Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Потери мощности в приводе металлорежущего оборудования складываются из потерь на трение в подшипниках NT’, мощности, затрачиваемой на трение скольжения в зубьях NT’’, и мощности, затрачиваемой на перекатывание зубьев друг по другу NT’’’:

masino18.wmf. (1)

Повышение КПД зубчатой передачи возможно при уменьшении величины NT’’ путем снижения скорости скольжения зубьев:

masino19.wmf, (2)

где FCK – сила трения скольжения; VCK – скорость скольжения.

Снижение скорости скольжения можно достичь путем рационального выбора коэффициентов смещения шестерни и колеса:

masino20.wmf (3)

где ω1, ω2 – угловые скорости шестерни и колеса; l – расстояние от мгновенного центра вращения в относительном движении колес до точек соприкосновения профилей.

После преобразований получаем выражение мощности трения скольжения зубьев:

masino21.wmf (4)

при этом masino22.wmf α=20° – угол исходного профиля; αw – угол зацепления; rb1, rb2 – радиусы основных окружностей шестерни и колеса; ra1, ra2 – радиусы окружностей вершин зубьев колес. Условие σН ≤ [σН] является ограничивающим фактором при подборе коэффициентов х1 и х2 с целью минимизации потерь мощности на скольжение зубьев NT’’.