Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PERSONALITY ORIENTED APPROACH TRAINING BACHELORS MECHANICS FOR HIGH-TECH INDUSTRIES

Saveleva N.N. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
We consider the educational process of preparation of bachelors of technical profile in Tyumen State Oil and Gas University in the department of «Oil and gas business». The necessity of personality-oriented Bachelor, in which form and develop professional competencies and developing technical intelligence, in accordance with the dispositions of students. At the beginning of the program, students choose a direction of preparation: preparation for the project activities, preparation for research activities or preparations for the production and operational activities. Throughout the program, students under the guidance of a teacher form the professional competencies and technical intelligence, in accordance with the selected individual educational trajectory. To identify aptitudes of students used psychological tests: structural drawing of a man E. Mahoney; Questionnaire professional preferences D. Holland; The survey features of temperament H. Eysenck; Diagnostics aptitudes of students of a technical college for engineering and technical-professional humanitarian activities I.Y. Sokolova.
student-centered approach
Bachelors
professional competence
technical intellect

Внедрение новых инновационных технологий и профессиональных ресурсов в современное нефтяное производство определяет его как сложный научно-производственный комплекс, и предъявляет повышенные требования к качеству подготовки компетентных специалистов – обладающих разносторонними знаниями, владеющими опытом собственной профессиональной и научной деятельности и способными принимать обоснованные решения.

Для подготовки бакалавров в исследовании [4] предлагается применять личностно ориентированное обучение, которое понимается нами как обучение с учетом склонностей студентов к определенной профессиональной деятельности [3, 7]. Принимая во внимание, что подготовка высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств, безусловно, связана с применением информационных профессиональных прикладных программ, моделированием профессиональных задач, что способствует формированию интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и формируют активную позицию в образовательном процессе [1, 2].

Личностно ориентированное обучение активизирует образовательный процесс, вызывает положительную мотивацию у студентов, способствует успешной учебной деятельности будущего бакалавра [3]. Что, в конечном итоге, обеспечивает у студентов готовность осуществлять будущую профессиональную деятельность, формирование профессиональных компетенций и развитие технического интеллекта.

С нашей точки зрения, для эффективной подготовки бакалавров необходимо:

Во-первых, применять личностно ориентированное обучение, предусматривающее подготовку бакалавров по индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их склонностями к будущей профессиональной деятельности: производственно-эксплуатационной, проектной или научно-исследовательской.

При выборе индивидуальных траекторий подготовки преподаватель совместно со студентами определяет тематику практических заданий, курсовых и дипломных проектов, в соответствии с выбранными студентами видами профессиональной деятельности (рисунок). И в течение всего обучения, студенты под руководством преподавателя формируют и развивают свои профессиональные компетенции и технический интеллект, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории.

Во-вторых, обучение студентов проводить на высокотехнологичном оборудовании в лабораториях кафедры «Нефтегазовое дело» Тюменского государственного нефтегазового и университета или на предприятиях нефтяной отрасли для приобретения практических навыков работы на современном высокотехнологичном оборудовании.

В-третьих, эффективность подготовки будущих бакалавров нефтяного профиля должна обеспечиваться за счет применения информационных технологий, в том числе и методов компьютерного моделирования, овладение которыми необходимо для обслуживания современного оборудования.

Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности на нефтяных предприятиях и развитие профессиональных компетенций и технического интеллекта потребовали выявления и реализации следующих педагогических условий:

применение деятельностного, личностно ориентированного, контекстно-компетентностного подходов в обучении (методологические);

создание образовательного пространства – экспериментальной площадки, оснащенной высокотехнологичным учебным оборудованием, которая служит для организации проблемно ориентированного и проектно-организованного обучения [2] (мотивационные);

разработка и внедрение программы подготовки, дидактических и программно-методических средств обучения с использованием информационных технологий, ориентированных на формирование профессиональных компетенций у выпускников в процессе подготовки к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях (содержательные);

разработка информационно-образовательной технологии подготовки бакалавров, включающей компьютерное моделирование, связанное с их будущей профессиональной деятельностью, мониторинга (организационные) обучения студентов.

Педагогический эксперимент проводится в Тюменском государственном нефтегазовым университете на кафедре «Нефтегазовое дело» со студентами, будущими бакалаврами, обучающимися по направлению «Нефтегазовое дело». В экспериментальной группе процесс обучения построен автором по индивидуальным образовательным траекториям, в контрольной ведется традиционным образом. Для получения достоверных данных при проведении педагогического эксперимента были соблюдены следующие принципы: однородность обследуемых, идентичность условий педагогического эксперимента, входная и выходная диагностика, постоянный мониторинг в процессе обучения студентов, наличие контрольной и экспериментальной групп.

