Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Успешное развитие науки во многом зависит от критической переработки ее теоретического багажа, накопленного ею в прошлом. С этой целью в данной статье нами был использован исторический анализ половой дифференциации обучения в античный период.

Проблема пола интересовала человека в античный период, и хотя еще не рассматривались педагогические аспекты пола, наше мнение, что истоки педагогической теории половой дифференциации обучения необходимо искать уже здесь. Существовали разные взгляды древних ученых периода античности относительно половой дифференциации обучения. Аристотель рассматривал существование полов как случайность, не имеющая законного места в структуре мироздания. Рассуждая о роли мальчика и девочки в обществе, Аристотель приходит к выводу, что «первый по своей природе выше, вторая ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении». Согласно позиции Аристотеля, которая господствовала во всем античном мире, единственный смысл разделения полов заключается в рождении детей, а единственное назначение женщины - в вынашивании потомства. Платон в своих трудах «Государство», «Законы», «Пир» рассматривал проблемы пола, подошел к идее равноправия полов.

Появление христианства означало разрыв с языческой традицией противопоставления полов и подчинения женщины, как существа низшего по своей природе, мужчине. Высокая оценка женщины в христианстве - часть нового взгляда на смысл разделения полов, который уже не исчерпывается необходимостью рождения потомства и ведения хозяйства. Западное христианство развивалось во многом под влиянием идей Блаженного Августина, который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляет собой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне, но не оказало влияния на его физическую природу.

Говоря о Cредневековье, следует отметить концепцию пола, которую создал в своем произведении «О разделении природы» Иоанн Скотт Эриген, или Эриугена. Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы. Девочка (Ева) - эмоциональная часть природы, отделившаяся от духовно-разумной природы мальчика. Мальчик и девочка - две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.

В Средние века появляются и первые учебные заведения для девочек, в XIV в. во Флоренции были специальные школы, в чьи задачи входило воспитание дочерей ремесленников и обучение их ремеслу. В городской ремесленной среде девочки часто получали образование наравне с мальчиками. На данный период (XIV-XVI вв.) девочки получают возможность равного образования с мальчиками, приходящие учителя обучают как сыновей, так и дочерей.

В эпоху Просвещения Жан-Жак Руссо проанализировал подобие и различия полов и выделил различные нормы поведения для мальчиков и девочек. По мнению Руссо, равенство, подобие мальчиков и девочек заключается в их сходстве как биологических существ, представителей человеческого рода. В романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» он утверждал, что человеческая природа едина и во всем, что не относится к полу, девочка равна мальчику.

Английский философ Джон Стюарт Милль одним из первых выдвинул концепцию «полного равенства полов», которая включала юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. Он полагал, что господство мужчины над женщиной не является «естественным» и отмечал, что общество внушает людям, что «идеальный характер женщины должен быть диаметрально противоположен характеру мужчины...что назначение женщины - любить и забывать себя для любимого человека».

Таким образом, анализ работ данного исторического периода показывает неравное положение полов в обществе, преимущество мужского пола в виде привилегий, возможностей для развития, закрепленное бытующими в обществе представлениями о качествах, желательных для мужчины и женщины.