Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Абсолютно у каждого человека существуют определенные мотивы, помогающие ему на пути к цели. Однако мотивационная сфера каждого уникальна, хотя и могут встречаться некоторые сходства.

Мотивация – это активность, побуждающая к действию. Мотивы всегда определяют направленность личности.

Мотивация к учению может показать, насколько у учащегося сформированы его собственные цели, какие он ставит перед собой задачи, и на каком этапе их реализации он находится в данный момент.

Межличностные отношения «завязываются» и развиваются в основном посредством различных видов общения. В каждой группе существует определенная иерархия таких отношений, которая показывает, на какой ступени находится каждый член. Однако такая иерархия не всегда явно прослеживается. Сторонний наблюдатель, не включенный в группу, не всегда может правильно определить, насколько положительна или отрицательна атмосфера определенной группы.[1, с. 381]

Как известно, в каждой группе существуют лидеры, «отверженные» и наиболее влиятельные члены. В подростковой группе эти позиции наиболее «шатки» и недолговременны. Это во многом зависит и от специфики данного возраста и от различных внешних факторов. К внешним факторам можно отнести педагогический состав, успеваемость отдельных членов по некоторым предметам, «удаленность» от родительской опеки, отличные от обычных школ требования, регламентация времени. Эти и многие другие факторы кому-то помогают раскрыться и достичь определенных успехов, а кого-то наоборот, сковывают, загоняя в рамки. Поэтому в группах появляются так называемые «звезды» и «отверженные». Исследованиями в сфере межличностных отношений занимались многие ученые, такие как В.П. Вахтерев, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.Н. Мясищев, Б.С. Волков, В.С. Мухина, Дж. Морено, Л. Лири и т.д. [3, с. 43].

На протяжении длительного периода времени, ученые исследователи рассматривали проблемы мотивации к учению и межличностных отношений учащихся с различных сторон. Мотивы непременно будут меняться – у разных поколений людей они будут различны. Межличностные отношения всегда будут носить непредсказуемый характер и также претерпевать изменения.

Объектом исследования являются личности учащихся 8 класса Кропоткинского кадетского казачьего корпуса им. Трошева.

Предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации к учению и межличностных отношений.

Гипотеза: мы предполагаем, что мотивация к учению и межличностные отношения взаимосвязаны.

Цели:

1) выявление межличностных отношений в классе;

2) диагностирование мотивации к учению;

3) разработка методических рекомендаций для улучшения качества общения в классе и повышения мотивации к учению.

Задачи:

1) подбор методик для проведения исследования;

2) измерение степени сплоченности/ разобщенности в группе;

3) диагностика мотивации к учению.

Выборка исследования: учащиеся 8 класса в количестве 23 человек (мальчиков), в возрасте 14-15 лет.

Методики: «Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено», «Оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)», «Изучения мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы(для учащихся 8–9-х классов)» [2, с. 50, 77, 80].

Ход исследования. На первом этапе мы применили методику Диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено, целью которой является диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий/ антипатий между членами класса. При обработке результатов в классе были выявлены
5 лидеров, практически не взаимодействующих между собой и 2 «изгоя». Большинство учащихся занимают нейтральное положение в классе.

Также, оказалось, что в классе существуют группировки. Это объясняется объединением подростков по каким-либо интересам. Существование «изгоев» объясняется неуспеваемостью по предметам, неподобающим поведением или противостоянием лидерам.[2, с. 79]

На втором этапе применялась методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). При анализе результатов выяснилось, что в классе «царит» дружеская, благоприятная атмосфера. Такого мнения придерживаются 87 % учащихся (20 чел.); 13 % (3 чел.) считают, что в классе напряженная атмосфера.[2, с. 80].

На третьем этапе применялась методика изучения мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы. При обработке результатов оказалось, что у 52 % учащихся (12 чел.) высокий уровень мотивации учения, у 48 % учащихся (11 чел.) нормальный или средний уровень мотивации учения. Анализ данных по этой методике также показал, что у учащихся данного класса довольно сильным является личностный смысл учения и преобладают мотивы, направленные на познавательную сферу.[2, с. 53]

На четвертом этапе был проведен корреляционный анализ Спирмена, позволяющий установить взаимосвязь мотивации к учению и межличностными отношениями.

Р = 1 – (6∑ а2)/(n3 – n),

где ∑ – сумма, а – разность номеров или рангов, n – количество.

Получив значение Р = 0,99, мы можем утверждать, что между мотивацией к учению и межличностными отношениями существует взаимосвязь, так как показатель 0,99 приближен к единице. Это показывает высокую корреляционную зависимость.[1, с. 579]

Таким образом, мы установили, что мотивация к учению и межличностные отношения взаимосвязаны друг с другом, и интересно заметить, что в данном классе мотивация к учению довольно высока, при благоприятной атмосфере.

Также проводился небольшой эксперимент. Класс был условно разделен на 3 команды, и каждая команда должна была отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы. Мы заметили, что мотивация представилась нам как динамический процесс: сначала повысилась, так как существовала конкуренция. Но после эксперимента мы отметили тенденцию к снижению уровня мотивации к учению из-за напряженной атмосферы в классе.[1, с. 144]

Таким образом, мы можем сказать, что в данном классе работа в микрогруппах, при условии соревнования, значительно снижает уровень мотивации и возрастает напряжение в коллективе.

Что же необходимо делать классному руководителю, чтобы улучшить и совершенствовать межличностные отношения в классе и при этом сохранить или даже повысить мотивацию к учению?

Необходимо уделять внимание каждому ученику индивидуально, интересоваться его жизнью вне корпуса, его успехами. Даже если классный руководитель знает, что учащийся получил хорошую (плохую) отметку, все равно надо проявить искренний интерес. Учащиеся по-другому начнут вести себя, возможно, повысится самооценка, появится вера в себя. Ни при каких обстоятельствах не отчитывайте ученика при классе – это может агрессивно восприняться им, что впоследствии может снизить уровень мотивации к учению. Для сплочения класса необходимо давать различные коллективные задания всем учащимся, с распределением обязанностей и задействовать абсолютно всех; организовывать классные часы с играми, различными упражнениями. Деление класса на микрогруппы лучше всего производить так, чтобы они взаимодополняли друг друга. Вести оживленные дискуссии на различные темы, давая возможность каждому высказать свою точку зрения; организовывать различные походы, экскурсии, не требующие слишком больших затрат, чтобы класс не разделялся по принципу «богатые – бедные». Обязательно ставить перед классом общие цели, не забывая упомянуть: «один за всех – все за одного».

Реализация данных рекомендаций позволит улучшить атмосферу в классе и сохранить или даже повысить уровень мотивации к учению.