Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

1
1

Основной задачей представительных органов власти субъектов РФ является нормативное правовое регулирование предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметов ведения субъектов РФ [1]. Перечень целей, задач и объектов деятельности представительных органов субъектов РФ постоянно изменяется и возрастает, что предъявляет повышенные требования к управлению деятельности представительных органов власти. Применяемые функциональные организационные структуры управления представительных органов власти не позволяют обеспечить требуемую гибкость и адаптацию к быстрым изменениям социально-экономических преобразований, что часто приводит к увеличению сроков разработки и принятия законодательных актов, а то и к их отклонению на стадиях рассмотрения и утверждения. Для повышения эффективности управления законодательной деятельностью целесообразно применить процессный и системный подходы к организации управления, установленные международными стандартами ИСО серии 9000. Данные подходы предполагают рассмотрение деятельности любой организации как системы взаимодействующих процессов, связанных целями организации. Однако в настоящее время отсутствуют методики применения базового стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» в сфере законодательной деятельности, поэтому исследования в данной области являются актуальными и значимыми для практического применения.

Опыт построения систем управления качеством в исполнительных органах государственной власти в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2008 имеется во многих странах: США, Японии, Франции, Великобритании, Германии, где более половины государственных органов сертифицировано на соответствие требованиям стандарта. Развиваются такие работы в Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Украине и др. [2, 3]. В регионах РФ в настоящее время такие работы проводятся не системно и только в отдельных службах органов государственной власти: например, в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославской, Вологодской и Нижегородской областях [4-6]. Таким образом, мировой тенденцией является внедрение систем управления качеством в органах государственной власти с целью повышения эффективности их деятельности, однако в РФ это направление совершенствования управления востребовано недостаточно.

Создать гибкую систему организации законодательной деятельности, реагирующую на требования времени, можно на основе выполнения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Однако из-за общего характера требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008, относящихся преимущественно к производственным организациям и предприятиям сферы услуг, необходимо решить задачу адаптации требований стандарта к области законодательной деятельности, как это сделано, например, для государственных органов исполнительной власти в стандарте ГОСТ Р ИСО 52614.4-2007.

С целью повышения эффективности управления законотворческой работы разработан проект создания системы менеджмента качества законодательной деятельности представительного органа власти региона на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Создание современной системы управления качеством в представительном органе власти региона на основе стандартов ИСО серии 9000 позволит:

1. оптимизировать процессы планирования, объективно оценивать результаты деятельности служб представительного органа власти;

2. создать стандарты и процедуры основных и обеспечивающих видов деятельности представительного органа власти;

3. уменьшить необоснованные затраты, в том числе, затраты времени;

4. формировать положительный имидж представительного органа власти.

Новизна и практическая значимость предлагаемых решений заключается:

В разработке системы взаимосвязи и взаимодействия всех видов деятельности представительного органа власти

В создании номенклатуры нормативных документов, регламентирующих систему управления качеством законодательной деятельности;

В повышении квалификации сотрудников представительного органа власти в области методов управления качеством.

С целью определения процессов системы управления качеством законодательной деятельности рассмотрим основные стадии принятия решений при осуществлении законодательной деятельности. Можно выделить шесть стадий принятия решений в законодательной деятельности, каждой из которых соответствует процесс системы управления качеством.

1 стадия: Изучение проблемы на основе получаемой информации от соответствующих органов государственной власти и гражданского общества.

Для осуществления этой стадии необходимо реализовать процесс ОП1 «Процессы, связанные с участниками законодательной деятельности», требования к которому содержатся в разделах 7.2,8.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.Основной целью процесса ОП1 является получение соответствующей информации, ее регистрация, обработка и передача в соответствующие службы представительного органа власти для применения в законодательной деятельности и принятия решений.

2 стадия: Определение значимых для общества целей законодательной деятельности.

Для осуществления этой стадии необходим процесс ПУ «Управление деятельностью представительного органа власти», требования к которому содержатся в разделах 5, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основным результатом этого процесса должны быть Политика в области качества законодательной деятельности и задачи в области законодательной деятельности на определенный период времени.

3 стадия: Постановка конкретных задач законодательной деятельности по отдельным направлениям.

Для осуществления этой стадии необходим процесс ОП2 «Планирование законодательной деятельности», требования к которому содержатся в разделе 7.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основным результатом этого процесса является план работы представительного органа власти

4 стадия: Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий предлагаемых законодательных решений.

