Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTION OF ELEMENTS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE EDUCATIONAL PARADIGM FOR DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY

Nordman I.B. 1
1 FGBOU VO «Tyumen State Oil and Gas University»
In the present situation the Russian educational space is characterized by strengthening of humanistic tendencies, manifested primarily at the level of the educational practice. These changes are associated primarily with the growing importance of the proportion of students’ independent work, which implementation is greatly facilitated by the integration the information and communication technologies into the educational process. One indicator of this integration is the use of the distance learning technology. The main problem is the disparity between the traditional methods of education and high quality specialists training. As a solution we consider the possibility of combining elements of traditional and innovative educational paradigms within the distance learning technology at the level of means of implementation, the method of communication, participants roles in the educational process, motives, values, goals, training, liability rules, forms, methods, monitoring and evaluation in the field of students’ independent work and control measures on distance learning technology. Proper use of the elements of traditional and innovative educational paradigms within the distance learning technology could bring the process of specialists training at the higher level of quality.
competence paradigm
distance education technology
ICT
paradigmatic framework
student-oriented paradigm
traditional educational paradigm

В настоящее время как мировое, так и российское образовательное пространство характеризуется усиливающимися гуманистическими тенденциями. Поскольку традиционных способов образования и воспитания становится недостаточно для подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям, требуются соответствующие изменения в организации образовательного процесса, прежде всего связанные с интеграцией в него информационных и коммуникационных технологий. Значение названных технологий для повышения эффективности обучения подчеркивается в исследованиях многих отечественных ученых, которые отмечают важную роль самостоятельной работы студентов, а именно выполняемой с применением дистанционной технологии обучения, для решения задач собственного образования, для приобретения способности решать задачи в различных сферах жизни и деятельности, для самоорганизации и саморазвития по индивидуальной траектории обучения [4, с. 54; 6, с. 95] в соответствии с установками инновационных образовательных парадигм – компетентностной и личностно-ориентированной. Также подчеркивается роль студента как главной составляющей образовательного процесса с возможностями самостоятельного выбора способов организации своей работы [2, с. 54]. Отмечается также важность сочетания возможностей дистанционного и традиционного обучения. [1, с. 63] Создание информационно-коммуникационной образовательной [3, с. 3] и образовательно-информационной [7] среды в вузе, основным средством реализации которой является дистанционная технология обучения, могло бы создать условия для саморазвития личности, способствовать эффективному информационному обеспечению самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. В большей мере применение дистанционной технологи обучения наблюдается в настоящий момент для организации самостоятельной работы студентов и осуществления контрольно-оценочной деятельности в вузе.

Цель данного исследования – рассмотреть проявление элементов традиционной и инновационных образовательных парадигм на уровне средств реализации, способа коммуникации, ролей участников образовательного процесса, целей, мотивов, ценностных ориентаций, норм ответственности, форм и методов обучения, контроля и оценки в области самостоятельной работы студентов и контрольно-оценочной деятельности в рамках названной выше технологии обучения.

Основным средством реализации дистанционной технологии является существующая в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) система поддержки дистанционного обучения EDUCON, представляющая инновационное направление (информационная образовательная парадигма). В методическом обеспечении к курсам представлены как традиционные, так и инновационные средства обучения. К традиционным средствам реализации, представляющим когнитивную образовательную парадигму, относятся учебники, учебные пособия, методические указания, представленные, как правило, в электронных форматах (информационная парадигма образования), а также традиционные задания для выполнения контрольных и самостоятельных работ (практическое задание, тестовые задания типа эссе). Здесь наблюдается взаимодействие традиционной образовательной парадигмы (по содержанию материала) и инновационной парадигмы образования (по форме представления). К инновационным средствам реализации, представляющим информационную образовательную парадигму, можно отнести электронные учебники и пособия, виртуальный лабораторный практикум, систему тренировочных упражнений (тестов) различного уровня. Выбор в пользу традиционных или инновационных средств реализации зависит от содержания дисциплины и наличия необходимого методического обеспечения. В основном имеет место сочетание традиционных и инновационных средств реализации по принципу дополнения с целью более эффективного усвоения материала, предназначенного для самостоятельной работы или для контроля изученного материала.

Способом коммуникации при организации самостоятельной работы студентов и контроля по дистанционной технологии являются возможности, предоставляемые системой поддержки дистанционного обучения, – электронные сообщения, чаты, форумы, объявления о наступающих событиях в системе. Это является показателем информационной парадигмы образования, использующей возможности информационно-коммуникационных технологий. Возможно также получение информации традиционным способом, через преподавателя, но данный способ коммуникации постепенно утрачивает свое значение, поскольку возможности электронной системы позволяют информировать студентов с той же содержательной эффективностью, но в удобное для них время.

Относительно распределения ролей участников образовательного процесса следует отметить, что в дистанционном обучении активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане способов организации работы по решению собственных образовательных задач [6, c. 93]. Здесь можно констатировать проявление установок личностно-ориентированной образовательной парадигмы, где отношения преподавателя и студента строятся на основе взаимного партнерства и преподавателем создаются условия для самостоятельного обучения студентов.

