Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES FOR THE FORMATION OF REJECTION OF CORRUPTION RELATIONS IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN HIGHER EDUCATION

Nikolaev S.M. 1
1 Pskov branch FKOU «Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service»
On the basis of the study the problem of formation of law enforcement personnel in the higher education system of value orientations determining the rejection of corruption relations. It developed the concept of value orientations to the fight against corruption and updated content. It substantiates the duty of the State to implement the process of training employees to the value orientations of anti-corruption. Generalized pedagogical heritage, historical and philosophical knowledge about the evolution of human development for the determination of value orientations to the fight against corruption. Rejection of corruption involves conscious choice officer position to counter corruption risks in all areas of their life activity, based on the corresponding value orientations of the system, which is necessary to form in the process of specially organized training.
the prevention of corruption
rejection of corruption relations
the value orientation of the anti-corruption

Коррупция (в переводе с латинского – совращение, порча, упадок, извращенность) является прогрессирующей болезнью общества и неизбежно ведет к деградации. В деятельности правоохранительных органов это приводит к непониманию реализуемых функций членами общества, недоверию к их деятельности. Сравнительный анализ различных определений понятия «коррупция» показывает, что определение данного явления выходит за рамки уголовно наказуемых деяний и представляет собой разрушение самого человека.

В деятельности правоохранительных органов коррупция представляет собой массовое, системное явление, что вызвано отсутствием соответствующих ценностных установок, нежеланием и неудобностью решать возникающие проблемы в рамках закона. Наблюдается дилемма: защищая правовое поле, сотрудники, участвующие в коррупционных отношениях, допускают возможность выхода своего поведения за рамки закона, ставя личные интересы материального и иного обогащения выше интересов службы, благосостояния общества и государства.

Предоставление знаний в области противодействия коррупции и организация целенаправленной работы в данном направлении являются обязанностью государства и каждой образовательной организации. Проведенное анкетирование 2046 сотрудников из 8 федеральных округов России показало, что высокий уровень коррупции в правоохранительных органах сотрудники обусловливают отсутствием системной антикоррупционной подготовки. Среди наиболее действенных направлений реализации антикоррупционной стратегии государства, 50 % опрашиваемых отметили необходимость совершенствования профилактики.

Анализируя различные направления формирования неприятия коррупционных отношений, обратимся к истории. В период зарождения государственности нравственное разложение общества, а также формирование готовности к совершению коррупционных правонарушений связывается с улучшением уровня жизни населения, появлением неравенства и классовости. Правовые ограничения коррупционных отношений и усиление кары не приводили к должному эффекту – несмотря на вводимые ограничения, служащие быстро приспосабливались к правовой системе для возможности мздоимства и вымогательства.

Приходится констатировать, что наличие разветвленной законодательной базы не является для нашего государства определяющим показателем снижения уровня коррупции. Выход видится в акцентировании внимания на одном из ключевых направлений противодействия коррупции – формировании ценностей, определяющих неприятие данных отношений. Этот процесс весьма неоднозначен и требует дополнительного уточнения сущности, содержания и особенностей реализации.

Система самостоятельной подготовки кадров для службы в правоохранительных органах имеет многолетнюю историю и зарекомендовала себя как эффективный способ воспроизводства профессионально ориентированных кадров. Миллионы сотрудников проходят службу в правоохранительных органах. В образовательных организациях единовременно проходят подготовку свыше 100 тыс. обучаемых. От результата их работы зависит благосостояние нашего государства, вера граждан в верховенство закона и социальную справедливость. Возрастной период подготовки сотрудников в системе высшего образования крайне важен для формирования ценностей. Ценности формируются в период первичной социализации к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными [5]. Изменения затрагивают иерархию ценностей, предопределяя выбор сотрудником определенного поведения в различных ситуациях.

Анализ категорий «ценности», «ценностные ориентации» позволил определить ценностные ориентации к противодействию коррупции сотрудников правоохранительных органов как систему устойчивого неприятия сотрудником коррупционных отношений, выражаемую в деятельности по их выявлению, предупреждению и минимизации как на личном уровне, так и в служебной деятельности.

Рассмотрение педагогического наследия, исторического и философского знания об эволюции развития человека на предмет определения содержания ценностных ориентаций к противодействию коррупции сотрудников правоохранительных органов позволяет сделать следующие выводы:

– человек, являясь разумным существом, способен и должен управлять своими поступками, а также нести за это ответственность. Путь к контролю своих желаний и соответствующему поведению лежит через получение знаний (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сократ, Фома Аквинский, Коменский Я.А. и др.);

– познание самого себя позволяет обрести человеку истинность в жизнедеятельности, гармонию и согласованность (Гербарт И., Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Сократ и др.);

– сформированный разум призван помочь оградить обучаемого от негативного влияния окружающей среды. Критическое восприятие поступающей информации позволяет следовать цели истинности жизни, не разделять себя и не создавать внутриличностный конфликт (Мишель Монтень, Платон, Руссо Ж.-Ж., Цицерон и др.);

– организация жизнедеятельности в рамках правового поля формирует осознанное понимание полезности данного поведения (Антисфен, Ксенофонт и др.);

– наибольшую личную свободу и счастье можно обрести, принимая и соблюдая нормы закона и морали (Дьюи Дж., Локк Дж.);

– деятельность является выражением его сформированной системы ценностей (Песталоцци И.Г., Дьюи Дж.).

Нравственное развитие сотрудника находится в тесной зависимости от интеллектуального совершенствования. Познание себя, доброго в себе и окружающих защищает от разрушения его личность. Соразмерность имеющимся возможностям желаний позволяет сотруднику стать более счастливым, создавая возможность заниматься личным совершенствованием и карьерным ростом. Формирование ценностных ориентаций, определяющих неприятие коррупционных отношений, призвано помочь сотруднику стать нечувствительным к негативным воздействиям окружающей среды, рационализировать свою жизнь, принять позицию зависимости только от себя и выгодности правопослушного поведения.

Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина Российской Федерации. Образование сегодня должно решать не только задачи обучения, но и задачи социализации, ценностного, нравственного, духовного воспитания [10]. Формирование ценностных ориентаций к противодействию коррупции при подготовке сотрудников в системе высшего образования является обязанностью государства, реализуемой в образовательной организации. В этом выражается культурно-гуманистическая функция образования [7] по гармоническому развитию личности обучаемого сотрудника и стабилизации социальной справедливости в обществе.

Неприятие коррупционных отношений представляет собой неприязнь сотрудником данных отношений, нежелание принять их «нормальность» для своего развития. Сущность процесса выражается в непротиворечивости диспозиционной иерархии – систем элементарных фиксированных и социальных установок, общей (доминирующей) направленности интересов личности и ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средств их достижения [11]. Ценностные ориентации, определяющие неприятие коррупционного поведения у сотрудников, должны быть согласованы на уровне формирования потребностей и непротиворечивости деятельности по их удовлетворению [9].

Анализ деятельности образовательных организаций правоохранительных органов показывает, что целенаправленного процесса формирования неприятия коррупционных отношений не наблюдается. В некоторых случаях получение образования связано с началом или продолжением вступления в различные коррупционные отношения.

Коррупционные отношения приводят к конфликту личности сотрудника с нормами морали, нравственности и действующего закона. Ценностные конфликты выражаются во внутреннем моральном кризисе личности, разложении общества, кризисе нравственности. Юридические конфликты – в умышленном нарушении закона лицами, вступающими в коррупционные отношения, при понимании возможных санкций. Психологические конфликты проявляются в виде постоянного нахождения в стрессовой ситуации, вызванной совершением коррупционных правонарушений.

Наличие у личности одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений вызывает конфликт в системе ее мотивации и подрывает единство «образа Я» [4]. Стресс выступает защитной реакцией на нарушение закона, пренебрежительное отношение к исполнению служебных обязанностей. Сотрудник теряет способность адекватно реагировать на жизненную ситуацию. Коррупционные отношения развиваются как «снежный ком», из которого трудно выбраться. Продолжение коррупционных отношений еще более усугубляет ситуацию, и сотрудник начинает находить в этом мнимую самореализацию.

Стабилизация внутренней согласованности личности субъекта, перевод возможного (или реализуемого) конфликта коррупционного поведения из реального в информационную сферу выражается в моделировании предполагаемой жизненной ситуации, когда действию предшествует оценка обстоятельств, анализ возможных альтернатив поведения, мысленная оценка их эффективности и принятие рационального решения с учетом накопленных знаний и ценностного состояния [2]. Оценка эффективности возможных вариантов деятельности позволяет рационализировать принятие решения с учетом накопленных знаний и духовного состояния.

Сравнительный анализ различных источников информации свидетельствует о том, что особая ментальность, складывающаяся в процессе воспитания и социализации, нередко приводит к недооценке значения права в процессе жизнедеятельности, легкомысленному отношению к закону, либо (в крайней стадии) к активному неприятию норм права. Исполнение законов в сфере противодействия коррупции воспринимается отдельными членами общества как обязанность перед государством; их требования не всегда воспринимаются благом для отдельного человека; нормы морали и нравственности отрицаются. Сложно утверждать о понимании у всех граждан государства полезности для себя, а также для общества соблюдения предписаний закона и правил общежития, деятельность правоохранительных органов зачастую связывается с негативной информацией о различных коррупционных скандалах.

Рассмотрим особенности выбора коррупционного поведения и составляющих данного процесса.

Согласно учению о диспозиции В.А. Ядова [11], перед выбором поведенческого акта должна возникнуть определенная «конфигурация» внешних и внутренних условий, которые включают:

– информационное поле или знания, накапливаемые человеком в течение всей его жизни;

– соотнесение знания с потребностью и эмоциональное подкрепление его возможных результатов.

Применительно к сфере коррупционных преступлений это обусловлено тем, что многие российские граждане так или иначе входят в сферу преступности: одни совершают коррупционные правонарушения, другие вступают в общественные отношения с лицами, совершающими преступления, третьи пассивно или активно воспринимают удобные коррупционные схемы решения бытовых вопросов.

