Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В современном обществе образование объек­тивно имеет огромное значение. Отсюда  очеред­ной этап поиска перспективных направлений его развития. А это тем более актуально, поскольку система образования в настоящее время выживает главным образом за счет внутреннего запаса прочности, созданного в прежние времена. Обра­зовательная сфера  один из самых традиционных социальных институтов. Проблема соотношения традиций и инноваций в этой области очень слож­на. Разрушить старую систему и создать новую, не использовав все лучшее, что нарабатывалось сто­летиями,  значит лишить страну будущего.

Инновационная деятельность в сфере образо­вания  предмет активного обсуждения в педаго­гической науке, где термин «инновации» исполь­зуется многозначно и довольно размыто, вплоть до создания иллюзии его банальности и общепо­нятности. Инновации в образовании  естествен­ное и необходимое условие его развития в соот­ветствии с постоянно меняющимися потребностя­ми общества [1].

Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики,  молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т. е. немногим более 15 лет назад. Сегодня педаго­гическая инноватика находится в стадии становле­ния и эмпирического поиска. Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педа­гогических новшеств, их оценке и освоении педа­гогическим сообществом,, использовании и приме­нении на практике. Интерактивное обучение  спо­соб познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного про­цесса : обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способно­стей учащихся , их взаимодействия [2].

Урок с использованием интерактивных техно­логий, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия, имеет ряд пре­имуществ: урок проходит в оптимальном темпе, этапы урока имеют логическую связь, сочетаются различные виды учебной деятельности; ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу, разнообразные виды и формы занятий обеспечива­ют занятость всего класса, позволяет учащимся проявить себя; все учащиеся осваивают материал урока в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями, приобретают новые умения и навыки в познании и общении; на уро­ках преобладает атмосфера сотрудничества и со­творчества, отсутствуют конфликты.

Один из методов интерактивного обучения групповая форма работы. Но не любое совмест­ное выполнение на уроке задания группой уча­щихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выпол­няются следующие условия: на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, состав группы не может быть не­изменным, он должен быть таким, чтобы с макси­мальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого чле­на группы; каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лиде­ра группы; учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы. Такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Вопервых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Вовторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться некомпетентным в решении какихто задач. Втретьих, в группе выше обучаемость, эффектив­ность усвоения и актуализации знаний. При со­вместном выполнении задания происходит взаи­мообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводит­ся только к развитию мыслительных навыков, рас­ширению кругозора, обучению основам теорети­ческих знаний. Школа также должна содейство­вать личностному росту каждого ученика, разви­тию его коммуникативных навыков, которые ока­жутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Но есть и трудности в организации групповой работы. Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный  слабый". При таком объеди­нении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, пола­гаясь на то, что более успешный в учёбе одно­классник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации  надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуж­дала работать всех.

В конце занятия, выработанные каждой груп­пой решения обсуждаются всем классом. Обяза­тельно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.

Использование интерактивных технологий способствует развитию личности ребёнка, созда­нию особой педагогической среды, интенсификации образовательного процесса, что повышает эффективность работы и качество образования в целом. А основной смысл внедрения инноваций заключается в повышении качества образования.

Хотелось бы отметить, что инновационный процесс  это процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности. Речь не идет о некоторой экспоненциально возрастающей сум­ме знаний, накопленной человечеством. Речь идет о процессе. Особенность инновационного процес­са  его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распро­странение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [3].

Только тогда, когда инновации будут воспри­ниматься как процесс, существенно вырастет ка­чество образования. А это значит, что ценно само по себе не образование, а способность на основе полученных знаний создавать новое знание, уме­ние им управлять на основе теоретического заде­ла, который был получен в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Бозиев Р.С. Инновационные процессы в на­циональном образовании /Р.С. Бозиев, Л.А. Харисова //Педагогика: научнотеоретический журнал / Российская академия образования.  М.  2006. №3.  С. 2939.

2.   Краевский Н.В.Педагогика как наука и учеб­ный предмет/Известия Волгоградского гос. Пед университета.2003.

3.   Лебедев П.А. Последняя попытка модерниза­ции просвещения в Российской империи / П.А. Лебе­дев // Педагогика: научно-теоретический журнал / Российская академия образования. М.  2006. №8.С.79 82. (История школы и педагогики).