Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

WEBSITES & BLOGS HIGH SCHOOL TEACHER AS AN ELEMENT NETWORK COMMUNICATIONS: CONTENTS AND PRINCIPLES FUNCTIONING

Kruchinina G.A. 1 Kanyanina T.I. 1 Stepanova S.Y. 1
1 FSAEI IN «Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod»
В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки и использования в учебно-познавательной деятельности студентов вуза новых средств информационных и коммуникационных технологий – сайта и блога преподавателя вуза как элементов сетевых коммуникаций. Основное внимание уделено содержанию образовательного сайта и принципам его функционирования. Указываются разработанные авторами сайт и блог преподавателя психолого-педагогических дисциплин (структура и предметное содержание); различные подходы к принципам построения и предметного наполнения сайта преподавателя вуза (на конкретном примере). Наиболее полно представлена научная работа автора сайта. Список подстраниц: монографии, статьи в журналах, рекомендованных ВАК по педагогике (статьи в журналах Вестников Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского, статьи в других журналах); статьи в РИНЦ, сборниках научных статей; материалы научных конференций различного уровня, соединенные в блоки по ряду лет. Представлены результаты экспериментальных исследований по использованию различных средств информационных и коммуникационных технологий в аудиторной и самостоятельной работе студентов.
The article discusses the issue of the development and use of new means of information and communication technologies such as a web site and a blog of a high school teacher in the educational and informative activity of university students, as core elements of network communications. The focus is on the educational content of the site and the principles of its functioning. The article includes a website and a blog of the teachers of psycho-pedagogical disciplines (structure and subject content) developed by the authors; different approaches to the principles and the objective of filling the site of the teacher of high school (examples are given). ). Scientific work of the author of the site is being described. The list of sub-pages: monographs, articles in the journals recommended by VAK on pedagogy (articles in the message journals of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, articles in other magazines); RISC articles, collections of scientific articles; materials of scientific conferences at various levels, combined blocks of a number of years. The results of experimental studies on the use of various means of information and communication technologies in the classroom and independent work of students are represented.
information and communication technology
website and blog of a university lecturer
network communication

Технологическое совершенствование учебно-познавательной среды вузов занимает важное место среди инновационных направлений развития образовательной системы. Профессионально-педагогическое пространство сети Интернет является необходимым атрибутом педагога 21 века, а умения и навыки по его формированию и использованию следует рассматривать как важные информационные компетенции.

Создание и развитие новых средств информационных и коммуникационных технологий, в том числе средств сетевых коммуникаций создало принципиально новую ситуацию в работе с информацией. Реализуется возможность активизировать не только когнитивную деятельность студентов, но и коммуникативную, порождая дополнительную мотивацию учения, позволяя не только индивидуализировать обучение, но и делать его коллективным. В Федеральных целевых программах «Стратегия развития информационного общества в Российской федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется необходимость внедрения в систему высшего образования современных информационных и коммуникационных технологий, которые способствуют повышению его качества, доступности и конкурентоспособности. Информационные и коммуникационные технологии не могут быть эффективно воплощены в образование в отрыве от осознания и признания их новой роли, потребностей студентов и преподавателей в век высоких технологий [2, 4, 7, 10 и др.].

Основными критериями для оценки сайта преподавателя мы считаем: информационное наполнение (актуальность и качество информационного содержания); возможности для осуществления коммуникации; графическое (визуальное) решение сайта, использование приемлемых цветовых решений; удобство использования (понятная навигация).

Учебные сайт и блог преподавателя вуза являются относительно новыми формами применения информационных и коммуникационных технологий в вузовской практике. Их образовательный потенциал довольно высок. Они могут служить средством доступа к учебно-методической литературе, размещенной как на самих сайте и блоге, так и в электронном виде в сети Интернет, ссылки на которые представлены в данных образовательных документах; для организации сетевого взаимодействия, общения педагогов со студентами и аспирантами, применяться как элемент системы электронного обучения. Мы в данный момент акцентируем внимание на их когнитивной, коммуникативной и интерактивной функциях.

