Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REGIONALIZATION OF MATHEMATICAL EDUCATION IN SPIRITUAL AND NORAL FORMATION OF THE YOUNGER

Ivanova A.V. 1 Bugaeva A.P. 1
1 North-Eastern Federal University M.K. Ammosov
2544 KB
Historical experience of formation and development of our multinational country indicates that the most important means of formation of civil society, strengthening of its unity and integrity are the moral and spiritual foundations. For spiritual-moral development of rising generation of regionaliza-tion is of great importance. In specific conditions of Russia with its territory and re-ginalization – an objective necessity. The problem of regionalization of education are attracting increasing attention. Regionalization of education is coming: first, from the identity of the specifics of each subject country that contributes in the formation of the human adaptation to the specific conditions of life and work; second, the integrity of the Russian educational space, where the given conditions of life of each region, there is a single direction in the development of education; third, collaboration, dialogue of cultures that define the natural person to be included in the scope of universal practical qi and life.
regionalization
pedagogy
moral education
moral values
citizen and patriot of the motherland
ethnic culture
national culture
the culture of peace

Разрешение глобальных проблем человечества в значительной степени связано с усилением духовного компонента в содержании воспитательно-образовательной деятельности, проводимой государством, обществом, семьей и образовательными учреждениями. На протяжении двух-трех последних лет наблюдается повышение социального статуса воспитания, усиливается внимание к духовно-нравственному становлению подрастающего поколения, что находит отражение в государственных документах. Однако существенных изменений в становлении процесса духовно-нравственного воспитания молодежи пока не произошло. Необходимость уделять особое внимание данной проблеме продиктована современной социокультурной ситуацией, для которой характерны следующие моменты: социальная нестабильность, утрата этических устоев общества, разнородность и противоречивость ценностного пространства.

Современное образование призвано вооружить подрастающие поколения не только научным мировоззрением, компетентностью, но и должно передать ребенку духовно-нравственные, ценностные основания бытия. Приоритет воспитания над обучением («обучающее воспитание») подчеркивали видные русские философы: И.А. Ильин писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное…», В.В. Зеньковский утверждал, что «основная нить педагогического процесса лежит на путях воспитания». Автор культурно-исторической концепции Л.С. Выготский подчеркивал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». С точки зрения К.Д. Ушинского, основой образования человека является непосредственно нравственное воспитание: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».

Огромное значение для формирования нравственных ценностей имеет направленность на воспитание гражданина и патриота своего Отечества – России и любовь к своей малой родине:

– воспитание любви к своей Родине, раскрытие ее культурных, исторических, географических особенностей, отражение ключевых дат и событий жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц;

– воспитание уважения к историческому прошлому и культурному наследию.

Мы полагаем, что в современных условиях необходимо обеспечить усвоение школьниками духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры: этнокультуры, общероссийской культуры и культуры мира.

С этой позиции содержание духовно-нравственного развития необходимо наполнять и рассматривать в аспекте:

– национальной идеи (воспитание человека в тесной связи с его национальными корнями – языком, культурой, обычаями, традициями, менталитетом своего народа);

– поликультурности (приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культурам, осознание себя личностью, являющейся составной частью общемирового человеческого единства);

– идеи народности (воспитание учащихся в духе уважения и любви к Отечеству, ответственности за судьбу своей страны).

Под регионализацией образования подразумевается учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей в содержании и организации деятельности системы образования. Отдельные проблемы данного вопроса изучены достаточно обстоятельно. Исследования регионального характера в сфере образования оставили свой след в истории отечественной и зарубежной науки. Регионология как одно из направлений исторической науки стала складываться в России еще в первой трети ХIХ в., тогда же появилось понятие «местная история» (К.Н. Лебедев). Проблема изучения зависимости характера образования от региональных условий представлена в педагогическом наследии В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского: она получила отражение в концепции народного воспитания, основу которой составляет опора на родной язык, природное и социальное окружение учащихся.

Целенаправленная региональная образовательная политика призвана раскрыть творческий потенциал народностей и наций, особенность и индивидуальность каждой республики в общероссийском и мировом образовательном пространстве, соединяя в себе особенное и общее, общечеловеческие и национально значимые ценности. Реализация в жизнь эффективной государственной политики регионализации в сфере образования продиктована как имеющимися в стране значительными природными, экономическими, демографическими различиями, так и необходимостью сбалансированного развития территориальной, производственной и образовательной системы каждого региона, превращения образования в мощный фактор социокультурного развития.

В основе регионализации математического образования лежат следующие принципиальные положения, выделенные нами:

1. В условиях активных интеграционных процессов в мире возрастает значение возрождения культуры каждого народа.

