предупреждение и упреждение потенциальных опасностей [3], а также защита человека и окружающей среды от опасностей.

Одна из дискуссий – обсуждение обобщенной модели понятия БЖД (рисунок). Рассматриваются разные составляющие части этой модели: объект-субъект безопасности, окружающая среда, угрозы, защита, предотвращение угроз.

pic_67.wmf

Обобщенная модель понятия «Безопасность жизнедеятельности» [8]

Важнейший элемент этой модели – система «объект-субъект безопасности». Это любая система, в состав которой входит человек как представитель социума. При обсуждении проблемы безопасности человек является и субъектом, и объектом безопасности [8]. Задача студентов – привести примеры таких систем.

Следующий компонент модели – окружающая среда, которая представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов. Например, в результате аварии на промышленном предприятии был выброс сернистых соединений. Студенты должны продолжить фразу о возможных последствиях выброса.

Угрозы – система угроз объекту со стороны окружающей среды. «Защита» – это целая система защиты, осуществляемая субъектом, одновременно являющимся и объектом защиты, а также самозащиты [8]. Задача студентов – привести примеры систем защиты от опасностей.

Предотвращение угроз – наряду с непосредственной защитой от угроз со стороны окружающей среды, а также в связи с угрозами в социальной сфере, субъект на основании анализа причин угроз может осуществлять определенные предотвращающие действия. Студенты приводят примеры предотвращения угроз разного происхождения.

Далее в лекции акцентируется внимание на понятии «опасность», отмечается, что по происхождению опасности могут быть природного, техногенного и социального характера. Приводятся примеры и других видов опасностей. Преподавателем даются определения понятий «биосфера», «социум», «техносфера».

После того, как дано определение техносферы и пояснение, что в состав техносферы входят территории, занятые городами, поселками и селами, промышленными зонами, промышленными предприятиями, задается вопрос: «Как Вы поняли, что можно отнести к техносфере?» В этом обсуждении также бывает много спорных моментов, например, «парк в городской черте – это составная часть техносферы или биосферы?».

Для унификации подхода в оценивании результатов изучения темы нами в качестве оценочных средств была выбрана тестовая форма контроля в виде тестов закрытого и открытого типа. Для большей объективности результативность стадии рефлексии может оцениваться не только ведущим преподавателем по курсу, но и магистрантами, обучающимися в НГПУ им. К. Минина по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности детей». Во-первых, магистранты сами знакомятся с технологией РКМЧП, во-вторых, получают опыт оценивания таких приемов работы.

При сравнении результатов оценивания тестов в группах обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальные группы) и в группах обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (контрольные группы) было установлено, что суммарная оценка по тесту составила 4,8 балла в экспериментальных группах и 4,0 в контрольных группах.

Лекция № 2 «Классификации чрезвычайных ситуаций» в экспериментальных группах тоже была проведена с использованием технологии РКМЧП. По результатам анализа усвоения лекции № 2 в экспериментальных группах были получены высокие результаты.

Некоторые элементы технологии РКМЧП могут быть использованы и при организации самостоятельной работы студентов (СРС). Так, обобщение материала по разделу 1 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» может быть в рамках СРС. Задания для СРС нами были размещены в электронном курсе «Безопасность жизнедеятельности» в системе электронного обучения Moodle. Итоговое задание строится по аналогичной схеме, как и описанная в статье лекция: стадия «вызова», стадия осмысления содержания материала и стадия рефлексии. Отмечена высокая эффективность использования таких приемов при организации СРС.

Таким образом, с помощью использования технологии развития критического мышления происходит закрепление новых знаний, перестраивание собственных представлений, включение новых знаний в уже имеющиеся собственные [2].

Заключение

Формирование у студентов культуры безопасности жизнедеятельности, личной заинтересованности и активной жизненной позиции в вопросах обеспечения безопасности осуществляется через повышение мотивации познавательного интереса. С этой целью могут быть использованы различные новые педагогические технологии: методы проектной деятельности, «критического мышления», кейс-технологии и дистанционное обучение с использованием платформы Moodle [5]. При применении новых педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе к обучению, происходит переосмысление преподавателем своей роли в учебном процессе.

Методическую основу технологии развития критического мышления через чтение и письмо составляют более 60 активных и интерактивных приемов и стратегий. Преподаватель имеет возможность не только использовать в своей практике данные стратегии, но и варьировать приемы, подчас создавая новые в рамках технологической основы [2].

Используя педагогическую технологию РКМЧП при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», мы получили тот положительный результат, о котором пишет Т.А. Наумова с соавторами: «По определению В.П. Овечкина, под педагогической технологией понимается целостный образовательный процесс, включающий совокупность последовательно выполняемых образовательных процедур, приводящих к изменению исходящего психофизиологического, интеллектуального, социокультурного состояния обучающихся и достижению требуемого образовательного результата с высокой степенью вероятности» [4]. Об изменении психофизиологического состояния свидетельствуют и те положительные эмоции, которые получают студенты при освоении нового материала по технологии РКМЧП. В ходе таких занятий происходит повышение образовательного и культурного уровня, меняется отношение к обучению, а результативность таких форм аудиторной работы будет выше, чем при применении традиционных педагогических технологий.

В заключение можно процитировать О.В. Ельцову: «Использование некоторых приемов на занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности» способствует большей продуктивности занятий, студенты более осмысленно подходят к усвоению информации, через осознанное освоение знаний происходит более продуктивное развитие умений» [2].