Со стороны мотивов наблюдается заинтересованность студентов в получаемых знаниях, что обусловлено новой формой представления материала, быстрой (в основном автоматической) оценкой выполненных работ, самостоятельным регулированием интенсивности работы и отслеживанием результатов по улучшению. Это можно подробно рассмотреть на примере действия тестов тренировочного контроля в области самостоятельной работы студентов. Особо отметим, что тесты тренировочного контроля не являются обязательными для выполнения. Их задача – облегчить подготовку к аттестационному тестированию. Способ функционирования электронных тренировочных тестов и их ценность для процесса обучения в действующей электронной системе поддержки учебного процесса можно проследить через отображение количества попыток, использованных студентами во время выполнения заданий из области тренировочного контроля и опции анализа сложности вопроса. Если при первичном выполнении тестового задания в большинстве случаев оно характеризуется как трудное или среднее по сложности, то по прохождении студентами нескольких попыток в конечном результате можно наблюдать изменение характеристики данных тестовых заданий на легкое. То есть можно предположить, что материал определенной темы перечитывался и осмысливался обучаемым и в конечном итоге был лучше усвоен студентом. Постепенное сокращение времени выполнения тренировочного упражнения в результате использования нескольких попыток может свидетельствовать о сокращении времени на анализ явления, что, в свою очередь, ведет к автоматизации его распознавания. Подобные выводы позволяют сделать статистику использования студентами попыток тренировочных упражнений, а также опция анализа сложности вопросов, позволяющая произвести необходимую корректировку с учетом сложности выполняемых заданий.

Подобная организация самостоятельной работы позволяет учитывать индивидуальные возможности студентов, что является проявлением инновационных образовательных парадигм, прежде всего личностно-ориентированной.

В ценностных ориентациях обучения по дистанционной технологии также прослеживается определяющее действие инновационной, личностно-ориентированной образовательной парадигмы, поскольку это способствует самореализации студента (в выполнении творческих заданий, в участии в обсуждениях (чатах, форумах, вебинарах), что развивает дискуссионные навыки, культуру общения и будет полезным для их будущей личной карьеры).

Определяющее значение инновационных образовательных парадигм (в большей степени личностно-ориентированной) характерно также для целей обучения по дистанционной технологии, где отмечается направленность получаемого образования на овладение основами человеческой культуры, в данном случае информационной, а также на обучение в течение всей жизни (освоение способа обучения по дистанционной технологии в целом, а также правил участия в различных дистанционных мероприятиях).

Нормы ответственности за выполнение самостоятельной работы и контрольных мероприятий предполагают как разъяснение преподавателем хода выполнения контрольных заданий и заданий по самостоятельной работе в электронной системе, так и ознакомление студентов с электронной системой поддержки учебного процесса, где им вскоре предстоит проходить обязательный текущий, а затем промежуточный и итоговый контроль. Кроме того, студенты получают наглядное представление о структуре всего изучаемого курса, а также о типах, способах и требованиях к выполнению заданий. При условии знания требований к выполнению работы, умения пользоваться методическим обеспечением электронного курса, умения ориентироваться в электронной системе относительно необходимого объемы выполняемых заданий и сроков сдачи студенты могут сами регулировать выполнение самостоятельной работы, принимая ответственность за ее результат. Таким образом, на начальном этапе обучения здесь можно констатировать определяющую роль традиционной образовательной парадигмы с ответственностью преподавателя за организацию самостоятельной работы студентов. На продвинутом же этапе обучения определяющая роль в ответственности за организацию самостоятельной работы переходит к студенту, который в определенной степени способен организовать часть своего процесса обучения, что характерно для образовательных парадигм инновационного направления, в частности личностно-ориентированной.

Самостоятельная работа студентов и контроль усвоенного ими материала по дистанционной технологии организуется в форме выполнения заданий в соответствующих изучаемым дисциплинам электронных курсах. Здесь можно констатировать определяющую роль инновационных образовательных парадигм. Она проявляется в индивидуальной организации самостоятельной работы студента по изучаемым дисциплинам:

– выполнение заданий в удобное для студента время;

– выполнение заданий в удобном для студента месте;

– варьирование порядка выполняемых заданий;

– возможность получения консультационной помощи у преподавателя, независимо от времени выполнения задания и местонахождения студента (через электронные сообщения, предусмотренные системой поддержки дистанционного обучения);

– возможность немедленного получения результата контроля (оценки), если задание оценивается автоматически.

Дополняющее значение традиционной, когнитивной образовательной парадигмы, применяющееся в основном для осуществления оценки и контроля, проявляется в возможностях электронной системы, предусматривающих ограничение времени и установление точного периода времени для выполнения определенных заданий, в ограничении количества попыток для выполнения задания, в ограничении доступа к электронному курсу, что представляется необходимым в силу специфики изучаемых дисциплин или отдельных тем.

