Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

В лабораторных условиях прирабатывались подшипниковые сплавы, применяемые в ДВС. Нагружение производилось ступенями. В момент образования гидродинамического смазочного слоя на каждой ступени нагрузки регистрировались толщина слоя, коэффициент трения, температура слоя и частота вращения. Испытания проводились при скоростях скольжения 1,7 и 3,14 м/с, а также в режиме роста скорости до 4,0 м/с. Обработка результатов испытаний позволила установить общую зависимость толщины слоя h0 от пути трения L:

masi001.wmf (1)

На основе теории гидродинамической смазки толщина слоя в месте наибольшего сближения поверхностей определяется по уравнению:

masi2001.wmf (2)

где q – давление в подшипнике; w – угловая скорость; d – диаметр вала; D – диаметральный зазор; m – динамическая вязкость масла; l – длина под­шипника. На границе жидкостного трения hmin равен текущему значению суммарной высоты касающихся микронеровностей, изменение которой при приработке устанавливает зависимость (1). Совместное решение (1) и (2) дает формулу, преобразованную к удобному для практики виду:

masi3001.wmf (3)

где Т – тормозной момент; п – частота вращения; k – обобщенный постоянный коэффициент.

Условие (3) определяет нижнюю облегченную границу диапазона оптимальных соотношений Т и п, обеспечивающих сокращение продолжитель­ности приработки при безопасных по повреждаемости условиях. Анализ переменных величин показывает, что отношение T/n должно возрастать с убывающей скоростью по ходу проведения приработки. Данный вывод имеет важное значение при разработке режимов обкатки ДВС на практике.