Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ACTIVE METHODS OF TRAINING AS MEANS OF OVERCOMING THE LANGUAGE BARRIER (ON A DISCIPLINE EXAMPLE «INFORMATICS»)

Nikolaev A.M. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «M.K. Ammosov North-Eastern Federal University»
1471 KB
The article presents the results of the application of active learning methods in the discipline «Computer science» as a means to overcome the language barrier, which tested students come from areas of the Republic of Sakha (Yakutia). The language barrier was determined by two issues – difficulty in conveying information to the interlocutor in Russian and complexity in the perception of information in Russian from the interlocutor. In past it was considered the level of fear of public speaking, and scores on the score-rating system. To identify the effectiveness of the chosen methods are the results of study of discipline «Computer science» for the period of training before the first control slice (fall semester) in the direction of «Vocational training (by industry)» among the branches of «Computer Science», «Economics and Management», and «Transport» in the period from 2013 to 2015.
the republic of sakha (yakutia)
the language barrier
active learning methods
project method
lecture-discussion
the defense presentation
didactic game
cloud computing
web-portfolio

В последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается высокий уровень урбанизации. По данным Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Саха (Якутия), начиная с 2006 года урбанизация составляет в среднем 0,31 % в год [4]. Этот фактор существенным образом вносит свои коррективы в деятельность образовательных учреждений.

Статистика приемной комиссии Северо-Восточного федерального университета показывает, что в 90-е годы доля городских студентов Педагогического института составляла более 60 %, в последние годы этот показатель не превышает 28 % [5]. Особенность городских студентов заключается в свободном владении русским языком, в то время как студенты-выходцы с районов Республики испытывают трудности при общении на русском языке.

Социологический опрос, проведенный среди студентов по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» среди отраслей «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление», «Транспорт» с 1 по 3 курс, выявил, что более 41 % респондентов, будучи студентами первого курса, испытывают трудности при общении на русском языке. Связано это с высоким показателем общения (более 71 %) на родном языке в домашней обстановке, в кругу общения с родственниками, друзьями и в учреждениях начального (среднего) образования районов Республики. Однако при этом результаты опроса на мотивацию профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А.А. Реана показывают высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации студентов на всех курсах обучения.

Основываясь на положительной мотивации студентов нами выдвинута гипотеза: организация методики обучения дисциплине «Информатика» при помощи активных методов будет способствовать снижению уровня языкового барьера студентов-выходцев с районов Республики.

В качестве активных методов обучения выбраны метод проектов, лекция-беседа, защита презентации и дидактическая игра. Принципы метода проектов также выбраны в качестве технологии организации учебного процесса.

В основе метода проектов лежит идея постоянной направленности на результат через призму решения поставленной проблемы. При этом само решение поставленной проблемы дает толчок к развитию познавательных навыков, умению самостоятельно конструировать свои знания, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления [2]. Причем результат проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности, развивая, таким образом, умение управлять своими познавательными процессами, что должно сгенерировать процессы саморазвития студента.

Метод проектов применяется в группах обучения по отраслям «Информатика и вычислительная техника». Для сравнения результативности выбранного метода приведены результаты изучения дисциплины «Информатика» за период обучения до первого контрольного среза (осенний семестр) по отраслям «Экономика и управление» и «Транспорт», в период с 2013 по 2015 годы.

Обучение в группах отрасли «Транспорт» было организованно в классическом варианте, где преподаватель на лекционных и практических занятиях выступал в качестве транслятора информации. В качестве дополнительной самостоятельной работы студенты выполняют реферативную работу.

В группах «Экономика и управление» обучение также проводилось в традиционной форме, однако в качестве дополнительного инструмента отслеживания выполнения СРС применяются «облачные технологии». Реферативные работы выполняются согласно методу проектов и включают в себя создание сопровождающего презентационного материала и защиту «проекта» в группе.

Обучение в группах «Информатика и вычислительная техника» организовано полностью по принципу метода проектов. Для этого студенты разрабатывают веб-портфолио (сайт), на котором публикуют свои разработанные материалы. При этом роль преподавателя изменилась с транслятора информации на консультанта и менеджера по созданию проектов.

В нашем исследовании отлеживались две проблемы, связанные с общением – «Языковой барьер» и «Боязнь выступления перед аудиторией». Языковой барьер определялся по двум проблемам: сложность при донесении информации до собеседника на русском языке и сложность при восприятии информации на русском языке от собеседника. В «боязнь выступления перед аудиторией» также включено две проблемы – сложность выступления перед знакомой аудиторией (курсом) и выступление пред незнакомой аудиторией.

В качестве критериев результативности методики взяты уровень языкового барьера, оценка боязни выступления перед аудиторией, баллы по балльно-рейтинговой системе (БРС) за первый контрольный срез.

Метод проектов предполагает создание какого-либо проекта посредством определенной технологии. Исходя из этого, первоочередной задачей дисциплины становится требование «вооружить» студентов технологиями проектирования, где в нашем исследовании применяются облачные технологии и технологии конструирования веб-приложений. Для осуществления поставленной задачи первые занятия направлены на изучение выбранных технологий, после изучения которых идут модули программы дисциплины как при традиционной схеме построения последовательности занятий.

Для генерации саморазвития студентов применена технология «перевернутого обучения», концепцией которой является смена формы аудиторных занятий таким образом, чтобы студенты не только получали готовые знания от преподавателя, а предварительно добывали их сами.

В качестве подготовки к лекционному занятию студентам заранее дается СРС по разработке электронного конспекта. Ключевым условием при создании электронного конспекта является авторское написание терминов, определений и других опорных моментов по заданной теме. На контрольном срезе авторство проверяется через систему «Антиплагиат».

Во время «догоняющего» занятия лекция-беседа проходит в обсуждении изученного самостоятельно материала. При этом студенты вступают в диалог с преподавателем, практикуя разговорную речь. Для стимулирования студентов активность поощряется баллами БРС. В конце занятия студентам в качестве СРС дается задание по разработке презентационного материала и доработке электронного конспекта.

Следующее занятие проходит в виде защиты презентационного материала (проекта) в который входят демонстрация веб-портфолио (сайта), демонстрация электронного конспекта, демонстрация и защита презентационного материала. При этом студенты практикуют выступления перед аудиторией.

Защита презентаций организуется как дидактическая игра. Для этого создается счетная комиссия, в которую входит три представителя из числа студентов. Назначение проводится случайной выборкой, остальные студенты группы являются докладчиками. Докладчик демонстрирует свою презентацию в течение 3 минут, после дается 3 минуты, в течение которых студенты группы должны задать докладчику 3 вопроса. Комиссия организует ход защиты докладчиков по шести позициям, пять из которых: выполнение требований к презентационным материалам, полнота раскрытия темы, дизайн, выступление, ответы на вопросы. Шестая позиция – активность, где оценивается количество заданных вопросов и их смысловая нагрузка, оценка по данному критерию выставляется в конце занятия и выставляется каждому студенту. Смена ролей студентов позволяет развить умение прогнозировать результаты и возможные последствия проектной деятельности. Результаты обучения продемонстрированы в таблице.

Применение методов обучения дисциплине «Информатика» (профиль «Информатика и вычислительная техника»)

№ п/п

Профиль

Применение метода обучения

Языковой барьер на момент поступления

Языковой барьер

Боязнь перед аудиторией на момент поступления

Боязнь перед аудиторией

Средний балл БРС (1 Кср)

1

ИВТ

Активные методы обучения

41,67 %

31,55 %

1,93

2,86

25,48

2

ЭУ

Традиционный (с применением облачных технологий)

41,75 %

35,57 %

2,01

2,13

22,63

3

Транспорт

Традиционный

44,25 %

39,58 %

1,82

2,04

20,12

Результаты сопоставления данных показывают, что применение активных методов обучения при организации учебного процесса и проведении аудиторных занятий положительно сказывается на преодолении языкового барьера, боязни выступления перед аудиторией и на показателях БРС.