Такое привыкание к коррупционным преступлениям происходит очень быстро, поскольку характеризуется «удобностью» данных отношений для обеих сторон, способствует удовлетворению различных потребностей и поддерживается со стороны государственных чиновников. Именно в таком «привыкании» к преступности, в примирении с ней населения проявляется и прослеживается одно из самых тяжелых последствий девальвации прежних ценностей и морали [1].

Исследование бывших сотрудников, осужденных за совершение коррупционных преступлений, показывает, что на выбор существенное влияние оказывает повышенная латентность данного поведения. Количество зарегистрированных коррупционных преступлений, по различным данным, не превышает 3 % от их реального количества, а в некоторых областях и направлениях деятельности государства измеряется в десятых долях процента. В правоохранительных органах данные цифры совершенно несопоставимы с реальной картиной, однако и официальные показатели измеряются в тысячах.

Особенность существования коррупционных отношений заключается в том, что большинство сотрудников как члены общества понимают пагубные последствия коррупционных преступлений, возможность уголовного наказания. Однако на уровне индивидуального сознания руководствуются инстинктом самосохранения, а также возможностью скрытого обогащения либо быстрого «решения вопроса». Это приводит к отчуждению общественных интересов. Коррумпированность и нежелание выглядеть «белой вороной» нередко заставляют человека подчиниться мнению и негласным правилам социальной группы.

Важной составляющей субъектной позиции сотрудника является процедура оценки значимости предметов и явлений как выражение способности к умственному акту, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для субъекта. Необходимо понимать, что оценка предполагает взаимное сравнение с нашими субъективными взглядами и представлениями, которые выполняют в процессе оценки функцию критерия, мерила, нормы и тем самым позволяют прийти к оценочному суждению [8].

Оценивающая деятельность есть высшая форма самовыражения и самопознания, когда сущность субъекта отражается в объекте и может стать предметом его рефлексии. Оценивая различные варианты поведения, мозг человека на основе мысленного диалога выбирает один из вариантов поведения, причем данный процесс не всегда осознаваем. Мысленный диалог представляет собой результат раздвоения личности на разных субъектов, в столкновении-сопряжении духовных позиций которых и осознается система ценностей данной целостной личности [3]. Положительная или нейтральная оценка коррупционных отношений сотрудником приводит к нарушению оценивания происходящей ситуации в рамках закона, возможному предпочтению преступного поведения. Целеполагание при этом существенно корректируется, единичный поведенческий акт изменяет отдаленные жизненные цели погони за мнимым материальным благополучием.

Воспринимая себя субъектом противодействия коррупции, сотрудник должен принять закон как систему запретов и ограничений в поведении. Неприятие каких-либо действий – это основа нормального и гармоничного развития личности. «Даже в краеугольном камне современной морали – в десяти заповедях – восемь из десяти заповедей носят характер запрета, ограничения («не убий», «не укради»…) и лишь две предписывают конкретный тип поведения», – указывает И.Д. Фрумин [10]. Вступая в коррупционные отношения, сотрудник, помимо закона, нарушает большинство заповедей, что является нарушением осмысленности.

Таким образом, реализация задач, стоящих перед правоохранительными органами, строится на осмысленной деятельности сотрудников. Только осмысленная жизнь имеет перспективу, осознана и определяется преимущественно целями, которые мы сами себе ставим; она аутентична и управляется возможностями [6]. Неприятие коррупции предполагает осмысленный выбор сотрудником позиции противодействия коррупционным рискам во всех сферах своей жизнедеятельности, основанный на соответствующей системе ценностных ориентаций, формировать которую необходимо в процессе специально организуемой подготовки.

Большинство людей страдают отдельными отклонениями, однако ни одно из них нельзя однозначно назвать криминогенными. Ценности окружающего мира усваиваются человеком с детства и выступают побудительными мотивами положительной и отрицательной активности. Лежащие в основе большинства коррупционных отношений корыстные мотивы отчасти поддаются коррекции на уровне законодательного регулирования ответственности за данное правонарушение и профилактики коррупции. Однако рефлекторное чувство страха за свою жизнь, продолжение рода и материальное благополучие, а также утверждение в группе и социальном статусе сложно поддается регулированию, предполагает воздействие на уровне нравственности, морали и изменения системы ценностей человека.

Антикоррупционная подготовка позволяет сотруднику как субъекту определить и выявить исходные причины и движущие силы коррупции, так как зачастую конфликты скрыты от общества. Действия участников маскируются, намерения сторон утаиваются и искажаются; возможные последствия нарушения гармоничного развития не рассматриваются и не оцениваются.

Принятие обучаемым курсантом себя субъектом противодействия коррупции позволит не только идентифицировать конфликты коррупционных отношений, но и лучше ориентироваться в сложных социальных вопросах, предвидеть возможные негативные последствия, правильно вести в современных условиях и рационально управлять возникающими в процессе жизнедеятельности конфликтными процессами. Конфликт коррупционных отношений, который мы имеем в настоящее время в России и который нуждается в искоренении из нашей жизни, необходимо представить как процесс создания каждым отдельно взятым человеком себя и совершенствования устройства общества через разрушение сложившейся системы коррупционных отношений, тормозящих развитие общества.