Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

INTEGRATION OF THE ARTS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS BY FAMILIARIZING THE SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH REGIONAL ARTISTS’ WORKS

Litvinova R.M. 1
1 GBOU VO «Stavropol State Pedagogical Institute»
В статье дается обобщенный материал апробации экспериментальной образовательной программы по интеграции искусств, в рамках изучения региональной культуры Ставрополья дошкольной организации. Оригинальное научное исследование региональной культуры, сочетания поэзии, прозы, новых технологий, наблюдений из практики, постановки новой проблемы и задач, подтверждает собственную концепцию регионального компонента в области дошкольного образования. Ставится частная научная задача интеграции искусств в дошкольном образовании. Новый алгоритм работы и результаты апробации могут быть использованы в практической деятельности любой дошкольной организации, в частности, при планировании вариативной части общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях федерального государственного стандарта дошкольного образования. Весьма значимо культивировать в сознании педагогов и родителей охранительное отношение к детству, ценностно-смысловое развитие ребенка.
The article gives a synthesis of the testing of the experimental educational programs to integrate arts in the study of regional culture of Stavropol preschools. Original scientific research of regional culture, combining poetry, prose, new technologies, case reports, setting new challenges and goals, confirms their own concept of the regional component in the field of preschool education. Is a private scientific enterprise integrating the arts in pre-school education. The new algorithm and the results of testing can be used in practice for any pre-school organizations, in particular, when planning the variable part of the educational program of preschool education in the Federal state standard of preschool education. Is very important to cultivate in the minds of teachers and parents protective attitude towards the child, value-semantic development of the child.
cultural heritage
dialogue with the art
integration of the arts
colour set in the picture
compositional development

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах исследователей В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной и др. В работах Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Р.М. Чумичевой раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребенка. Недостаточно сказать, что интеграция – это соединение. Важно понять, как именно это соединение происходит. Понятие интеграции должно давать знание метода, в соответствие с которым организуется дидактический процесс в интегрированной системе. Интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также установления связей во взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция), в синтезе детских видов деятельности (деятельностностная интеграция), интеграции разных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Об этом пойдет речь в нашей статье.

В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Новый нормативный документ активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры – с другой стороны. В дошкольной организации № 39 города Ставрополя с 2006 года педагогический коллектив занимается изучением региональной культуры, где у дошкольников, воспитателей и родителей формируются патриотические чувства. Качество образовательных услуг, предоставляемых дошкольной организацией, напрямую зависит от уровня компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В рамках эксперимента «Формирование художественных ценностей у детей дошкольного возраста через синтез искусств региональной культуры» (автор программы Литвинова Р.М.) созданы две парциальные образовательные программы, которые апробируются и успешно используются в практике работы дошкольных организаций Ставропольского края. Сегодня в условиях эксперимента ведется большая работа по созданию вариативной программы региональной направленности. Известно, что содержание и объем регионального компонента (40 %) согласно ФГОС ДО в данной дошкольной организации определяется культурным своеобразием региона: знакомство с достопримечательностями, художественными ценностями, известными людьми края, создающими региональную культуру [2].

Систематизация подачи знаний детям дошкольного возраста представлена на рисунке.

Если рассматривать первый блок «Музейная педагогика», то следует отметить, что он довольно успешно отработан не только на экспериментальной площадке в городе Ставрополе, но для расширения объема информации привлечен опыт и других дошкольных организаций Ставропольского края. Итогом этой работы стал выпуск учебно-методического пособия для преподавателей вузов и других категорий дошкольных работников. Учебно-методическое пособие «Ставрополье в солдатской шинели» выпущено к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и уже успешно используется во всех дошкольных учреждениях Ставропольского края.

Второй блок образовательной программы – «Знакомство с культурой и искусством народов», проживающих на территории Ставропольского края – русских, чеченцев, дагестанцев, карачаевцев, осетин и других народностей – более сложен и требует дальнейшей тщательной разработки [2]. Исследования показали, что воспитатель дошкольной организации затрудняется в отборе художественных произведений для работы с детьми. Мы размышляем о том, как использовать принципы отбора произведений искусства для детей старшего дошкольного возраста, как строить педагогический процесс приобщения их к живописи, какие при этом использовать произведения искусства и стихи, какие методы использовать для решения задач эстетического воспитания в дошкольной организации.

litnin1.wmf

Приобщение дошкольников к миру искусства средствами региональной культуры

Практика свидетельствует, что успех художественного воспитания детей, введение их в мир большого искусства напрямую зависит от правильности подбора произведения. При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности, выраженный в жанровой живописи природного социального явления. Вышеназванный принцип отбора произведений – по содержанию [4] соответствует живописи ставропольского художника П.М. Гречишкина. Его картины «Цветущая степь», «Поляна Бучинка», «Лето», «В Домбае», «Маки», «Весенний день», «Зимний лес», «Ставропольский лес» и многие другие вдохновляют поэтов к написанию стихов. К примеру, известный на Ставрополье поэт И.В. Кашпуров написал стихи, где отображены времена года: весенний, летний, зимний сонеты, которые помогают детям воспринимать просыпающуюся природу весной и благоухающую летом.

Интеграция искусства с поэзией способствует более глубокому пониманию художественной ценности картин. В картинах присутствует необходимое единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), то есть формы произведения. В отборе произведений по форме, учитывается принцип разнообразия, используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.

Далее учитывается колористическое решение. Отбираются картины, выполненные художниками в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте: яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные или размытые краски.

Кроме того, имеет значение композиционное решение. В связи с этим воспитатели отбирают картины, в которых художественные образы расположены по кругу, треугольно, асимметрично, симметрично, по центру, статично, динамично [4]. Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы, с четко выраженной идеей, замыслом художника. В картинах Н.А. Ярошенко «Вид на Пятигорск», «Красные камни», В.Г. Кленова «Лошади на водопое», П.М. Гречишкина «Гроза в степи», «Простор», «Цветущая степь» и других, отображена тема необыкновенной красоты Ставропольского края. Рассматривая художественные образы, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому. Освоить язык эмоций – это сложная работа, поскольку в современном обществе преобладают эмоции агрессивности, причиняя нравственную боль личности ребенка и самоуничижение. Помогает в этом интеграция.

Какие же формы и стихи должны использоваться при интеграции искусств в образовательном процессе? При организационной интеграции занятий остается невостребованным то основное, без чего искусства не может быть, именно: его игровой характер, «чувственное отражение мира»; творчество, фантазийная трансформация жизненных впечатлений; уникальность личности, создающая художественные образы, индивидуальность ее взглядов. Наиболее эффективными, являются такие формы, как: сквозная, спиралевидная, контрастная, взаимопроникающая [4].

Суть сквозной формы состоит в том, что ребенок познает какую-либо ценность, например, эстетическую – «красоту». Он воспринимает ее в различных произведениях искусства и самостоятельно или вместе с педагогом реализует в собственной художественно-творческой деятельности – в рисовании, лепке и других видах деятельности.

Особенность спиралевидной формы в том, что познание ценности, например, нравственной – «чуткости», происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями. Первый – от частного к общему: педагог рассказывает о поступках детей и просит на основе произведений искусства, игровой деятельности, собственного жизненного опыта определить, как называется это качество, в чем оно проявляется. Второй – от общего к частному: педагог дает детям определенную установку. Например, спрашивает, что такое чуткость, о ком говорят «чуткий человек». В различных видах деятельности, просит обращать внимание именно на это качество личности и на то, как оно проявляется в жизни и в искусстве.

Контрастная форма отличается тем, что познание какой-либо ценности осуществляется «от противного» (например, осознание, «любви» как ценности в жизни и искусстве в сравнении с «ненавистью»). При данной форме очень важно помнить о мотивационном принципе: ребенок должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у людей и собственную положительную самооценку [1].

Взаимопроникающая форма характеризуется как вспомогательная, то есть когда вмешиваются другие виды деятельности. Например, детям дается свобода в организации самостоятельных игр. Наблюдая за ними, педагог поставила цель: «сформировать у детей понятия о мужественности и женственности». В ходе игры дети познакомились с женскими и мужскими портретами разных художников. При организации обсуждения образов, на примере портрета племянницы Н.А. Ярошенко в картине «Уснула» дети, связав увиденное с игрой, отмечают детскость, нежность и болезненность уснувшей девочки.

Для развития творчества используется новый метод – эстетическая игра. Ее структурные компоненты строятся по законам искусства: композиция, выбор персонажей, завязка, развитие событий, смена построения и пластики персонажей, контраст, творчество, импровизация. При организации такой эстетической игры необходимо учитывать создание мнимой ситуации, факт перевоплощения, соотнесение переживаний, рождение художественного образа, создание собственной художественной работы. В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине и подобрать соответствующее стихотворение: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение? Какое стихотворение подойдет к картине?». Нами также использовались такие дидактические игры, как: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Жанры живописи». Наиболее востребованными стали игры по мотивам мифов и легенд, это многотрудная подготовка с большим количеством реквизита и оборудования; психокоррекционные сказки с элементами изображения героев, которые требуют также большой подготовки, но эффект заметный; игры по литературным произведениям, любимые детьми, особенно с легкими рифмами в стихах; игра в картины – оживление картин с интересными или непонятными персонажами. Например, картина «Хор» художника Н.А. Ярошенко. Здесь показано, что, крестьянские дети и учитель пения разучивают новую песню, стараясь донести до зрителей все эмоции, которыми они переполнены. На картине видно, как на слышимую песню собрались «зеваки», которые также стали «частью картины». К данной картине дети подобрали не только стихи, но и наиболее популярные народные песни в рамках интеграции искусств.

Особого внимания заслуживают занятия-беседы при рассматривании картин, которые затем превращаются в детские описательные рассказы. Структура искусствоведческого рассказа состоит из сообщения названия картины, фамилии художника. Далее следуют вопросы: «О чем написана картина?», «Что самое главное в картине?»; «Как изображен цвет, построение, расположение?»; «Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали?»; «Что красивого показал своим произведением художник?»; «О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину?». Например, рассматривая картину В.Г. Кленова «Лошади на водопое», дети помимо ответов на вопросы, узнают место, где была написана картина. Рассказ ребенка, о чем картина: о том, что лошади паслись на лугу в жаркий, знойный день и захотели пить. В центре картины художник изобразил лошадей, стоящих в воде. Недалеко от пастбища протекала речка, где лошади не только утолили жажду, но и даже выкупались. Об этом свидетельствуют мокрые, блестящие тела животных, выстроенные как будто для позирования художнику. На картине красиво все – природа, речка, блестящие бронзовые тела лошадей, которые очень довольны, что стоят по колено в воде и наслаждаются прохладой.

Детям задают вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизируют творческое воображение и эмоции, возникающие при восприятии изображенного на полотне. Вопросы подробные и конкретные. Вышеприведенный рассказ детей подготовительной группы свидетельствует о том, что в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию событий картины. Мысленное «перенесение» в картину в процессе восприятия в эстетике рассматривается как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. Применение этого приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с так называемыми установками на выразительное рассказывание. Прием-рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине используется на первом этапе ознакомления с живописью. Рассказ имеет определенную структуру. Содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Структура рассказа-образца повторяет предыдущий формат: нужно обязательно рассказать, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину [4].

Формирование творческой личности начинается ещё в дошкольном возрасте, при знакомстве детей с произведениями региональных художников в дошкольной организации. Дети во время просмотра картины и последующего обсуждения, воспринимают ее целиком. Это свидетельствует о развитии у них восприятия и появляющихся ассоциаций.

Ю.Н. Хижняк в своих работах выделил задачи, стоящие перед педагогом при ознакомлении детей с региональным искусством: посещение музеев, знакомство с подлинниками шедевров региональной живописи; специально организованные занятия по ознакомлению детей с картинами; рисование наиболее запомнившихся образов природы [3].

Сегодня мы остановились лишь на некоторых разделах экспериментальной образовательной программы по интеграции искусств. Апробированные методы и приемы позволяют рекомендовать и использовать имеющийся опыт, приобщать детей дошкольного возраста к искусству живописи в интеграции с поэзией и музыкой: игровые приемы, рассматривание картин, «вхождение» в картину, музыкальное и стихотворное сопровождение детей-экскурсоводов. Наши наблюдения в процессе эксперимента свидетельствуют о том, что «тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом» [3]. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве, поэзии и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, систематически развивать эмоциональные и познавательные процессы.