2. Ориентация в образовании на народный идеал человека, широкое использование народных средств обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.), активное использование эмпирических знаний и представлений народа обнаруживает их педагогическую и психологическую универсальность.

3. Регионализация образования позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, общественное стремление к расширению сферы функционирования родного языка, и в то же время является базой для восприятия общероссийских и общечеловеческих ценностей.

4. Регионализация образования обеспечивает учет в педагогическом процессе социокультурной среды, особенностей природно-географических, этнографических, исторических, религиозных и народно-хозяйственных особенностей региона, определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса, выступая жизнесмыслами.

5. Основу регионализации образования как педагогической проблемы составляет опора на основные принципы дидактики: обеспечение преемственности меж- и внутрипредметных связей обучения; организация и управление познавательной деятельностью учащихся на основе интеграции; принципы культуросообразности и природосообразности, принцип этнопедагогической направленности [1, с. 57].

Мы в своем исследовании базируемся на следующих концептуальных подходах к регионализации в образовательной сфере. Регионализация образования предполагает:

1. Активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя общепланетарного сообщества людей вообще и конкретного этноса и жителя определенного региона, в частности;

2. Развитие образовательной сферы национального региона с учетом культурного богатства не только доминирующего, но и других народов региона;

3. Воспитание интернационального сообщества на основе мультикультурного образования.

Существует мнение, что при обучении точным наукам использование национально-регионального материала затруднено. Действительно, содержание гуманитарных предметов дает широкий простор для внедрения этнокультурного компонента. В современном образовании актуальна проблема разработки условий воспитывающего потенциала математики, реализуемых в учебном процессе.

Правильное использование текстовых задач и бесед воспитательной направленности даёт возможность успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. В этом плане по тематике содержание математического образования можно сгруппировать следующим образом:

– задачи, нацеленные на формирование духовных интересов школьников, воспитывающие способность воспринимать эстетическую красоту, чувство меры, пропорцию, четкость, аккуратность (к такому виду задач, как правило, относятся задачи геометрического характера);

– задачи, воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам;

– задачи экологической направленности: на раскрытие вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального использования, восстановления и приумножения природных богатств; на воспитание чувства любви к животным, бережного отношения к растительному миру; на охрану и заботу о них;

– задачи, воспитывающие этические нормы поведения, заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим, оказание помощи пожилым людям, задачи на проявление эмпатии к окружающим;

– задачи на воспитание здорового образа жизни, познание своего организма.

Большим резервом для духовно-нравственного воспитания учащихся является составление задач, но прежде чем дать задание, необходимо рассказать ученикам, как составляются задачи, что они могут быть на производственную, сельскохозяйственную или бытовую тематику, правдивыми и содержать математический смысл. Учащиеся должны знать, что бывают задачи с недостающими или лишними данными в условии, встречаются задачи-рисунки, задачи-загадки, задачи-сказки, задачи-доклады и т.д. При их составлении можно обратиться к справочной литературе: энциклопедиям, журналам, справочникам, использовать сведения и наблюдения из окружающего мира, советы родных, теле-, радиопередачи и другие информационные ресурсы. Составление задач – трудоемкое занятие, чтобы облегчить процесс, можно показать методику составления задач, связанных с фольклором народа, включая этапы: тема – фольклорный материал – сюжет – образ – выбор формулы действия – составление условия задачи.

Задачи с краеведческим содержанием, связанные с фольклором народа, окружающей средой ребенка, должны как можно шире, всесторонне охватить ее, чтобы обогатить образный мир ребенка, сформировать ценностные ориентации. Рекомендуем использовать:

– вводные беседы с целью ознакомления, разбора и уточнения содержания предназначенных для решения задач;

– групповую работу, так как народные задачи решались сообща, с совместным анализом, обсуждением, методом «мозгового штурма»;

– составление задач по определенной теме, например, связанной с особенностями природных условий региона с традиционной трудовой деятельностью, предметами быта народа, изобретательских задач;

– внеклассную работу по математике (проведение по мотивам народных сказок, сюжетов олонхо, с использованием элементов устного народного творчества, народных обрядов, песен, прикладного искусства, развивающих творческие способности);

– интеграцию таких предметов, как математика, окружающий мир, рисование, музыка, технология.

Систематическое включение в содержание математического образования эмпирических математических представлений и знаний народа саха, использование персонажей якутских сказок, задач-сказок, национальных игр на смекалку, элементов краеведения вооружает учителя возможностью использовать активные и нестандартные формы на уроках математики; стимулирует развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного мышления у школьников, расширяет сферу функционирования родного языка.

Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Региональный компонент не подменяет российский, являясь органической его частью: он, с одной стороны, обогащает содержание образования, эффективно влияя на содержательное усвоение материала учащимися, способствует не только повышению качества знаний, но и воспитывает любовь и уважение к своему народу, бережное отношение к природе родного края, формирует нравственные ценности и качества.

Теперь покажем, как вышесказанное реализовывалось при изучении отдельных тем математики в начальной школе:

– при изучении темы «Натуральные числа» широко использовали математические диктанты, примеры с числовыми данными о Республике Саха (Якутия) (исторические, географические, климатические, природные условия);

– «Отрезок. Длина отрезка», «Многоугольник» – старинные якутские меры длины, планировка зимних и летних построек, их конструктивные особенности, декоративные элементы, якутский орнамент, основанный на треугольниках, четырехугольниках и т.д.;

– «Знаки меньше, больше» – примеры на сравнение из якутских сказок, сказок-загадок, стихов, легенд, олонхо;

– «Сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел» – задачи, отражающие трудовую жизнь населения, достижения науки, техники, искусства;

– «Площади фигур» – старинные якутские меры и способы измерения площадей, практические работы на вычисление площадей из опыта работ мастеров народов саха, воспитывающие чувство эстетической красоты, понятие пропорциональности, четкость, аккуратность;

– «Простые и составные задачи» – составление и решение сюжетных задач, связанных с жизнью и бытом народа (коневодство, рыболовство, охота, скотоводство, кузнечное дело), на тему охраны окружающей среды, животного и растительного мира, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты.

Применение национально-регионального компонента требует от учителя творческого подхода, использования активных и нестандартных форм проведения занятий, что делает математику с ее понятиями, законами и свойствами активной помощницей в воспитании духовных ценностей младших школьников.

Для приближения старшеклассников к реальной жизни Севера при изучении темы «Функция» можно ввести понятие функции как результат наблюдений различных связей, взаимозависимостей в природе и жизни человека на Севере, предложить учащимся чтение графиков, описывающих процессы таяния и промерзания в вечномерзлых грунтах, в метеонаблюдениях за окружающей средой и т.д.

По теме «Многоугольники» можно рассмотреть применение многоугольников в прикладном искусстве народов Севера, в конструировании паркетов, панно и т.д.

При изучении темы «Преобразование фигур на плоскости» ознакомить школьников с орнаментами народов Севера, на этой основе рассмотреть различные виды преобразований геометрических фигур на плоскости. Затем предложить задания на конструирование орнаментов с помощью различных видов движений: симметрии, поворотов, параллельных переносов. После рассмотреть подобие геометрических фигур и картографию.

После изучения темы «Декартовы координаты на плоскости» можно предложить учащимся выявить область применения координат и векторов в практической и производственной деятельности на Севере и решить задачи, содержащие данные из ближайшего окружения учащихся.

При изучении стереометрии опереться на элементарные стереометрические знания северных народов и рассмотреть на этой основе их влияние на быт, организацию труда и жизни народов Севера; изучить применение геометрических тел в быту, строительстве, прикладном искусстве народов Севера, провести практические работы с использованием местного материала. Например, можно предложить вычислить объем той или иной якутской народной посуды (деревянной, кожаной, берестовой, глиняной) и объяснить назначение каждого вида посуды, обосновать, почему именно из того или иного материала (например, почему кумыс пьют из чорона, изготовленного из дерева) и т.д.

Необходимо ввести решение задач с использованием статистических данных, краеведческого материала и результатов измерений в ходе различных практических работ на местности; на различные виды движения с использованием региональных видов транспорта, на работу с учетом потребностей производства в регионе; на процентное содержание и части с использованием данных по горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Севера и т.д.

Таким образом, гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонента способствует достижению высокой степени абстракции посредством практического применения математической теории, эффективно влияя на содержательное усвоение материала учащимися, тем самым позволяет подготовить подрастающее поколение к реальным условиям жизни с учетом положений народной педагогики и традиционных воззрений.

Содержание математического образования в контексте регионализации, как показали результаты, способствует преодолению отрыва обучения в школе от жизни; расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств; развитию патриотических чувств, любви к родине, как к малой, где родился, так и к стране в целом; обеспечивает знакомство с особенностями региона, страны, а также приобщает детей к национальной культуре родного народа, выступает фундаментом для взаимодействия с культурой других народов, мировой культурой. В условиях активных интеграционных процессов содержание образования должно опираться как на общечеловеческие достижения, так и на этнонациональные ценности. Не растратить, сохранить свое «Я», интеллектуальное, национальное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования.