Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 Minakhmetova A.Z. 1
1

Период обучения и первые годы работы – это важнейший этап становления специалиста, определяющий его профессиональные интересы, карьерные планы, позиции и стремления.

На современном этапе разработки проблемы диагностики, планирования и управления карьерой специалистов наметилась тенденция выхода на изучение более ранних стадий карьерного развития, в частности на обучение в вузе – как начального ее этапа [1]. В связи с этим актуальным становится вопрос готовности к карьере выпускников вуза, которая является залогом ее успешного планирования и построения.

До настоящего времени она остается в числе приоритетных направлений исследований в психологии, обнаруживая все больший спектр вопросов, нуждающихся в изучении. Одним из таких вопросов является карьерная готовность, ее детерминанты, динамика и возможность прогнозирования. В связи с этим актуальными становятся исследования готовности к карьере, которая является залогом ее успешного планирования и построения.

Одной из приоритетных задач кадровой службы является создание краткосрочной системы анализа качеств выпускника – молодого специалиста, позволяющих оценить его карьерный потенциал, выстроить систему мотивации труда и создать благоприятные условия для удовлетворения его карьерой [3].

Потенциальные личностные и организационные способности выпускников можно рассмотреть через категорию «карьерная готовность» [2].

Целью данной работы является исследование карьерной готовности студентов.

Методологическими основами настоящего исследования являются работы C.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева в рамках субъектно-деятельностного подхода, диспозиционная концепция, представленная в работах В.А. Ядова, О.С. Советовой, психологической готовности к деятельности в работах С.С. Ильина, Л.A. Кандыбович, исследования феномена карьеры в трудах отечественных авторов и работах зарубежных ученых, это работы С.В. Рудаковой, A.M. Шевелевой, Д. Сьюпера, Э. Шейна.

В работе использовались методика изучения потребности достижения (ПД), разработанная Ю.М. Орловым; шкала субъективного благополучия (ШСБ), адаптированная М.В. Соколовой; методика изучения карьерных ориентаций («Якоря карьеры») Э. Шейна.

Диагностика влияния мотивации достижения на эффективность деятельности показала, что студенты обладают стремлением к улучшению результатов, настойчивостью в достижении своих целей, стремлении добиться своего, во что бы то ни стало, но они недостаточно сформированы и выражены.

Исходя из результатов исследования карьерных ориентаций, можно утверждать, что студенты педагогического вуза хотят быть мастерами своего дела, ищут признания своих талантов. Для них главное – остаться на одном месте жительства. Выпускники считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе.

Основными показателями субъективного благополучия студентов являются значимость социального окружения, физическое и душевное самочувствие, собственная активность. Также студенты характеризуются низкой изменчивостью настроения, положительной оценкой здоровья и слабой напряженностью, чувствительностью.

По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что карьерная готовность студентов характеризуется взаимосвязью двух основных компонентов эмоционального и мотивационного. То есть студенты потребность в достижении реализуют через профессиональную компетентность, сформированную в вузе. Студенты реализуя свои профессиональные компетентности стремятся к достижениям, но при этом не чувствуют эмоциональной стабильности.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что у студентов педагогического вуза карьерная готовность не сформирована.