Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Управленческий учет можно определить, как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку для осуществления управления, планирования и контроля за решениями. Эти процессы включают выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Различные российские ученые по-разному дают определения центру затрат. Наиболее развернутые и доступные представлены в следующей таблице.

Определения центра затрат

Автор

Определения центра затрат

Вахрушина М.А.

Подразделение предприятия, для которого установлена связь между затратами и действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов

Ивашкевич В.Б.

Исходное подразделение любого комплекса расходов, сгруппированных по местам возникновения

Лейкин Д.В.

Центр ответственности, менеджер которого контролирует затраты центра и несет за них ответственность.

Костормина

Структурное подразделение или группа подразделений предприятия, руководители которых отвечают только за затраты

Каверина О.Д.

Центр ответственности – сегмент организации, возглавляемый менеджером, группа или отдельный менеджер, осуществляющие деятельность, способные оказывать непосредственное воздействие на результаты этой деятельности, несущие ответственность и мотивируемые за результаты принимаемых решений в рамках возложенных на них полномочий.

Кондраков Н.П., Иванова М.А.

Центр затрат – это любая единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы.

Следует отметить, что процедуры и регламент управленческого учета в компании должны регулировать отношения по поводу информационного отражения осуществленных, текущих и планируемых хозяйственных операций, возникающие: внутри центра ответственности; между центрами ответственности; между центром ответственности и компанией; между центром ответственности и внешними контрагентами.

Организация учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности позволяет децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления, использовать специфические методы контроля расходов с учетом особенностей деятельности каждого подразделения, выявлять виновников непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повысить экономическую эффективность хозяйствования.

Существуют следующие центры ответственности:

Центр затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т. п.

Центр инвестиций – это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений.

Центры продаж включают подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом.

Центры прибыли представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние организации, торговые представительства, магазины фирмы.

Каждый центр ответственности обычно состоит из нескольких мест затрат и, кроме того, включает расходы, не имеющие четко выраженного места формирования.

После обособления центров ответственности и мест затрат предприятия для каждого вида расходов, за которые несет ответственность конкретный менеджер, определяют нормативную или максимально допустимую величину затрат. Их фактическую величину учитывают на основе первичных документов в абсолютной сумме или путем выявления и алгебраического суммирования отклонений от норм.

Деление предприятия на центры ответственности позволяет:

  • Использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия;
  • Увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;
  • Децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;
  • Устанавливать ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.

Организация учета и контроля по центрам ответственности для руководителей многих организаций представляется сложным и дорогостоящим мероприятием, но несмотря на это необходимо оценивать затраты на введение такой системы учета не абсолютно, а в сравнении с объемами деятельности организации. Как правило, эффект от внедрения такой системы превышает затраты на ее разработку и функционирование.

В настоящие время далеко не на всех предприятиях существует деление по центрам ответственности. На наш взгляд, внедрение системы центров ответственности и бюджетирования на российских предприятиях обеспечит оптимизацию затрат, повысит мотивацию менеджеров различного уровня и эффективность управления деятельностью подразделений и предприятия в целом.