Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В данной работе представлены результаты изучения роли личности в теории культуры: исто­рии и философии хореографического искусства. Они содержат обобщающие сведения по философ­ским, педагогическим, психологическим и культу­рологическим аспектам личности балетмейстера в сфере концепций культуры и искусства в различ­ные периоды балетного искусства.

Философско-культурологическая мысль счита­ет личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В отечественной и зарубежной науке существуют различные опреде­ления, подходы и теории изучения личности.

Философские концепции определяют следую­щие черты личности: во-первых, способность к «трансцендированию», т.е. выходу за собственные пределы; способность отказаться, «освободиться» от своего «Я», чтобы открыться «другому»; во- вторых, способность понимания другого, приня­тие его позиции, точки зрения; в-третьих, способность взять на себя ответственность за судьбу «другого», разделить с ним его огорчения, радости и заботы; в-четвёртых, способность к самоотдаче, бескорыстному великодушию.

В данном контексте речь идёт, по сути, не о личности, а о личностях. Общество рассматрива­ется как связь или система людей, утверждающих и реализующих свои позиции, установки, интере­сы, личностные качества людей выявляются не­равномерно, в различные эпохи соотношение не­посредственно личностного и посредственного коллективного бытия людей заметно отличалось. Однако, не только коллективность, но и личность, являются социальными формами бытия людей.

Сущность личности как категории философ- ско - культурологического знания чаще рассмат­ривают: 1) с точки зрения участника историко- эволюционного процесса, носителя социальных ролей, субъекта выбора индивидуального жизнен­ного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества, самого себя, 2) как диалогичное и деятельное существо, сущ­ность которого порождается, преобразуется и от­стаивается в совместном существовании с други­ми людьми, 3) как субъект свободного, ответст­венного, целенаправленного поведения, высту­пающий в восприятии других людей и в своём собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных, неповто­римых индивидуальных качеств.

Многомерность феномена личности послужи­ла основанием для различных аспектов бытия лич­ности: (объективная и субъективная ориентация). Человек рассматривается как вещь среди вещей в периоде или обществе; личность - активное, твор­ческое начало, порождающее мир, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого се­бя; (детерминистская и интерминистская ориента­ция). В первом аспекте познание личности осно­вывается на социальной причинной детермина­ции, во втором - деятельность человека как автономного существа спонтанна и свободна, воля лежит в основе выбора его деятельности и поступ­ков; (монологическая и диалогическая ориентации). Благодаря становлению целостной личности человека его деятельность строится уже не только на основе непосредственных внутренних побуж­дений и внешних стимулов, сколько на основе длительной смысловой перспективы жизни мира.

Категория «личность» относится к числу ба­зовых понятий в психологической науке и тракту­ется как сложность самого феномена личности. В предложенной К. К. Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между под­структурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленны­ми на разных уровнях) принципы построения. Динамическая функциональная структура лично­сти строится на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах лично­сти. В её структуре выделены четыре иерархиче­ские соотносящиеся подструктуры: первая - на­правленность личности; вторая - опыт; третья - индивидуальные особенности психологических процессов; четвёртая - включает биопсихологиче­ские свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интергративные подструкту­ры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения лично­сти: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или о каком-то конкретном виде дея­тельности (тогда речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивости социально обусловлен­ных психологических характеристик, которые
проявляются в общественных связях и отношени­ях, определяют его нравственные поступки и име­ют существенное значение для него самого и ок­ружающих. Общая тенденция современной фило­софии и психологии рассматривать личность не только «снаружи», сколько «изнутри», не как данность, а как поиск, не как нечто сотворённое, а как творящее, активное начало. Новейшие со­циологические и психологические исследования, рассматривающие личность в развитии на всём протяжении её жизненного пути, показывают, с одной стороны, её устойчивость, а с другой - пластичность и способность к самоизменению. Это имеет важное значение для этики, педагоги­ки и других наук.

Поиски индивидуального стиля наиболее чётко просматриваются в творчестве хореографа Дмитрия Брянцева. В десяти поставленных Д. А. Брянцевым балетных спектаклях чувствует­ся самобытность лексики хореографа (телебалеты «Галатея», «Старое танго», спектак­ли «Гусарская баллада», «Конёк-Горбунок», «Девять танго и ... Бах», «Призрачный бал» на сценах театров Москвы, Ленинграда-Петербурга и Краснодара. Д. А. Брянцеву - хореографу были подвластны любые, подчас контрастные, темы и жанры, форма многоактного спектакля и балетные миниатюры, самая различная хореографиче­ская лексика: классический танец и свободная пластика, танец бытовой и эстрадный. В его по­становках - утончённо-строгий рисунок, завер­шенная стройность композиции, множество инте­реснейших пластических нюансов, которые пле­няют танцевально-философскими таинствами и высвечивают безусловно одарённую личность хореографа, так как для него танец всегда оста­вался духовным ритуалом для выражения глубо­ких и непреходящих чувств.

В балетном наследии Д.А. Брянцева заложе­но творческое и философское кредо хореографа, его танцевальный стиль и язык, которые сделали его философом танца.

Таким образом, из вышеизложенного следу­ет, что личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно - обще­ственные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а следовательно, ди­намический ансамбль людей, связанных взаим­ными узами. Поэтому личность не только суще­ствует, но и рождается, именно, как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Личностью человек станет, когда начнёт совер­шенствовать социальный фактор своей деятель­ности, то есть ту её сторону, которая направлена общество. Поэтому фундаментом личности вы­ступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив своё место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её сре­ди прочих.

Личность - это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятель­ности, а также своих собственных сил, способно­стей, потребностей, интересов, устремлений.

Личность артиста балета, хореографа, балет­мейстера всегда находит своё отражение в балет­ном спектакле. И чем интереснее личность, тем значительнее балетная постановка.