Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF EDUCATIONAL PRESENTATIONS IN THE FORMATION OF HISTORICAL CONCEPTS FROM MENTALLY RETARDED PUPILS

Olkhina E.A. 1 Yudaeva Y.S. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin
2568 KB
The article analyses the results of the research work, the aim of which was to study the specifics of forming historical concepts in children with mental retardation. Relying on the methodological apparatus studies were identified and selected diagnostic tools, stating experiment, developed and tested a series of lessons using educational presentations for 7–9 classes special (correction) School of VIII kind. Analysis of the data revealed the characteristic difficulties of forming historical notions of this category of children, offer ways to overcome gaps in knowledge by means of the use of educational presentations. Proven its positive role in improving the methodology of history teaching and improving the quality of mastering historical knowledge of mentally retarded children. The necessity of the further consideration of the issue of research in order to optimize the work of the teacher in this direction.
training presentation
historical concepts
children with mental retardation

Овладение системой понятий, отражающих существенные признаки изучаемых явлений, составляет основу исторической науки и одновременно определяет трудную задачу для учителя истории. Формирование единообразных, четких и адекватных исторических понятий у учащихся требует от педагога значительных усилий. Наиболее сложно данная задача решается в специальной (коррекционной) школе VIII вида, где история помимо образовательного значения несет в себе колоссальный коррекционный и воспитательный потенциал. В процессе усвоения исторических знаний умственно отсталые школьники испытывают значительные трудности, связанные со спецификой их познавательной и интеллектуальной деятельности, крайне бедным жизненным опытом, низким уровнем осведомленности о явлениях общественной жизни и пр. [2, 4, 7].

По мнению исследователей, исторические представления и понятия детей с умственной отсталостью характеризуются фрагментарностью, узостью, неточностью, порой искаженностью. Наиболее трудно, по мнению П.Б. Пузанова, понимаются учащимися исторические понятия, обладающие высокой степенью обобщенности и абстрактности, отражающие имущественные и социальные отношения, передающие характерные черты той или иной исторической эпохи [8]. В диссертации Смирновой Л.В. указано, что уровень сформированности у умственно отсталых учащихся некоторых понятий с предметным содержанием носит в основном «житейский» характер, а качественный анализ высказываний свидетельствует об их фрагментарности и бессистемности [9].

Стоящая перед учителем проблема формирования единообразных и определенных понятий у всех учеников в курсе истории России решается чрезвычайно сложно и в силу того, что контингент умственно отсталых школьников крайне разнообразен по уровню освоения программного материала, степени самостоятельности, успеваемости и пр. Осложняет ситуацию для педагога необходимость отобрать и ранжировать понятия, подлежащие обязательному изучению [5, 6, 7]. В связи с этим следует подчеркнуть, что один параграф может содержать несколько понятий. В качестве примера следует привести анализ понятийно-терминологической наполняемости программы истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида (таблица).

Понятийный аппарат курса истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида

класс

тема

Изучаемые понятия

7

Роды и племена восточных славян и их старейшины

семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, старейшина

Славянский поселок

поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань

8

Присоединение к Российскому государству Поволжья

порох, ясак, караул,

Покорение Сибири

казаки, круг, атаман, остроги

9

Первая русская революция

демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады

Реформы. Социалистические и либеральные партии

манифест, конституция, депутат, курия

Многообразие терминов и понятий ставит перед педагогом-практиком множество вопросов об эффективных путях, средствах и способах формирования исторических понятий. Историк испытывает острую потребность в новом программно-методическом обеспечении данного направления работы. Нуждается в надежных экспериментальных данных, раскрывающих специфику их усвоения умственно отсталыми школьниками. В своем педагогическом поиске учитель истории может опереться на труды известных отечественных исследователей в области специальной методики преподавания истории Н.П. Долгобородовой, А.М. Капустина, Б.П. Пузанова, О.Г. Зориной и др. В работах С. Анохина и И. Зверева дается описание методики формирования исторических понятий у учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе решения познавательных задач [1]. Однако научно-методических разработок, учитывающих специфику современной категории детей с умственной отсталостью, недостаточно [2, 3, 4, 5, 7, 8].

Нуждаются в серьезном расширении и научном обосновании приемы и методы обучения истории в специальной (коррекционной)школе VIII вида с учетом современных требований. Как показывает практика, доминирующими на уроке являются устные методы преподавания, а чаще всего монолог учителя. Данный подход не обеспечивает качество усвоения исторических знаний и значительно снижает учебную мотивацию умственно отсталых учащихся [5, 7]. Напротив, доказано, что вариативность методов, среди которых существенную роль играют информационные компьютерные технологии, положительно влияет на эффективность уроков. Их применение в обучении истории умственно отсталых детей еще не стало предметом специального изучения, что делает настоящее исследование актуальным.

