Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Российский рынок строительной спецтехники, пострадавший во время экономического кризиса, за 2012 год не вернулся к прежним показателям. На рынке преобладает в основном отечественная продукция, доля которой в 2012 году составила более 80 %. Однако в последнее время отечественные производители видят главным своим конкурентом китайские компании, которые интенсивно выходят на российский рынок строительной спецтехники, и по прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет составят серьезную конкуренцию российским производителям. Основными поставщиками строительной спецтехники в 2012 году стали Украина, Германия и Южная Корея.

По данным службы государственной статистики, в России существует 4 предприятия по производству бульдозеров, 16 предприятий по производству экскаваторов и 3 завода по выпуску автогрейдеров. Рассмотрим подробнее рынок экскаваторов.

Экскаваторами называются землеройные машины,предназначенные для копания и перемещения грунта. Все экскаваторы в зависимости от использования рабочего времени для копания грунта делят на 2 группы: непрерывного действия – многоковшовые и цикличного действия – одноковшовые.

Многоковшовые экскаваторы обе операции – копание грунта и его перемещение – выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта.Таким образом, производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире вследствие их универсальности. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено:в основном их используют при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородными грунтами без каменных включений. По способу перемещения экскаваторы бывают сухопутные и плавучие.По конструкции ходового устройства сухопутные экскаваторы подразделяют на: гусеничные, колесные и шагающие(последнее применяют только в одноковшовых экскаваторах). Колесные экскаваторы легче, но при этом значительно мобильнее.Гусеничные экскаваторы мощнее колесных и удобнее при работе в условиях бездорожья.

Крупные заводы по производству экскаваторов: ОАО «Тверской экскаватор» нижнетагильское ОАО «НПК «Уралвагонзавод»; Саранское ОАО «Сарэкс»; ООО «Экскаваторный завод» «Ковровец» г. Ковров; ОАО «Елабужский автомобильный завод; ООО «Донецкий машиностроительный завод» (г. Донец Ростовской области). Эти предприятия выпускают экскаваторы объемом от 300 до2000 единиц в год. ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс» (г. Иваново) и ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» выпускают от 200 до 300 экскаваторов в год. Остальные 8 заводов выпускают от 10 до 100 экскаваторов за год.

Помимо продукции российских производителей, машины которых подготовлены к работе в суровых природных условиях, значительную долю на российском рынке составляют корейские экскаваторы Doosan концернаDaewoo, широкий выбор экскаваторов предлагает фирма Hitachi и Komatsu. Мощная система управления в этих машинах соседствует с простотой и технологичностью обслуживания. Кроме того, база смазочных материалов японской техники адаптирована к российским условиям. Большим спросом на российском рынке пользуются также недорогие,простые в использовании китайские экскаваторы фирмы SANY. Компактные машины от 19 до 30 тонн, с большим выбором навесного оборудования прочно занимают свою нишу на российском рынке экскаваторов.

Основной конкурентной стратегией отечественных производителей строительной спецтехники является сборка машин на базе отечественных шасси с применением иностранного оборудования, или же его основных узлов.Такой подход позволяет снизить цены техники в среднем на 15 % по сравнению с импортной. Рынок строительной спецтехники в последнее время активно развивается. Ежегодно прирост составляет минимум 30 %. Тенденция к росту на данном рынке наметилась еще в 2006 году, в связи с развитием строительной отрасли,увеличением объемов возводимого жилья и промышленных помещений.

Одним из основных факторов, влияющим на рынок строительной спецтехники, является сезонность. К зиме продажи снижаются,весной спрос повышается. На данный момент, по мнению ряда экспертов,наблюдается планомерное снижение спроса на рынке строительной спецтехники.

Данная сфера является сегодня перспективной для развития бизнеса, так как данная техника широко используется в строительстве и ремонте дорог. Большое количество потенциальных потребителей дает возможность фирмам не только удерживаться на рынке, но и увеличивать объем продаж.