Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

В зимний период экологическое состояние придорожных территорий в значительной степени определяется уровнем оперативного управления процессами содержания дорог. Скользкое состояние дорожного покрытия и использование химических противогололедных реагентов для восстановления его сцепных качеств приводят к значительной экологической нагрузке на окружающую среду. Совершенствование оперативного управления зимним содержанием дорог позволяет решить несколько важных для экономики государства задач – поддерживать необходимый уровень содержания автомобильных дорог с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения в сложных погодных условиях и перейти на ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии профилактики образования зимней скользкости.

Выбор управляющего воздействия в системе управления зимним содержанием автомобильных дорог зависит от множества дорожных и погодных факторов, а также от ресурсов, имеющихся в дорожной организации. Все стратегии работ по зимнему содержанию можно разделить на две группы: удаление зимней скользкости с дорожного покрытия переводом снежно-ледяных отложений в другое агрегатное состояние; удаление зимней скользкости механическим путем.

Эти группы операций различаются по показателям, приведенным в требованиях к уровню содержания дорог, применяемым технологиям работ, используемым материалам и техникой, временем проведения работ и их цикличностью. Для каждой из групп возможны как ликвидация, так и профилактика образования зимней скользкости.

Часть задач хорошо структурирована с заранее выработанным регламентом (процедурой) действия. К ним относятся задачи выбора технологий проведения работ в зависимости от погодных условий Эти процедуры могут быть описаны алгоритмом получения решения.

В системе организации работ по зимнему содержанию дорог есть и неструктурированные задачи, описание решения которых затруднено или невозможно. На сегодняшний день к ним относятся задачи прогнозирования состояния дорожного покрытия под воздействием изменения погодных условий. Эти задачи связаны с определением качественных характеристик – состояния дорожного покрытия, которые очень важны для организации зимнего содержания дорог, но процессы взаимодействия дороги и окружающей среды недостаточно исследованы и изучены.

Задачи прогнозирования состояния дорожного покрытия и выбора на этой основе стратегии производства работ относится к определенному классу производственной деятельности. Эти задачи базируются на информации с высокой степенью неопределенности. Основой решения этого класса задач является определенные потенциал лица, принимающего решения, его информированность, квалификация, интуиция. Однако при решении задач оперативного управления зимним содержанием дорог приходится не только анализировать дорожные условия, принимать во внимание имеющиеся ресурсы, но и перерабатывать погодную информацию, поступающую с датчиков дорожных метеостанций и от службы погоды. Даже специально подготовленному специалисту такие задачи трудны для решения. При принятии такого рода решений рутинные процедуры должны быть автоматизированы.

Выход из создавшейся ситуации позволяют найти специальные программные системы, сочетающие в себе как традиционные методы алгоритмической обработки данных, так и методы создания и использования баз знаний. Методологической основой решения таких задач являются новые информационные технологии, связанные с разработкой систем поддержки принятия решений (СППР). Это диалоговая автоматизированная система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования. Системы поддержки принятия решений окажут помощь специалистам в выборе технологических параметров для проведения работ по зимнему содержанию дорог в тех случаях, когда их собственных знаний и интуиции недостаточно. Такое положение безусловно будет наблюдаться при переходе от технологий ликвидации скользкости к технологиям предупреждения ее образования. Применения подобных систем позволит существенно снизить время принятия решения, перейти к технологии профилактики зимней скользкости.