Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Гостиничная индустрия – одна из быстро развивающихся отраслей мировой экономики, и Россия становится гармоничной частью этой системы. Культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Тем не менее, согласно мнению ряда экспертов, Россия в настоящий момент не является «прекрасно подходящей» для туризма страной. Так, согласно расчётам аналитиков Экономического Форума (МЭФ), прошедшего в Давосе в 2011 г., с точки зрения наличия туристских аттракторов, Россия занимает 30 место из возможных 139, при этом природные богатства нашей страны находятся на 5 месте, а объекты культурного наследия – на 9. В то же время с точки зрения важнейших инфраструктурных составляющих туризма: гостиниц и дорог, Россия не является «интересной» для туристов, занимая по критерию удобного транспорта и системы дорог 95 место, по уровню обслуживания в гостиницах и соответствия западным стандартам – 80, а по доступности цен – 105 позицию.

На сегодняшний день иностранные инвесторы в гостиничный бизнес интересуются не только рынком Москвы и Санкт-Петербурга, но и других регионов России.

Влияние развития гостиничных цепей на российскую экономику можно оценить, прежде всего, с социально-экономической точки зрения. Иностранные инвестиции, вкладываемые в развитие сетевых предприятий, оказывают положительное влияние на финансовое положение регионов и городов: образуются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Основным негативным моментом расширения деятельности гостиничных цепей в России является усиление конкурентной борьбы с местными предприятиями, которые зачастую проигрывают, что связано с менее эффективным менеджментом, отсутствием эффекта от масштаба и др.

Следует отметить, что гостиничные цепи являются на данные момент очень сильным катализатором развития гостиничного, а, следовательно, и национального туристского бизнеса, обусловленного обостряющейся конкуренцией, которая сказывается как на качестве услуг, так и на цене. Так же стоит отметить, что российский гостиничный рынок включается в глобальные процессы, однако, проникновения мировых гостиничных цепей на территорию нашей страны происходит очень медленно, многие проекты иностранных инвесторов реализовать так и не удалось.