Актуальность проблемы и ее практическая значимость определили цель данного исследования – оценить эффективность использования учебной презентации в процессе формирования исторических понятий у умственно отсталых учащихся 7–9 классов. Круг задач настоящей работы определяется логикой и этапами исследования:

1. Систематизировать накопленные в специальной педагогике и психологии данные по изучаемой проблеме.

2. Изучить особенности и трудности формирования исторических понятий у умственно отсталых учащихся.

3. Разработать серию уроков истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида с применением учебной презентации.

4. Оценить эффективность применения учебной презентации в процессе формирования исторических понятий у умственно отсталых учащихся.

Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Н. Новгорода. В ней приняли участие 34 учащихся 7–9 классов с легкой степенью умственной отсталости. Основу эксперимента составил разработанный нами опросник, а также наблюдения за школьниками на уроках истории, беседы с учителями и анализ школьной документации. В опросник вошли задания в тестовой форме, на соотнесение и определение понятия по картине. Все вопросы были ориентированы на понимание и знание учащимися основных терминов и понятий, умение соотнести их с конкретной исторической эпохой.

На основе полученных данных нами была составлена краткая психолого-педагогическая характеристика испытуемых. Она позволяет констатировать, что учащиеся 7–9-х классов обучаются по программе В.В. Воронковой, предусматривающей 1 час истории в неделю. Успеваемость по данному предмету – достаточно проблемная зона и составляет в 74 % случаев отметку «удовлетворительно». 22 % детей занимаются по истории на оценку «хорошо» и 4 % на «отлично». Согласно данным, полученным в ходе беседы с учителем, исторические представления учеников можно характеризовать как неточные и зачастую неверные. Умственно отсталые школьники не могут понять отдаленность и длительность исторических событий, определить элементарные причинно-следственные связи, сформировать целостный исторический образ.

Наблюдения за учащимися на уроке показали их низкую познавательную активность и невыраженное стремление к самостоятельному выполнению заданий. Крайне неохотно дети отвечали на поставленные вопросы. Из-за бедного словарного запаса и малого исторического терминологического словаря детям наиболее сложно давались устные ответы. При повторении пройденного материала многие дети с умственной отсталостью затруднялись дать определения понятиям и часто воспринимали их как новые и ранее не изучавшиеся. В результате можно указать, что школьники демонстрировали незнание важных исторических событий, о которых неоднократно проводились беседы на различных школьных мероприятиях (в том числе на классных часах, праздниках), а также и других уроках гуманитарного и естественно-гуманитарного циклов. Трудности в формировании знаний по курсу истории России объясняются тем, что исторические факты не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей остаются просто абстракцией.

Посещение уроков истории России в течение учебного года ряда нижегородских специальных (коррекционных) школ VIII вида позволило констатировать, что основным методом преподавания предмета является устное изложение материала с крайне ограниченным набором предъявляемой наглядности. Использование информационных компьютерных технологий встречается редко, что во многом объясняется отсутствием адаптированных для данного контингента детей наглядно-дидактических пособий и компьютерного программного обеспечения. Учебные презентации создаются учителями истории самостоятельно и не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к наглядности в рамках олигофренопедагогики.

Учебный материал, заимствованный из сети Интернет, часто не соответствует исторической достоверности и изобилует лишними деталями, что значительно осложняет восприятие прошлого нашей страны умственно отсталыми учащимися. Учебная презентация часто не соотносится с объемом изучаемого материала, не выдерживается в логике урока и рационально не сочетает в себе иллюстративный и содержательный компоненты. На практике учебная презентация сводится к набору слайдов с картинами исторической тематики.

Беседы с учениками позволили выяснить, что для 37 % детей сложным на уроках истории является работа с датами, которые они не могут запомнить и соотнести с событием. 26 % школьников затрудняются ориентироваться в исторической карте и путают обозначения и направления. 28 % обучающихся затрудняются работать с учебником истории и наглядными пособиями. Им тяжело ориентироваться в содержании параграфа учебника, найти нужный абзац, предложение, ответы на вопросы. При работе с иллюстрацией или наглядностью, по словам детей, они не всегда понимают смысл изображенного, нелегко придумывают рассказ по сюжету картины. Только 9 % детей уточнили, что выполнять творческие работы им особенно тяжело. Они объясняют это тем, что они плохо рисуют и/или не любят рисовать, лепить, делать поделки, макеты и пр. Для остальных детей творческие задания считаются наиболее привлекательным видом учебной деятельности и представляются им в основном в виде срисовывания чего-либо. Уделяя большое внимание внешним атрибутам, дети утверждают, что им нравится срисовывать с образца «интересные картинки». При этом знания по истории в 92 % случаев школьникам нравится получать от учителя в виде рассказа, не прикладывая к этому собственных усилий. Только 8 % детей указали, что любят смотреть исторические фильмы и читать.

