Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1 1 1 1
1

В давние времена, в какой бы стране ни было, прежде всего, изучали родной язык, историю и географию. Этой проблеме посвящали свои труды русские классики. География относится древней и в то же время новой науке. Древней наукой считается потому, что география наука о земле, то есть ей столько, сколько и земле. Молодой наукой считают потому, что природные (естественные) и антропогенные явления постоянно меняются, обновляются [1].

Эта наука не только требует изучения, но и умеет излагать с помощью закономерностей, присущих только ей.

Проблема возникновения географии и изучения окружающей среды с точки зрения географии начиналась с тех пор, когда на свет появился первый человек. Доказательством этому могут послужить изображение на древних камнях и на бумагах папируса разнообразных трав и диких животных.

А с научной точки зрения нашли отражение в трудах Аристотеля (в 384-322 годы до нашей эры доказал, что земля имеет шарообразную форму), Гиппарх (использовал линию меридиан и параллели), Эратосфена (в своем труде «Географика» доказал, что земля шарообразна, осуществил географический обзор океанов и материков, а также некоторых населенных пунктов) Птоломея (в труде «Система мира» осуществил географический обзор земли, смог использовать математическим методом меридиан и параллели). Появилось множество разнообразных мнений о сущности и форме земли .

Наука география, достигшая некоторых успехов в древние времена, в средневековье оказалась в окружении противоречий, и застыла. Только во время Великих географических открытий встал на путь возрождения.

Древние сведения о казахской земле были собраны и развивались на основании караванных дорог, которые связывали страны Европы и Азии. В связи с этим с давних времен были известны письменные источники о местных природных и социальных объектах. Например, Герадот ( в V веке до нашей эры) в своих трудах приводит сведения о реках Урал, Джем, Сырдарья.

В IХ–Х веках арабские путешественники отразили на карте Аральское море и дали ей характеристику. А так же они знали про реки Сырдарья, Урал, Джем, Сагыз. Отличительной особенностью данной эпохи является то, что арабские исследователи, дав характеристику казахской земле, внесли свой вклад в формировании современных географических названий.

А также астрономические исследования Абу-Насра аль-Фараби дополнили сведения о казахской земле. Огромное географическое значение имела работа Махмуда Кашкари «Дювани лугат–ат турки». В данной работе ученый включил в карту многих объектов на нашей земле. А также он старался объяснить географические названия в Казахстане, связывая с природными особенностями [2].

В ХII веке итальянский путешественник П.Карпини и фламанец В.Рубрук дали характеристику пустыни, по которой они проходили. Они дополнили имеющиеся сведения о Каспийском море, а также собрали первые сведения об озерах Алаколь и Балхаш, Тарбагатае и Джунгарском Алатау.

Начиная с XVI века географические сведения о Казахстане стали отражаться в трудах Российских ученых. В конце XV века в начале XVII века вышел в свет интересная книга Кадыргалия Жалаири «Сборник летописи». В этой книге упоминаются названия, которые сохранились по сей день Талас, Сайрам, Жайык (Урал) и др .

В книге «Большая Схема», изданной в 1627 году, была дана полная характеристика структуры земли. В ХII веке заметно увеличились исследования русских путешественников, в результате которого территория Казахстана была отражена на карте и внесена в первый русский географический атлас С.Ремезова «Книга схем Сибири».

Сведения о географии Казахстана нашли отражение в книге «Топография Оренбурга» А.И. Рычкова, изданной в 1762 году. В 1768–1774 годы экспедиция П.С.Палласа и И.П.Фалька занимались не только накоплением информации, но и впервые дали научное объяснение природным свойствам данного края.

В 1832 году А.Н. Левшин в книге «Географическая характеристика Киргизо–казахской или Киргизо–кайсакской степи», впервые дал характеристику Казахской земле с дополнениями. В этот период были дополнены сведения об Аральско–Каспийском рельефе, климате, флоре и фауне.

В развитии географии Казахстана внесли свой вклад Российские ученые Л.С. Берг, П.П. Семенов Тянь-Шанский, Д.Л. Арманд, А.Г. Исаченко, Н.Н. Северцов, И.В. Мушкетов и др. Об исследованиях К.И.Сатпаева и Ш.Ш. Валиханова обязаны особо отметить [3].