Для осуществления этой стадии необходим процесс ОП3 «Разработка и экспертиза законов и правовых актов», требования к которому содержатся в разделе 7.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основной целью этого процесса является разработка проектов законов и правовых актов с обоснованием их цели, места в системе действующего законодательства, прогноза социально-экономических и других последствий их принятия.

5 стадия: Рассмотрение различных вариантов решений, выбор наиболее приемлемого предложения и его принятие.

Для осуществления этой стадии необходим процесс ОП4 «Законодательный процесс», требования к которому содержатся в разделах 7.5, 8.2.4, 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основной целью этого процесса является принятие закона, отвечающего требованиям времени (социальной, экономической, политической обстановке).

После процесса ОП4 выполняется регламентный процесс ОП5. «Учет, оформление, тиражирование, хранение и контроль исполнения законов», требования к которому содержатся в разделе 7.5.5 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основная цель этого процесса – доведение до заинтересованных юридических и физических лиц принятых законов и правовых актов.

6 стадия: Контроль и анализ результатов реализации законодательных решений.

Для осуществления этой стадии применяется процесс ОП1, с помощью которого представительный орган власти получает информацию о результативности принятия законов. Данная информация используется в процессах ПУ «Управление деятельностью представительного органа власти» и ОП2 «Планирование законодательной деятельности».

Кроме перечисленных основных процессов, составляющих основу законодательной деятельности, в системе управления качеством должны функционировать обеспечивающие процессы, цель которых создать благоприятные условия для выполнения основных процессов. К таким процессам, в первую очередь, относится процесс ВП1 «Управление документацией», требования к которому содержатся в разделе 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.Основная цель этого процесса – обеспечение документооборота представительного органа власти.

Необходимым условием эффективного осуществления законодательной деятельности является полное использование компетентности депутатов и сотрудников аппарата представительного органа власти, для чего необходим процесс ВП2 «Управление кадрами», требования к которому приведены в разделе 6.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основной целью этого процесса является обеспечение осведомленности и компетентности сотрудников представительного органа власти.

Для организации работы представительного органа власти требуется соответствующая инфраструктура, создание которой является целью процесса ВП3 «Финансово-хозяйственное обеспечение». Требования к этому процессу содержатся в разделах 6.3;6.4;7.4;7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Схема взаимосвязи процессов СМК законодательной деятельности представительного органа власти приведена на рис. 1, на примере Законодательного Собрания Владимирской области.

boluk1.wmf

Рис. 1. Схема взаимосвязи процессов системы управления качеством законодательной деятельности представительного органа власти

Учитывая нормативно-правовую направленность деятельности представительного органа власти, управление документацией имеет особое значение для информационного обеспечения деятельности представительного органа власти. Требования к управлению документацией системы управления качеством приведены в разделе 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.Документация системы управления качеством должна включать:

а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

б) руководство по качеству;

в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;

г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; а также записи.

Перечень обязательных документированных процедур системы управления качеством по ГОСТ Р ИСО 9001-2008:

а) управление документацией;

б) управление записями;

в) внутренние аудиты;

г) управление несоответствиями;

д) организация корректирующих и предупреждающих действий.

Для компьютеризации управления документацией системы управления качеством представительного органа власти разработана программа, предназначенная для распределения документов по соответствующим разделам стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Распределение документов по разделам стандарта осуществляется по классификации, приведенной на рис. 2. Приведенная классификация позволяет адаптировать требования ИСО 9001 к условиям осуществления законодательной деятельности.

boluk2.tif

Рис. 2. Классификация документации системы менеджмента качества Законодательного Собрания Владимирской области в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Программа позволяет классифицировать документы и компьютеризировать управление документацией системы управления качеством. Заполнение всех разделов приведенной классификации дает возможность сформировать руководство по качеству законодательной деятельности представительного органа власти. С помощью программы можно осуществлять идентификацию документов, введение их в базу документов, подразделение их по видам, формирование списка документов.

Заключение

Основные результаты представленной работы можно сформулировать следующим образом:

1. На основании анализа построения систем управления качеством в исполнительных органах государственной власти в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2008, существующих тенденций применения процессного и системного подходов при организации законодательной деятельности, а также требований к качеству законодательной деятельности, проведена адаптация требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 применительно к законодательной деятельности.

2. Определены типовые процессы, необходимые для организации и управления законодательной деятельностью, исходя из анализа основных стадий принятия решений в ходе законодательной деятельности. Разработана обобщенная схема взаимосвязи процессов системы управления качеством представительного органа власти.

3. Разработана компьютерная программа управления документацией системы управления качеством законодательной деятельности, позволяющая классифицировать документацию в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008.