Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INDEPENDENT WORK AS A BASIS FOR PROJECT ACTIVITIES IN THE INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY

Akopyan M.A. 1 Ogannisyan L.A. 1
1 Southern Federal University, Institute of Computer and Information Security
One of the mechanisms of formation of the future is education. It raises interest in the development of personality, which heightens the need for self-education, self-development, manifestation of self and self-realization. It is necessary design, which can be thought of as a way of self-development – self-development, the realization of his essential powers, cognitive activity, «self-realization». Cognitive activity of students in project activities is determined by numerous factors – perhaps one of the defining – self-study. To solve this problem is to use the project method. Project method in education gives an opportunity to organize training activities related to independent work, develops the ability to use knowledge, abilities and skills to achieve the goal. For the implementation of project activities required a special technology, project technology, which contributes to the development of design competence of a teacher and independent work of students. Using project technology in educational process increases the number of students who can work independently. The proposed solution, in the form of inclusion in the educational process design activity extends the use of independent work.
independent work
self-development
self-fulfillment
design
project activities
project-based learning

На каждом историческом этапе развития общества проблема самообразования была и остается актуальной. Переход к информационному обществу обозначил проблему становления образования, характеризующегося перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. На данный момент можно выделить ряд причин повышения роли самообразования в современных условиях:

- информационное общество базируется на производстве нового знания и его широком распространении;

- возрастающая роль образования обеспечивает обучение будущего специалиста навыкам самообразования;

- индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в современном обществе.

Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы всех отраслей кардинально изменили не только условия образовательного процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам высших учебных заведений. Современная система высшего профессионального образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по своему направлению, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения педагогической науки [1, с. 39].

Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования», основными целями профессионального образования выступают: подготовка квалифицированного работника (соответствующего уровня и профиля), конкурентоспособного, компетентного и ответственного; обучение специалиста на уровне мировых стандартов, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту.

Своеобразие образовательной ситуации в нашей стране характеризуется формированием новой, открытой уровневой системы высшего профессионального образования обновленного содержания, внедрением в высшей школе стандартов третьего поколения, переходом на кредитно-модульную систему организации обучения, определяющую большую часть учебного времени студента на самообразовательную деятельность, что требует соответствующего ресурсного обеспечения. Объединение модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц существенно изменяет ценность самообразовательной деятельности студента, ее назначение, функции, содержание, средства, а главное, мотивы и цели профессионального образования студента, возможности его профессиональной самореализации.

Учебный процесс в вузе предусматривает поэтапное и последовательное овладение каждым студентом знаниями на теоретическом и практическом уровне с обязательной реализацией таких функций, как развитие личности и, конечно же, развитие интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию личности. Инновации в образовании проявляются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые обусловливают изменения в сфере образования и трансформацию его содержания и качества на более высокий уровень.

Одной из главных составляющих учебного процесса является обучение, представляющее собой самостоятельную деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов. Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов над учебным материалом на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученной информации, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа студентов в учебное время включает в себя работу на лекциях и практических занятиях, которую можно проводить в различных формах – «мозговой атаки», дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций и т.д. Особый интерес для нас представляет самостоятельная работа студентов во внеурочное время, которая позволяет студенту корректировать ранее полученные знания (на лекциях, практических занятиях и т.п.) с теми, которыми он овладел в ходе самостоятельного изучения материала. Внеурочное приобретение знаний может быть получено различными способами.

В процессе самостоятельной работы со специальной литературой совершенствуются качества личности. Также могут использоваться такие виды самообразовательной деятельности, как конспектирование, реферирование литературы, аннотирование книг, статей, самостоятельная работа в Интернете, новые информационные технологии (НИТ) и др.

Реализация образовательного проекта предполагает решение следующих задач: повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения и новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Инновационный характер образования призван обеспечить его конкуренцию с другими социальными институтами. В современной социальной ситуации позитивная ориентация молодежи на получение образования представляется особо важной, для формирования ее следует использовать не только содержание, но и формы, технологии обучения. Развитие новых методов образования становится насущной необходимостью в современных условиях.

Инновационные методы направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуются через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации. Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс, – такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя. Проблемное обучение – это технология, направленная в первую очередь на развитие интереса. Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности студента и преподавателя. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы. Творческие проекты – их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения [2, с. 91].

На современном этапе развития инновационной деятельности особое внимание уделяется качественному изменению личности обучащегося. Главным методом достижения этой цели является внедрение в образовательный процесс новых, ранее не применявшихся методов обучения. Это позволит студенту научиться работать с большим объемом информации, развить творческое мышление, открыть в себе какие-либо новые способности. Инновационная деятельность очень важна именно тем, что позволит преобразовать все существующие практики в обществе.

Одним из инновационных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов в вузе является метод портфолио. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. Портфолио – одна из современных научных технологий обучения, которая позволяет развивать у студентов умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, развивать способности к самостоятельному поиску теоретической и практической информации, определять проблемы и пути рационального их решения, развивать способности критического анализа полученных знаний и осмысления их использования на практике применительно к будущей профессии по окончании высшего учебного заведения. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Одним из методов активизации учебной деятельности может служить создание проблемной ситуации. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует не только его волю, но и его мышление [3, с. 47].

Хотелось бы отметить важность и необходимость качественной подготовки студентов-выпускников вузов в системе подготовки будущего специалиста. Основными задачами самообразовательной деятельности студентов при обучении в вузе должны стать: определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов; определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу; отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения; определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами; разработку критериев оценки результатов внеаудиторной работы самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Глобальные изменения, связанные с переходом общества от постиндустриального к информационному, предполагающему в качестве ведущего вида самообразовательную деятельность человека, ставят перед высшим образованием задачу развития умений самообразовательной деятельности. Быстрый темп приращения знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидом требуют поиска путей максимального развития способности человека к саморегуляции и самообразованию. Такой подход к субъекту обучения является по сути акмеологическим, поскольку он предполагает рассмотрение человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных сферах самореализации. При этом образовательная система становится адаптированной не только к потребностям государства (выполнение социального заказа), но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам самой личности студента [4, с. 59].