Для выявления склонностей студентов к проектной, научно-исследовательской и эксплуатационной деятельности на констатирующем этапе эксперимента использовали психологические тесты. При этом склонности будущих бакалавров к разным сферам профессиональной деятельности устанавливались с использованием психологических тестов известных авторов – «Конструктивный рисунок человека» Эн Махони (определяется тип личности и склонность к сфере деятельности – руководитель, педагог, психолог, ответственный исполнитель, ученый, изобретатель, конструктор, художник в одном лице и др.); «Вопросник профессиональных предпочтений» Д. Голланда (тип личности и склонность к деятельности – практический, в т.ч. склонность к технической деятельности, интеллектуальный, социальный, эстетический и др.; «Опросник» Г. Айзенка (особенности темперамента, соответствующие свойствам нервной системы, которые по исследованиям психофизиологов влияют на склонности человека к разным сферам деятельности) и применении методики диагностики склонностей студентов технического вуза к инженерно-технической (технолог, конструктор, оператор, исследователь-разработчик технических проблем, программист) или инженерно-гуманитарной (менеджер, эколог, педагог, психолог) профессиональной деятельности, разработанной И.Ю. Соколовой, которые представлены в учебном пособии «Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения» [4].

Результаты диагностики индивидуальных склонностей студентов 1 курса

Индивидуально-психологические особенности студентов 1 курса технического вуза (2015 г.)

п/п

Темперамент

Актуализированный потенциал

Тип личности, склонность к разным видам деятельности

Эк

Эм

П

Л

С

И

Пр

А

Р

IQ

р

п

уч

бт

ои

ик

пс

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

15

17

3

3

45

53

51

55

63

12

 

1

1

       

2

16

18

4

2

49

58

61

56

50

10

       

1

   

3

16

17

1

5

38

63

60

53

56

9

 

1

1

       

4

16

9

1

5

49

57

60

56

50

9

       

1

   

5

8

16

3

3

51

53

46

60

60

11

   

1

       

6

13

13

3

3

46

56

53

60

60

11

             

7

8

9

3

3

55

61

48

60

46

9

   

1

     

1

8

11

18

2

4

51

49

60

48

59

9

         

1

 

9

7

12

3

3

50

60

48

58

46

9

     

1

 

1

 

10

14

15

4

2

57

44

60

64

45

9

 

1

1

       

11

8

14

5

1

51

59

60

60

60

10

   

1

       

12

10

9

3

3

49

68

60

56

50

11

   

1

1

   

1

13

15

11

3

3

59

56

53

58

45

9

     

1

 

1

 

14

13

9

3

3

45

58

51

55

63

12

         

1

 

15

7

10

3

3

49

58

48

59

56

12

   

1

   

1

 

Примечания. 1 – экстраверсия; 2 – эмоциональность; 3, 4 – выраженность функций: П – правого полушария; Л – левого полушария; 5, 6, 7, 8, 9 – стили представления и решения проблем, их обладатели называются: С – синтезатор, И – идеалист, Пр – прагматик, А – аналитик, Р – реалист (при одновременном доминировании (58 и более баллов) стилей И и А – личность способна решать стратегические проблемы, Пр – сиюминутные, Р – в лучшем случае, тактические проблемы); 10 – общий интеллект (11, 12 баллов – высокого уровня, 9, 10 – среднего). Типы личности, склонность к деятельности: р – руководитель, п – педагог, уч – тип ученого, склонность к исследованиям, созданию теорий; бт – беспокойно-тревожный: ои – ответственный исполнитель; ик – изобретатель, конструктор, художник в одном лице; пс – психолог.

В таблице представлены результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей, в т.ч. склонностей будущих бакалавров-нефтяников к разным сферам профессиональной деятельности.

После проведения диагностики студент с преподавателем выбирают один вид профессиональной деятельности: проектный, эксплуатационный или научно-исследовательский. Причем на первом и втором курсах при изучении большинства общеобразовательных предметов все студенты учатся по одному учебному плану. Далее с курирующим преподавателем составляется индивидуальная образовательная траектория обучающегося. На третьем и четвертом курсах при обучении по индивидуальным траекториям подготовки преподаватель совместно со студентами определяет тематику практических заданий, курсовых и дипломных проектов, в соответствии с выбранными студентами видами профессиональной деятельности. И в течение всего обучения, студенты под руководством преподавателей кафедры формируют и развивают свои профессиональные компетенции и технический интеллект, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории (рисунок).

sav1.wmf

Выбор индивидуальной образовательной траектории

В данный момент мы находимся в начале эксперимента, нами была проведена диагностика контрольной и формирующей группы. Результаты диагностики, представленные в таблице, позволяют нам, принимая во внимание исследования И.Ю. Соколовой, сделать следующие выводы:

1. У студентов выявлены следующие склонности:

– к научно-исследовательской профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – учебного (уч) или изобретателя (ик);

– к проектной профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – ответственного исполнителя (ои) или психолога (пс);

– к производственно-эксплуатационной профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – руководителя (р) или педагога (п).

2. Необходимо отметить, что в эксперименте принимают участие в основном мужчины и всего 3 девушки. Это может влиять на результаты эксперимента.