Цель исследования: использование новых форм информационных и коммуникационных технологий в учебной, учебно-методической и научной работе преподавателя вуза.

Все студенты в настоящее время используют различные службы (сервисы) сети Интернет в образовании. При оценке студентами своей работы в различных видах учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации образования (подготовке рефератов, презентаций по теме доклада при выступлении на семинаре; коллективной работе по методу проектов; использовании учебников и учебных пособий по психологии и педагогике, представленных в сети Интернет для подготовки к зачетам и экзаменам; тестировании в сети Интернет на соответствующих образовательных порталах и т.п.) они отмечали (усредненные данные студентов различных факультетов): практически 100 % – использование WWW, МS Word; 90 % – MS PowerPoint; 49 % – E-mail; 14 % – скайп; 12 % – социальные сети (В контакте). Только 8 % студентов использовали в учебно-познавательной и творческой деятельности личные блоги. Практически никто не отмечал применение в образовательном процессе блога и сайта преподавателя конкретной учебной дисциплины [3, 5].

Объектом исследования в данной работе являются сайт и блог преподавателя вуза как элементы сетевых коммуникаций. Каждый из них имеет свой диапазон возможностей для реализации учебной, методической и научной деятельности педагога, организации совместной с будущими бакалаврами, магистрами, аспирантами как репродуктивной, так и творческой деятельности. Предмет исследования – содержание и принципы функционирования сайта и блога преподавателя психолого-педагогических дисциплин в вузе.

Нами разработаны сайт и блог преподавателя педагогики и психологии вуза, как элементы сетевых коммуникаций в его профессионально-педагогическом пространстве, связанные друг с другом гиперссылками. Сайт и блог преподавателя психолого-педагогических дисциплин вуза являются своего рода его электронными портфолио.

Основные цели сайта: демонстрировать сложную систему связей между продуктами репродуктивной и творческой деятельности преподавателя вуза; представлять результаты его как научно-методической, так и исследовательской деятельности; совместной, коллективной творческой работы со студентами и их индивидуально-творческой работы под руководством педагога; способствовать развитию компетентности в области использования современных информационных и коммуникационных технологий как у обучаемых, так и у преподавателей [6].

Структура сайта представлена в виде дерева, состоящего из страниц трех уровней. Панель навигации содержит ссылки на страницы первого и второго уровня, а также на блог автора и карту сайта. На панели представлены: пиктограмма – статистика, указывающая число публикаций и ссылок на работы автора в научной электронной библиотеке (eLIBRARY) и используемая как гиперссылка для перехода на страницу публикации автора в электронной библиотеке; гиперссылка на портал вуза, где работает преподаватель; счетчик посещений сайта.

Содержание сайта. Основными страницами сайта являются: «Об авторе сайта», «Учебная работа», «Учебно-методическая работа», «Научная работа», «Информация для аспирантов», «Информация для студентов».

На странице «Об авторе сайта» указаны его научная степень, должность, место работы; данные по кандидатской и докторской диссертациям; охарактеризованы педагогическая и учебно-методическая деятельность; обозначены почетные звания, награды.

На странице «Учебная работа» размещен список подстраниц по отдельным учебным дисциплинам, на которых представлены материалы для студентов, результаты их творческой деятельности; данные о порталах и сайтах педагогической и психологической направленности, об использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании. Страница «Учебно-методическая работа» содержит следующие подстраницы: «Учебно-методическая работа автора сайта» – учебные, учебно-методические и методические пособия, практикумы, учебно-методические комплексы; аннотации к ним, часть из которых – в полнотекстовом режиме; «Методические материалы на портале ННГУ им. Н.И. Лобачевского»; «Ссылки на учебные и учебно-методические работы других авторов». При переходе по гиперссылкам на тексты учебных и учебно-методических пособий отмечаем, что электронные адреса сайтов и порталов, указанные в них, активны и позволяют: переходить на соответствующие порталы и сайты; изучать содержание или выполнять указанные в учебном пособии задания; возвращаться к тексту учебного пособия.