В современном инновационном вузе студенты должны иметь возможность для раскрытия своих задатков, способностей, чтобы ориентироваться в новом конкурентном высокотехнологичном мире. Следует отметить, что современные исследователи подчеркивают недостаточную эффективность проводимой системой образования работы по формированию самообразовательной деятельности студентов. К социальным ожиданиям, связанным с образованием, относят более высокие показатели его качества, вследствие построения его на деятельностной основе, индивидуализации, диверсификации образовательных маршрутов. При этом формирование самообразовательной деятельности обучающихся выступает в качестве приоритетной миссии образования в России.

Современное образование должно готовить подрастающее поколение к решению ряда жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций, а также формировать у них стремление к саморазвитию и самообразованию. Современные тенденции развития вузовского образования диктуют необходимость развития индивидуальности каждого студента и учета особенностей его подготовки на различных уровнях и по различным траекториям в условиях трансформирующегося образования, что позволяет наиболее полно раскрыть его потенциальные возможности. В этих условиях на первый план выдвигается проблема повышения качества обучения за счет усиления внимания к процессу организации самообразовательной деятельности студента. Итак, выявлено, что умения самообразовательной деятельности целесообразно формировать не за счет интенсификации обучения, а за счет включения студентов в систему продуктивной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей формирование самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность позволяет студенту стать высокомотивированным, обеспечивающим максимальную реализацию личностного потенциала, его признание окружающими и осознание им собственной значимости. Самообразовательная деятельность является главным условием, необходимым для развития профессиональной компетентности у студентов вузов в современных условиях. Самообразование – это свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.

В данной статье рассматривается самообразование как целенаправленная, систематическая, управляемая самими студентами познавательная деятельность, необходимая для совершенствования образования. Процесс самообразовательной деятельности студента, организуемый в целях его субъектного развития, включающий последовательный сбор, переработку и интерпретацию профессионально значимой информации, выступает сопутствующим образовательной деятельности. В результате у студента возникает опыт овладения новыми операциями, развития умений и актуализации знаний, реализуемый студентом в ситуациях проектирования личностного саморазвития.

Теоретический анализ показал, что существуют причины, замедляющие общий ход актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в контексте уровневого образования: недостаточное владение студентами умениями самообразовательной деятельности, традиционный характер педагогического взаимодействия, низкая личностная мотивация.

Задача преподавателя – использовать все возможные новые методы подачи материала, помочь студенту в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений. Следует организовать процесс обучения на уровне взаимодействия студента с преподавателем, совместного рассуждения, совместной дискуссии, в которой преподаватель – равный партнер, направляющий советчик, а не наставник. Будущее наших образовательных учреждений стоит именно за новыми, инновационными методами образования [5, с. 17].

В работах современных педагогов и психологов отмечается низкая эффективность проводимой вузами работы по актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, указывается, что не полностью раскрывается педагогическое обеспечение данного процесса. Требуется разработка теоретико-методологических оснований актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, создание концепции данного процесса, изучение проблемы формирования самообразовательной компетентности студента. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента как процесс поиска и реализации инновационных идей самообразования и самообразовательной деятельности предполагает проектирование образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения, обеспечивающих смену стиля, формы, сути образовательной деятельности, методологии индивидуальных образовательных маршрутов и достижений студента, преподавателя, их взаимодействия с социумом. Это становится реальностью благодаря созданию культуросамообразовательной среды вуза, обеспечивающей как доступ студента к ресурсу самообразовательной деятельности – открытой, динамической, уровневой педагогической системе, так и положительные преобразования в личностной сфере и способах целеполагания самообразовательной деятельности субъекта.

Основой содержания процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов вуза являются «самообразовательная компетентность», «самообразовательная среда вуза», модель актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, отражающая целостность процесса актуализации в инвариантной (методологической) и вариативной (содержательной, технологической, рефлексивной) частях, позволяет корректировать самообразовательную деятельность студента [6, с. 21].

Включение студентов в самообразовательную среду вуза в процессе обучения и в период производственной практики сочетается с его ориентациями на ценности самообразования, определяющими формирование его самообразовательной компетентности.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что самообразовательная деятельность студента есть процесс поиска, генерации и реализации инновационных идей самообразования, способов, умений самообразовательной деятельности, формирования самообразовательной компетентности. Самообразовательная деятельность есть деятельность, возникающая у субъекта на основе потребности в овладении новыми операциями, действиями, умениями, реализующаяся в ситуации проектирования личностного саморазвития и выступающая сопутствующей образовательной деятельности. Самообразовательная компетентность студента есть синтез гносеологического (знаний), праксиологического (умений), аксиологического (отношений) компонентов, включающих цель, содержание, способы и результаты деятельности, проявляющихся в мотивации достижений. Самообразовательная среда вуза – совокупность общественных, материальных и духовных условий его существования, организационно-управленческих, педагогических и личностных отношений, возникающих между субъектами образовательного процесса и представляющих систему формирующих влияний на самообразовательную деятельность.

Усиление степени свободы студента в выборе содержания и личностно значимой области самообразовательной деятельности заключается в том, что он обеспечивает возможность широкого отбора профессионально-образовательных программ, учебно-методических комплексов, информационных ресурсов с учетом личностных способностей и интересов. И это ориентирует преподавателя и студента реагировать на изменения социальных процессов и потребностей рынка труда, подготовку на этой основе выпускников университета, которые обладали бы самообразовательной компетентностью и профессиональной мобильностью.