Вопрос о привлечении подрастающего поколения к географии встал впервые в странах Западной Европы. Особенно Великие географические открытия стали причиной изучения географии молодежью. Это был тот период, когда в Европе вошла в повестку дня привлечение молодежи к изучению географии.

В России проблема изучения географии нашла отражение в работе славянского педагога Я.А. Каменского, был поставлен вопрос об изучении географии как отдельную дисциплину. Об этом говорится и в трудах К.Д. Ушинского. С тех времен география изучается в школе как физическая география, экономическая география и политическая география. С течением времени выявили, что наука география имеет мировое значение, она нашла свое место в казахской степи.

Начиная с 1955 года в Казахстане начал вести научно- исследовательскую работу сектор географии. Научные методисты сектора занимались только усовершенствованием содержания и методики обучения в школе физической и экономической географии Казахстана (М. Утемагамбетов, П.Д. Устименко, М.Ш. Ярмухамедов, Г. Конкашпаев, У. Казахбаев, О.О. Рутковский, Т. Рольник, А Бирмагамбетов и др). Под руководством служащих института начали подготовку учебников на казахском языке. 1959 году впервые на русском и на казахском языках были изданы «Физическая география Казахской ССР» М. Утемагамбетова, П.Д. Устименко (для 7 класса), 1960 году «Экономическая география Каз ССР» М.Ш. Ярмухамедова, Г. Конкашпаева стали ее изучать в школе. 1962 году в помощь учителю географии была издана хрестоматия по географии «Физическая география Казахстана» как методическое указание [4].

1972–1990 годы в целях улучшения и усовершенствования качества преподавания географических дисциплин была выполнена огромная работа. Были созданы программы по усовершенствованию содержания образования, была проведена работа по переработке учебно-методического комплекса для национальных школ.

С получением Независимости, в обучении географии Казахстана тоже появились новые веяния. Если до этого географию изучали по 2 часа, а потом только 1 четверть, то после Физическую географию Казахстана, социально-экономическую географию стали изучать по 68 часов.

1992 году научные сотрудники по области географии занимались научно-методическим обеспечением современной школы. В результате были опубликованы «Концепция изучения географии в школах Казахстана» (Е. Ахмедов и др.) и «Методические указания к преподаванию географии» (Е. Ахмедов, И.Исмаилова, К.Мамырова, Ш.Карибаевой).

1993–2002 годы были проведены ряд научных исследований, касающиеся изучения географии. Например, К. Мамырова, Р. Толегенова, Г. Тусипбекова, Г. Алибекова на тему «Научно-исследовательские основы инновации содержания и методов преподавания географии» К. Тлеубергеновой, «Методы организации СРС в процессе обучения географии Казахстана»; Р. Тулегеновой «Пути развития экологических знаний учащихся в процессе обучения физической географии», и других исследовательских работ.

В результате данных исследований были изданы: стандарт образования по географии; учебные программы для 5-9 классов по дисциплине география; авторские концепции учебников нового поколения.

Начиная с 2000 года Министерство образования и науки Республики Казахстан объявило конкурс на подготовку новых учебников и методического комплекса. В связи с этим вышли в свет учебники издательств «Атамура», «Мектеп», следующие учебники: А.Бирмагамбетова, К. Мамырова «Физическая география. Начальный курс», А. Бейсеновой, С. Абилжаминова, К.Каймулдинова, «Физическая география материков и океанов», Е. Ахмедова, Ш. Карибаева, Н. Карменова, Б. Асубаева «Экономическая и социальная география Казахстана» и др [4].

Следующая цель – привить знания по географии молодежи, будущие учителя географии для того, чтобы преподавать географию для начала преподаватели должны на уровне освоить тонкости географии.

Одним из недостатков в преподавании географии в высших учебных заведениях является нехватка учебников и учебно-методических пособий на государственном языке. Для решения данной проблемы преподаватели высших учебных заведений составляют учебники и учебно-методические пособия, по дисциплинам, которые сами преподают. Но это не решение проблемы. Поэтому в настоящее время подготовка учебников на государственном языке одна из актуальных проблем.