Наиболее полно представлена научная работа автора сайта (рисунок).

Список подстраниц: монографии, статьи в журналах, рекомендованных ВАК по педагогике (статьи в журналах Вестников Нижегородского университета, статьи в других журналах); статьи в РИНЦ, сборники научных статей; материалы научных конференций различного уровня, скомпанованные по временным периодам. На подстранице «Монографии» представлены изображения обложек монографий автора, данные для ссылок, аннотации к монографиям. Ряд монографий – в полнотекстовом режиме. На странице «Статьи в журналах, рекомендованных ВАК по педагогике» и ее подстраницах – данные для ссылок на статьи автора и возможность их просмотра, возможность перехода на сайты журналов для скачивания статей, в случае, если они заинтересуют посетителей сайта автора; аннотации и ключевые слова на русском и английском языках.

Ключевые слова работают как гиперссылки и «направляют» на список статей с данным ключевым словом в научную электронную библиотеку «eLIBRARY». На подстранице «Статьи в РИНЦ» обозначены статьи, опубликованные в журналах, включенных в eLIBRARY, но не входящие в список ВАК, часть из которых – в полнотекстовом режиме (переход по гиперссылке). На подстранице «Сборники научных статей» – статьи автора, опубликованные в сборниках научных работ. Подстраница «Материалы научных конференций» имеет список из еще пяти дополнительных подстраниц (научные конференции по временным периодам), в которых указаны публикации автора в сборниках статей, научных трудах, материалах научно-практических, научно-методических конференций различного уровня (международных, всероссийских, межвузовских). В дальнейшем планируется их полнотекстовое размещение.

На странице «Информация для аспирантов» находятся ссылки на подстраницы: «Авторефераты диссертаций, выполненных под руководством автора сайта» (таблица, в которой указаны: названия авторефератов диссертаций (переход по гиперссылкам на полнотекстовый режим для просмотра); цель, объект и предмет исследования; сроки, диссертационный совет и место защиты данной диссертации; представлен автореферат докторской диссертации автора сайта); «Полезные ссылки» (порталы и сайты сети Интернет).

На странице «Информация для студентов» размещены учебники и учебные пособия по учебным дисциплинам «Педагогика», «Общая психология», «Психология и педагогика», имеющиеся в сети Интернет; планы семинарских занятий, к которым в этот промежуток времени происходит подготовка студентов; вопросы к зачету и экзамену по учебным дисциплинам, которые изучаются в данном семестре; тестовые задания (доступ к которым осуществляется по паролю, предоставленному преподавателем).

Навигация предполагает переход на блог автора сайта (как и обратный переход). Как сайт, так и блог предполагают свое развитие и расширение в процессе дальнейшей работы автора. В настоящее время блог автора содержит пять страниц: «Главная страница», «Последние научные публикации», «Методические материалы», «Полезные ссылки», «Вопросы и ответы» которые находятся в стадии наполнения содержанием. Имеются гиперссылки на сайт автора, на публикации автора в электронной библиотеке, несколько ссылок на часто используемые сайты; форма для связи; архив блога; счетчик общего количества просмотров блога.

kruch1.tif

Скриншот страницы «Научная работа» автора сайта

Если сайт преподавателя в большей степени статичен, то блог – динамичен. В нем осуществляются постоянные контакты преподавателя со студентами, аспирантами, с коллегами по работе в вузе и исследователями по проблематике научных исследований автора в нашей стране и за рубежом. Учебно-познавательная деятельность происходит наиболее эффективно, если студенты выполняют под руководством преподавателя различные виды как репродуктивной, а в большей степени творческой деятельности в сети электронных коммуникаций, которые сопровождаются высказыванием своих точек зрения, обсуждением отдельных элементов разрабатываемых электронных педагогических продуктов.

