Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CREATION OF THE ELECTRONIC TEXTBOOK OF MODULAR STRUCTURE OF THE COURSE OF MATHEMATICS

Akimova I.V. 1 Titova E.I. 2 Burkina V.A. 2
1 Penza State University
2 Penza State University of Architect and Build
3886 KB
This article lights one of actual topics of modern pedagogics: use of information and communication technologies in training. The ICT combination to modular training does it even more valuable and significant. Authors suggest to use on classes in mathematics in higher education institution electronic textbooks. The fragment of this textbook is stated on the example of the Analytical Geometry module. The main components of the electronic textbook which are included in certain elements of structure of the module are allocated. All this finds evident reflection in article.
modular training
the electronic textbook
mathematics in higher education institution
1. Akimova I.V., Ermolaeva E.I. Organizacija modul’nogo obuchenija matematike studentov stroitel’nogo vuza pri ispol’zovanii informacionnyh obrazovatel’nyh resursov // V mire nauchnyh otkrytij. 2011. no. 8. рр. 83–95.
2. Akimova I.V., Ermolaeva E.I. Ispol’zovanie special’nyh programmnyh sredstv v matematicheskom modelirovanii // V mire nauchnyh otkrytij. 2012. no. 5.4. рр. 85–96.
3. Zhidkova A.E., Titova E.I. Rekomendacii dlja prepodavatelej po ispol’zovaniju tehnologii modul’nogo obuchenija // Molodoj uchenyj. 2014. no. 2 (61). рр. 756–757.
4. Titova E.I., Chaprasova A.V. Nekotorye aspekty izuchenija modulja «Analiticheskaja geometrija» // Molodoj uchenyj. 2014. no. 3 (62). рр. 1032–1034.
5. Romankova A.A., Titova E.I. Proektirovanie modul’noj struktury kursa vysshej matematiki // Molodoj uchenyj. 2014. no. 7. рр. 556–557.

Модульное обучение ‒ одна из применимых технологий в высших учебных заведениях. Она позволяет порционно давать изучаемый материал с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. В данной работе нам хотелось бы показать, что эффективность организации модульного обучения будет выше благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий. Применительно к курсу математики в техническом вузе нами был разработан электронный учебник, реализующий структуру модуля по теме «Аналитическая геометрия». С данным средством выполняется работа студентов 1 курса в рамках изучения предмета «Математика».

pic_4.tif

Рис. 1. Разработка электронного учебника

Данный электронный учебник был разработан в программе «AuthorWare», использует все встроенные механизмы системы: работу с меню, ссылками, встроенную систему тестирования.

Разработанный электронный учебник содержит следующие составляющие.

1. Цели и задачи модуля.

pic_5.tif

Рис. 2. Работа программного средства «Аналитическая геометрия»

2. Структура модуля, по которой будут работать студенты.

pic_6.tif

Рис. 3. Вид программного средства со структурой модуля

3. Содержание теоретического, практического блока и блока с типовым расчетом.

pic_7.tif

Рис. 4. Содержание программного средства для различных блоков

4. Блок входного контроля содержит тест для повторения соответствующего материала школьного курса планиметрии и стереометрии.

pic_8.tif

Рис. 5. Вид входного теста, содержащегося в программном средстве

Результаты теста сохраняются в текстовом файле и потом могут быть просмотрены преподавателем.

Блок входного контроля в модуле «Аналитическая геометрия» реализуется через повторение соответствующего материала школьного курса планиметрии и стереометрии, вводную проверку знания определений основных понятий, формул и теорем с целью диагностики уровня сформированности системы знаний, необходимых для изучения данного модуля.

Теоретический блок краткого изложения содержит в себе перечень основных тем модуля, наглядно представленных обучающимся в виде структурных схем. Выделим основные темы модуля «Аналитическая геометрия»:

Векторы, линейные операции над векторами;

Скалярное, векторное и смешанное произведения;

Приложения векторов;

Прямая на плоскости;

Кривые второго порядка;

Прямая и плоскость в пространстве;

Поверхности второго порядка.

Практический блок модуля «Аналитическая геометрия» содержит следующие задачи, описанные ранее:

1. Полюс полярной системы координат совпадает с началом декартовых прямоугольных координат, а полярная ось совпадает с положительной полуосью абсцисс. В декартовой прямоугольной системе координат даны точки М(0; 5), N(–3; 0), K(akimova01.wmf; 1), P(akimova02.wmf; akimova03.wmf), O(1; akimova04.wmf). Определить полярные координаты этих точек.

На заключительном этапе изучения данного модуля мы должны оценить полученные студентами знания, для этого в блоке выходного контроля реализуем контролирующий механизм, который выполняет диагностирующие функции. В модуле «Аналитическая геометрия» осуществляется текущий контроль в виде самостоятельных работ по каждой теме и итоговый – в виде типового расчета по всем темам модуля. После итогового контроля происходит анализ и подведение итогов достижения целей обучения, коррекция, определение перспективы дальнейшей работы.

pic_9.tif

Рис. 6. Вид практического блока учебника

pic_10.tif

Рис. 7. Вид блока типового расчёта

Представим итоговый типовой расчет по рассматриваемому модулю:

1. Даны три вершины А(3; –4; 7), В(–5; 3; –2) и С(1; 2; –3) параллелограмма АВСД. Найти его четвертую вершину Д, противоположную В, используя следующий алгоритм:

1) сделать чертеж;

2) найти координаты т. О – точки пересечения диагоналей параллелограмма;

3) воспользовавшись формулами координат середины отрезка.

Таким образом, использование модульного обучения в совокупности с применением ИОР при изучении курса математики позволило бы решить часть проблем, встающих перед первокурсниками. К примеру, огромный объём математической информации можно компактно представить в форме модулей, наличием которых решается и проблема отсутствия учебников и задачников. Проблему большой численности студентов на занятиях можно преодолеть обеспечив обучаемых индивидуальными программами и модулями и предоставив им возможность работать независимо от других, самостоятельно организовывая свою учебную деятельность в соответствии не только с требованиями программы, но и со своими способностями и потребностями. Разницу в уровнях базовой подготовки преодолеть путём проработки квалифицированно разработанного модуля, преемственности и разработки системы разноуровневых задач и упражнений.