В качестве методов самостоятельной работы по дистанционной технологии применяются как методы традиционной образовательной парадигмы (информационно-рецептивный, репродуктивный), так и методы инновационных образовательных парадигм (метод проблемного изложения, исследовательский метод, метод проектов). Выбор в пользу традиционного или инновационного направления обусловлен спецификой, содержанием дисциплины или отдельной изучаемой темы, а также наполняемостью заданий в электронной системе.

В области контроля и оценки система поддержки дистанционного обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) позволяет реализовывать систему объективизированного контроля знаний студентов, которая функционирует в ТюмГНГУ с 2012 года. Неотъемлемой частью данной системы является текущий (аттестационный) контроль, 60–70 % объема которого осуществляется с помощью электронной системы поддержки дистанционного обучения, что является проявлением установок инновационных парадигм образования (информационной и личностно-ориентированной). На оставшуюся долю приходятся результаты, полученные в ходе работы на практических занятиях, то есть в основном в ходе осуществления традиционных форм и видов контроля. В отдельных случаях (в период студенческих каникул и отпусков преподавателей) результаты контроля качества знаний, полученные с помощью электронной системы, являются определяющими. В первую очередь отмечается значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на область текущего, промежуточного и итогового контроля.

Контроль и оценка усвоенного материала проводится в основном автоматически (информационная образовательная парадигма), если это позволяют типы заданий. Определенные типы заданий возможно контролировать коллективно, группой студентов совместно с преподавателем, в форме чата, вебинара, виртуальной конференции и т.п. (инновационные парадигмы образования). При включении в курс заданий типа эссе, практических заданий контроль и оценка производится преподавателем (традиционная образовательная парадигма). Отличие от традиционной формы контроля здесь только в способе коммуникации: студент получает задание через электронную систему, преподаватель оставляет комментарии и выставляет оценку также с помощью средств электронной системы. С одной стороны, такой тип контроля предопределен формой задания, с другой стороны, здесь может иметь место доля определенной субъективной оценки со стороны преподавателя. Как правило, задания, предполагающие автоматический контроль и контроль, производимый преподавателем, не конкурируют между собой, а дополняют друг друга в зависимости от изучаемого материала.

Итак, дистанционная технология обучения представляет собой новую возможность сочетания различных образовательных концепций в целях наиболее эффективной организации самостоятельной работы студентов и контрольно-оценочной деятельности, где основу образовательного процесса составляет «целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа» [5]. Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.

В области средств реализации, методов, контроля и оценки, а также норм ответственности наблюдается сочетание установок традиционных и инновационных образовательных парадигм по принципу дополнения в зависимости от этапа обучения и изучаемого материала.

В области способа коммуникации, распределения ролей участников, мотивов, ценностей, целей, форм самостоятельной работы студентов можно констатировать определяющую роль установок инновационных образовательных парадигм, в большей степени личностно-ориентированной, с дополняющей ролью традиционной образовательной парадигмы.

Элементы дистанционной технологии образования присутствуют во всех составляющих самостоятельной работы студентов и осуществления контрольно-оценочной деятельности в вузе. Это обусловлено, с одной стороны, развитием и проникновением во все сферы общественной жизни достижений научно-технического прогресса, в данном случае информационных технологий, с другой стороны – новыми требованиями к обучению и подготовке специалистов и поиском и внедрением в учебный процесс инновационных, более гибких и личностно-ориентированных образовательных технологий, эффективно дополняющих традиционные технологии.

Организация самостоятельной работы студентов с помощью дистанционной технологии обучения позволяет:

– учитывать индивидуальные возможности студентов (в области времени, места выполнения заданий, а также выбора заданий для тренировочного контроля);

– отслеживать индивидуальные достижения студентов в области освоения изучаемого материала (использование возможностей для повторения и контроля изученного материала);

– совершенствовать у студентов самодисциплину, самоорганизацию и степень ответственности за выполненную работу (ознакомление со структурой курсов, с методическим обеспечением курсов по изучаемым дисциплинам, с требованиями и графиком самостоятельной работы);

– повышать мотивацию студентов к освоению дисциплин (получение немедленного результата оценки выполненной работы, возможность выбора заданий для повторения, возможность самостоятельной организации работы);

– формировать и развивать у студентов общекультурную и информационную (за счет работы с информационными ресурсами) компетенцию.

Организация контрольно-оценочной деятельности в вузе с помощью дистанционной технологии обучения позволяет:

– экономить время преподавателя на проверку тестов;

– упростить анализ результатов проведенного контроля;

– повышать мотивацию студентов к освоению дисциплин (получение немедленного результата оценки выполненной работы);

– формировать и развивать у студентов общекультурную (участие в online-мероприятиях по контролю и оценке) и информационную (за счет работы с информационными ресурсами) компетенцию.

Принимая во внимание изложенные выше факторы при осуществлении самостоятельной работы студентов и контрольно-оценочной деятельности в вузе, возможно организовать процесс подготовки специалистов более эффективно, согласно требованиям современного общества.