Каковы принципы функционирования сайта? К определению принципов работы сайта, с нашей точки зрения, может быть несколько подходов, поскольку он является многофункциональным. Первый подход связан с организацией учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов. Во-первых, поскольку сайт имеет ярко выраженную учебную направленность, то для его успешного функционирования к материалам, размещаемым на нем, необходимо предъявлять требования научности, доступности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных возможностей всех категорий обучаемых. Во-вторых – обеспечение единства учебной и научной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов. В-третьих – сближение самостоятельной творческой работы обучаемых и научно-исследовательской работы преподавателя (принцип креативности). Второй подход определяется профессионально-педагогической направленностью сайта и его мобильностью. Поскольку сайтом будут пользоваться не только студенты, магистранты дневного отделения университета, но также и вечернего, заочного, дистанционного (эти подразделения университетов быстро развиваются), аспиранты, то в его работе необходимо применять принцип интерактивности. Как это осуществлять? Необходимо разрабатывать различные варианты реализации интерактивности при работе с сайтом и блогом, находить оптимальные для различных категорий обучаемых (например: организация обсуждений в блоге, использования электронной почты, средств общения в режиме реального времени).

Принципами функционирования сайта и блога преподавателя психолого-педагогических дисциплин вуза являются также (адаптированы положения, высказанные Е.Д. Патаракиным) следующие [9]: открытость и доступность (коллеги по работе обучаемые могут использовать представленные на сайте и в блоге образовательные и научные продукты: в учебной (студенты, магистранты, аспиранты), педагогической (преподаватели кафедр психолого-педагогической проблематики), научно-исследовательской деятельности (аспиранты)); полимедийность (возможность добавлять на сайт и блог не только текстовые документы, но и другие формы цифровых образовательных объектов, на которые опирается его профессионально-педагогическая деятельность); возможность многократного использования электронных продуктов, представленных на сайте и в блоге; персонифицируемость выставленных на сайте и в блоге электронных продуктов учебного назначения и научно-исследовательской деятельности; соответствие электронных учебных продуктов, представленных на сайте преподавателя психолого-педагогических дисциплин вуза и его блоге, Федеральному государственному образовательному стандарту (по соответствующему направлению подготовки) и др.

Имеет место следующий подход к формулированию принципов повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности преподавателя при применении сайта и блога. Принципы: оперативного донесения информации, систематического обновления информации, многогранного освещения информации, информационно-содержательного наполнения, размещения средств для реализации обратной связи, рефлексии результата использования педагогом новых средств организации профессионально-педагогической деятельности [8]. Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности преподавателя вуза предполагает: инициативность и добровольность (отмечается, что попытки руководителей отдельных вузов обязать профессорско-преподавательский состав вести персональные веб-страницы не привели к более успешной организации учебно-познавательной деятельности студентов); направленность на достижение целей и решение задач учебного процесса; соблюдение законодательства и этических норм. Н.А. Егорова отмечает, что данная форма работы эффективна только при наличии желания самого преподавателя этим заниматься, когда ему есть что сказать своим ученикам [1].

Выводы

Сайт и блог преподавателя вуза мы рассматриваем как элементы сетевых коммуникаций. Использование сайта и блога преподавателя вуза является средством формирования у студентов когнитивного и коммуникативного компонентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Электронное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, каким по сути и являются сайт и блог преподавателя вуза, способствует повышению качества как аудиторной (при чтении лекций-визуализаций; использования презентаций при чтении докладов студентов на семинарских занятиях, консультациях для студентов и аспирантов и т.п.), так и самостоятельной работы студентов при учете условия их выполнения – личностно-деятельностного, интерактивного общения студентов и преподавателя с использованием новых видов информационных и коммуникационных технологий. Однако, виртуальные коммуникации не могут полностью заменить непосредственное «живое» общение преподавателя со студентами и аспирантами, а расширяют возможности его профессионально-педагогической деятельности.