Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

1
1 Gerzen State Pedagogical University of Russia

Для активного включения российских вузов в инновационные процессы важнейшим условием является осознание того, что представляет собой результат различных видов деятельности университета (прежде всего образовательной и научно-исследовательской), который не просто востребован внешней средой, обществом в целом, но который университет может коммерциализовать, то есть «продать» конкретным потребителям. В современной литературе преобладает мнение, что в инновационной экономике вузы производят и предлагают потенциальным потребителям не только образовательные услуги, но и образовательные продукты.

Анализ научных источников позволил выделить различные аспекты понимания указанных понятий. Образовательная услуга трактуется как «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства [6]; процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю в рамках определенной образовательной программы, с целью удовлетворения потребностей потребителей, работодателей, государства [1].

Под образовательным продуктом понимается «систематизированная, конкретизированная, обобщенная учебным заведением в рамках конкретной образовательной программы (специальности) определенная сумма знаний, умений, навыков и компетенций» [3]; «совокупность … дидактических и программных материалов по определенной отрасли знания, которые потребитель приобретает и использует в целях повышения своего уровня профессиональной компетентности в той или иной сфере деятельности» [5]; вузовские изобретения, патенты, программы и результаты исследований, символика учебных заведений – наименование, логотип и т.п. [2].

Как видим, приведенные формулировки образовательной услуги и образовательного продукта во многом пересекаются, что по мнению автора, обусловлена двумя исследовательскими тенденциями, развивающимися в настоящее время в рассматриваемой области. Первая актуализирована опережающим развитием в структуре национального производства отраслей сферы услуг, появлением новых видов сервисной деятельности связана, усилением роли трансакционных издержек и необходимостью поиска новых путей повышения эффективности деятельности предприятий и организаций. Это нашло отражение в разведении понятий «товар» и «услуга». Вторая тенденция обусловлена накопленным опытом изучения особенностей организации трансакционных отраслей и содержательно представляет собой переход от понятия «услуга» к понятию «продукт», отражая комплексность услуги как явления, а также взаимосвязь ее функциональной и материально-технической составляющих.

Функциональная составляющая представляет собой сам процесс оказания услуги и обладает всеми ее классическими свойствами (неосязаемость, несохраняемость, субъективность оценки качества и пр.). Материально-техническая составляющая услуги ориентирует на необходимость в процессе ее предоставления использовать некоторое помещение и оборудование (например, специальную мебель, мультимедийное и лабораторное оборудование и пр.), а также материальный продукт (учебники и пособия, канцелярские принадлежности и пр.). Указанные особенности современных услуг и фиксируются такими понятиями как «набор», «пакет», и, наконец, «продукт». В научный оборот входят понятия как «туристский продукт», «банковский продукт», «страховой продукт» и, наконец, «образовательный продукт». Важно, что в образовательной сфере применение термина «продукт» кроме всего прочего позволяет нивелировать рыночный акцент в предоставлении образования, которое для многих все еще ассоциируется исключительно с общественным благом.

Обобщая вышеуказанное можно сделать вывод, что образовательная услуга – это процесс взаимодействия участников образовательного процесса (функциональная составляющая услуги), а образовательный продукт – это результат интеллектуальной деятельности работников университета, который создается для прямого или косвенного использования при оказании образовательной услуги. Следует также согласиться с теми исследователями, которые отличают образовательный продукт от продукта образования, к качестве которого рассматривается, сам обучаемый. Л.В. Журавлева подчеркивает, что «результат образования может не совпасть с продуктом, он – лишь та часть продукта, которую усвоил каждый ученик индивидуально» [4].

С учетом выше указанного в структуре рыночного предложения университетов необходимо выделить в нем три сектора:

– образовательные услуги, под которыми можно понимать реализацию образовательных программ различного уровня и продолжительности (от основных образовательных программ до краткосрочных тренингов),

– услуги сервисного характера (диагностические, консультационные и пр., не сводящиеся к образовательным),

– образовательные продукты, представляющие собой результаты интеллектуальной деятельности научно-педагогических работников университета и как особый вид интеллектуальной собственности при этом по месту создания можно различать образовательные продукты, методически обеспечивающие реализацию образовательных программ, и результаты научных исследований.

Итак, в инновационной экономике основной задачей университетов становится создание и реализация образовательных продуктов и услуг, инновационный характер которых определяется изменением требований со стороны потребителей всех типов: граждан – для возможности получения работы и обеспечения социального статуса и материального благосостояния, а также удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей; предприятий – для получения непосредственно продуктовых, технологических и организационных инноваций, а также специалистов, способных их генерировать; государства, выступающего носителем и гарантом общественных интересов в ускорении перехода к инновационному типу экономического роста.