Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Kovdrashova E.V.

Работа действующих систем мониторинга автомобильных дорог сводится к обычному сбору информации и оперированию информацией. Это привело к поиску адекватных путей оценки состояния автомобильных дорог в районах лесозаготовок с целью эффективного управления их качеством. В этой связи перспективной представляется научное обоснование и разработка интеллектуальной системы управления состоянием автомобильных дорог на региональном и муниципальном уровнях, способов её эффективной эксплуатации.

В связи с недостаточным научно-методическим обеспечением и отсутствием надёжных организационных механизмов внедрения, результаты огромного объёма данных мониторинга состояния лесовозных автомобильных дорог все ещё не находят оперативного применения, и не в полном объёме реализуются в практике управления состоянием автомобильных дорог. Современные информационно-аналитические системы мониторинга автомобильных дорог находятся в состоянии развития, и, несмотря на разнообразие и широкий спектр мониторирования недостаточно разработаны методы и алгоритмы системного анализа структуры информации и характеристик информационных потоков, системы диагностирования как основы разработки программ адекватной профилактики. Результаты многолетнего мониторинга состояния автомобильных дорог послужили основой для разработки информационно-аналитического сопровождения управления качеством автомобильных дорог. Актуальность задачи создания комплексированной системы добывания, сбора и обработки разнородной информации о функционировании автомобильных дорог в районах лесозаготовок обеспечивает обширные возможности своевременного выявления уязвимостей и угроз (дефекты, разрушения и т.п.), моделирования работы и прогнозирования их состояния.

Основным практическим результатом работы программного комплекса является разработка инструментальных средств анализа управленческих решений, применение которого при рассмотрении задач многокритериального выбора в условиях взаимной зависимости критериев и наличия качественных оценок позволяет снизить трудоёмкость анализа и повысить научно-техническую обоснованность принимаемых решений.

В рамках реализации предложенной системы решаются следующие фундаментальные задачи: формирование методики комплексной оценки качества автомобильной дороги с использованием интегральных показателей, позволяющих создать единую информационно-аналитическую модель состояния автомобильных дорог на региональном и муниципальном уровнях; разработка интеллектуальной (информационно-аналитической) системы как инструмента мониторинга, анализа и прогнозирования показателей состояния автомобильной дороги в виде законченного программного продукта; создание методологии оценки качества автомобильной дороги для совершенствования и оптимизации процесса принятия управленческих решений на основе имитационных и прогнозных моделей.

Требования к составу и параметрам технических средств уточняются по результатам макетирования программного комплекса. Требования к информационной и программной совместимости уточняются в ходе выполнения работ, в соответствии с научной концепцией организации и ведения работ по выявлению, анализу и прогнозированию состояния автомобильных дорог в районах лесозаготовок.

Работа выполняется в два этапа:

1 этап исследования - разработка концептуальных подходов к обоснованию и формированию интеллектуальной системы управления (информационно-аналитического сопровождения), а также разработка комплексной методики оценки качества автомобильных дорог с использованием интегральных показателей.

На этом этапе были получены следующие результаты: систематизирована первичная информация и преобразованы данные из отраслевых регистров в стандартные формы; сформированы электронные таблицы по базовым показателям; сформированы интеллектуальные базы данных для динамического мониторинга состояния автомобильных дорог;

2 этап исследования - создание единой современной информационно-аналитической системы мониторинга на региональном и муниципальном уровнях.

На этом этапе получены следующие результаты: сформированы интегральные показатели состояния автомобильных дорог; разработана экономико-математическая методика анализа, моделирования и оценки показателей качества автомобильных дорог; разработана картографическая визуализация полученных данных в виде «Электронного атласа состояния сети автомобильных дорог»; разработан «Программный комплекс информационно-аналитического обеспечения управления качеством автомобильных дорог на муниципальном и региональном уровнях» в виде программного продукта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бируля, А.К. Проектирование автомобильных дорог [Текст] / А.К. Бируля. - М. Авторансиздат, 1961. - 500 с.