Результаты опросника наглядно демонстрируют низкий уровень усвоения исторических понятий, который даже к 9 классу не удовлетворяет программным требованиям. Так, только 16 % семиклассников смогли дать правильное, но неполное определение понятию «династия», предусмотренному программой. Печенеги в представлениях 58 % школьников – это варяги, а в 26 % – славяне. Особую сложность у учеников вызывало осмысление определения «княжеская дружина», включающего в себя два сложных для умственно отсталых учеников понятия. В процессе исследования было установлено, что семиклассники с умственной отсталостью имеют неточные, неполные (40 % учеников), а также искажённые и абсолютно неверные (60 %) представления об исторических личностях. Наиболее трудным для детей стало понимание содержания понятия «царь». Его школьники аттестовали как «главного человека», как «президента», «начальника в стране». Понятие «Крестьянин» укладывалось в представление о том, что: «Это мужик, у которого есть коровы. Он ездит на лошади»; «Это такой колхозник, который не хочет жить в городе. Он бедняк». В 8 классе 80 % учащихся не смогли раскрыть содержание понятий «патриотизм» и «казна». В 9 классе (83 % обучающихся) аналогичная ситуация повторилась при повторении понятий «интервенция» и «ликбез», 73 % затруднились определить, что такое «двоевластие» и «реформа». Подводя итоги по результатам опроса можно констатировать, что большинство умственно отсталых детей не могут раскрыть сущности и содержания изучаемого понятия, провести сравнения и аналогии, соотнести его с конкретным историческим периодом или событием. Умственно отсталые ученики неправильно устанавливают простейшие причинно-следственные связи и зависимости исторических событий. Обладают крайне ограниченным терминологическим словарем и испытывают значительные трудности при использовании его на практике.

Полученные данные убедили нас в необходимости провести формирующий эксперимент, основу которого составила серия уроков с использованием учебных презентаций. Нами были уточнены требования к составлению презентации и методика работы с ней. Предложены конспекты уроков для 7 классов с использованием учебной презентации. В презентационный материал входили не только специально отобранные и адаптированные наглядно-дидактические пособия, но и различные приемы работы с терминами и понятиями, проверочные тесты и задания, схемы и таблицы, облегчающие усвоение программы. В презентации кратко излагались основные моменты изучаемого материала, который сопровождался рисунками, схемами, фотографиями, картами и пр. Наглядный материал и его звуковое оформление позволяли «погрузить» учащихся в изучаемую эпоху, создать возможность эмоционально откликаться на исторические события.

Презентация создавала возможность предложить обучающимся информацию в нужный момент, акцентировать их внимание на существенных деталях, более рельефно показать сходства и различия изучаемых явлений. Применение презентации значительно экономило время учителя и учеников за счет выведения необходимых сведений, определений, плана урока, домашнего задания на слайдах.

Исторические понятия фиксировались на слайдах, ученикам предлагалось воспроизведение терминов сопряжённо и отражённо. Чтобы раскрыть значение понятия, детям предлагалось подобрать синонимы (например, приход к власти – начало правления), найти трактовку термина в учебнике, рассмотреть изображения, в том числе репродукции картин. Например, широко использовался иллюстративный материал при работе над словосочетаниями «снаряжение крестоносцев», «военная дружина», «битва», «монгольские лучники» и др.

Применение презентационного материала позволило качественно изменить восприятие сложной для умственно отсталых детей исторической информации, в том числе и за счет включения в урок виртуальных экскурсий. Являясь важным способом формирования точных исторических представлений и понятий, презентация облегчает процесс запоминания материала и делает урок интересным. Она расширяет вариативность и качество применения наглядности в учебном процессе. Повышает эффективность урока и оптимизирует процесс усвоения исторических знаний школьниками с умственной отсталостью. За счет визуализации абстрактной информации и динамического представления исторических процессов открывается возможность частично преодолеть склонность умственно отсталых учащихся к чувственному усвоению исторических знаний.

По итогам контрольного эксперимента отмечалась положительная динамика в качестве усвоения исторических знаний умственно отсталыми учащимися. Наблюдения за детьми на уроках истории показывали повышение интереса к предмету, когда на уроке использовалась учебная презентация. Дети становились более внимательными при изучении нового материала, меньше отвлекались на посторонние вещи. Охотнее отвечали на вопросы учителя и проявляли активность при выполнении заданий, предложенных в учебной презентации. Данные опросника, проведенного в конце учебного года, показали, что ответы умственно отсталых детей становились более полными и развернутыми у 24 % воспитанников. Сократилось количество детей, дающих неверные ответы.

Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме использования учебной презентации на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида доказало свою состоятельность. Активное использование современных ТСО способствует более качественному усвоению исторических понятий, наиболее сложно формирующихся у детей с умственной отсталостью. Учебная презентация способствует росту учебной мотивации школьников.