Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Сложившаяся в России в последние годы ситуа­ция, связанная с массовым притоком вынужденных переселенцев, развивалась на фоне сложной и небла­гоприятной социально-экономической обстановки в стране. Вынужденные переселенцы (далее - ВП) столкнулись с социальными, экономическими и пси­хологическими проблемами в процессе переезда и адаптации к новым социокультурным условиям. Несомненно, актуален вопрос о том, как формиру­ются смысложизненные ориентации у вынужденных переселенцев на новом месте жительства.

Исследованные нами испытуемые относятся к той группе ВП зрелого возраста, которые остались вне государственной и психологической поддержки в период с 1993 по 1998 гг.: не все службы были го­товы принять большое количество ВП, отсутствова­ли в данный период результаты научных исследова­ний, на которые можно было бы опереться при орга­низации работы с ними. Изучение особенностей смысложизненных ориентаций 179 ВП (из них - 73 человека мужского и 106 женского пола), пере­ехавших в республику Татарстан из Средней Азии и Казахстана в период с 1993-1998 гг., позволило опре­делить уровень смысложизненных ориентаций и специфику классов испытуемых с актуальными смы­словыми состояниями при нерегулируемых социу­мом условиях. Респонденты в момент переезда отно­сились к периоду зрелого возраста. Отметим, что данные респонденты были протестированы от трех до шести лет с момента переезда, то есть это люди, прошедшие первоначальный этап адаптации и, по мнению ряда зарубежных и отечественных психоло­гов (D. Berry, C. Ward, A. Kennedy, Н.М. Лебедева и др.), испытывающие кризис адаптации.

На современном этапе развития психологии можно сказать об отсутствии теоретических и эм­пирических данных об условиях полноценного, акмеологического развития людей при изменении социальной ситуации развития в связи с вынуж­денной сменой места жительства. Наиболее значи­мым для психического и личностного развития в ситуации вынужденного переселения является начальный период вхождения в новое жизненное пространство. Отметим, что на значимость данно­го этапа при различного рода изменениях в жизни, а не только при вынужденной миграции, обраща­ют внимание исследователи разных направлений: биологи, этнографы, психологи. Так биологи на­зывают данный период «лаг-фазой», этнографы - «явлением лиминальности». Среди психологов данный период рассмотрен А.Н. Леонтьевым («стихийный этап»), Л.И. Анцыферовой («созда­ние внутренних потенций в критический периоды жизни»), А. Г. Асмоловым («зона неопределенно­сти»), В. Г. Асеевым («нерегулируемый обществом стихийный процесс»), зоопсихологом К.Э. Фабри («явление преадаптации»). Как отмечает большин­ство исследователей, данный период связан со сни­жением темпа развития, повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метанием, переоцен­кой себя и других и т. д. Вынужденное переселение оказало влияние на смысложизненные ориентации испытуемых, что проявилось в низких значениях по многим субшкалам. Как показали исследования для большинства ВП характерен низкий уровень смысложизненных ориентаций по шести субшкалам опросника, в первую очередь по субшкале "Локус контроля - Я". Предполагаем, что у респондентов проявляются трудности в смыслоопределении при вынужденном переселении и они не обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии с целями переезда.

Полученные данные позволили определить классы испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями. Каждому классу дано название, отражающее его особенности: первый класс испытуемых - безынициативно-обреченный, второй - инертно-пессимистичный, третий - си­туативно-обыденный (гедонист), четвертый - по­верхностно-приспособляемый, пятый - иллюзор­но-нереалистический (прожектер); шестой - демонстративно-аффективный; седьмой - рацио­нально-приземленный; восьмой - осмысленно-продуктивный.

В целом наблюдается общая для мужчин и женщин ВП тенденция, в которой можно выде­лить три группы испытуемых с доминированием: 1) первого, 2) восьмого, 3) третьего и четвертого классов. Обращает на себя внимание наибольшее количество ВП, относящихся к первому, безыни­циативно-обреченному, классу (61,4% ВП). Выну­жденный переезд воздействует на личностные смыслы и временные перспективы, большинство из них теряют прошлое, не чувствуют уверенно­сти в будущем и испытывают трудности в регуля­ции жизненной программой в настоящем. Такого рода состояние оказывает влияние на достижение цели переезда, ведет к отказу от реализации наме­рений, снижению настроения, что, естественно, влияет на процесс адаптации, делая его более продолжительным и сложным. У данной группы вырабатывается эффект «выученной беспомощно­сти» (А. Г. Асмолов), суть которого состоит в убе­ждении неподконтрольности ситуации, в невоз­можности изменить своими действиями ход собы­тий, в конечном итоге ВП отказываются от поиска смысла жизни. Они стремятся избегать любых перемен, так как эти перемены сулят неизвестное, вынуждают к поиску, а поиск атрофирован.

9,5% испытуемых относятся к осмысленно- продуктивному классу, то есть только каждый десятый ВП имеет возможность пойти по продуктивной, возвышенной смысложизненной програм­ме, по пути полноценного развития личности на новом месте жительства. В данную группу в ос­новном вошли люди с успешной профессиональ­ной карьерой, устойчивым семейным укладом, устроенным бытом и т. п.

Рассмотрим третий и четвертый классы, зани­мающие третье ранговое место. ВП ситуативно- обыденного (третьего) класса живут сегодняшним днем, теряются в постановке целей будущего и проявляют неудовлетворенность своим прошлым. Они склонны к конформизму по отношению к авторитетам и пренебрежению мнением осталь­ных. При внешней, казалось бы, открытости про­являют замкнутость, эмоциональную неустойчивость, избегают насыщенных контактов с людьми.

При четвертом, поверхностно-приспособ­ляемом классе у ВП слабо представлено будущее. Эта группа людей живет настоящим и воспоминаниями о прошлой жизни, прошлых успехах и на­деждах. Жизненные цели имеют свои особенно­сти: они направлены на адаптацию, но при этом существующие проблемы не разрешаются, а отрицаются. В целом о данной группе можно сказать следующее: внешне демонстрируя успешность процесса адаптации, они испытывают потерян­ность; будущее не связано с выбранной местно­стью, новые условия жизни не вызывает активную позицию, может не проявляться направленность на профессиональное развитие. Сравнивая настоящее, прошлое и будущее, они дают высокую оцен­ку прошлой жизни, считают этот этап насыщен­ным смыслом и событиями. Значимость прошлого оказывает влияние на личность ВП и, в какой-то мере, не дает возможность усмотреть основу для продуктивного психического и личностного раз­вития после переезда. Будущее не моделируется, а «обреченно» принимается как фатальное, предназначенное судьбой событие.

Как видим, у большинства ВП зрелого возрас­та, при отсутствии психологической поддержки на первоначальном этапе адаптации, достаточно слабо проявляется ориентация на активную жизненную позицию, отсутствует желание состояться на новом месте жительства и добиться высот в профессио­нальной и других сферах жизни после вынужден- ного переезда. Эффективность полноценного раз­вития вынужденных переселенцев во многом ока­зывается в зависимости от специально созданных психологических условий в начальный период адаптации. Программа, построенная на психологи­ческих и акмеологических принципах, при ее реа­лизации в работе с вынужденными переселенцами, может актуализировать и дать значимый материал для общего и личностного развития.