Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В последнее время уделяется немало вни­мания, как в социологической научной среде [1, 2], так и в социальной практике [3, 4, 5], во­просу качества социальной рекламы.

В Концепции содействия развитию благо­творительной деятельности и добровольчества в

Российской Федерации [6] отмечено, что необхо­димо «обеспечить реализацию мер, направлен­ных на повышение качества социальной рекла­мы и ее эффективное размещение, включая фор­мирование критериев качества социальной ре­кламы и проведение оценки ее эффективности».

Качество социальной рекламы рассма­тривается как интегральная характеристика, включающая необходимый уровень качества управленческой деятельности, качество техно­логии производства рекламы, качество реклам­ной кампании и качество креатива.

Основным направлением обеспечения качества управленческой социорекламной дея­тельности является переход к стандартам. Пока в ходе проведенных исследований феномена со­циальной рекламы и в практике социореклам­ной деятельности вопрос ее стандартизации не рассматривался.

В статье исследуется процесс обеспече­ния качества социорекламной продукции, свя­занный со стандартизацией управленческой деятельности в сфере социальной рекламы.

Качество управленческой деятельно­сти - это степень ее соответствия общеприня­тым требованиям или стандартам. В докумен­тах Международной организации по стандарти­зации (ISO) [7] отмечено, что стандартизация - это процесс, направленный на упорядочивание деятельности организации в требуемых обла­стях за счет установления и применения правил (стандартов), при этом должна обеспечиваться безопасность и гуманность труда [8].

Стандартизация- это способ целена­правленного воздействия на управленческую де­ятельность для достижения взаимодействия, как внутри самой управленческой деятельности, так и с системой производства. Стандартизация яв

100

ляется одним из направлений организационно - распорядительных методов управления. В стан­дартах, как правило, отражаются основные опре­деления, прогрессивные и опробованные нормы, требования, правила к выполнению отдельных операций и рекламной продукции в целом.

С точки зрения системности стандарты, составляя свою систему, являются элемента­ми социальной системы (организации), способствующие более полной реализации основного закона управления: единства системы управле­ния. С помощью стандартов эффективнее до­стигается единство подходов персонала социорекламного агентства к целям, функциям и ме­тодам управления.

Международные стандарты опираются на основополагающие принципы [8, 9]:

  1. понятность (информация, используемая в стандарте должна быть понятной пользователям);
  2. уместность (информация должна быть полезной для пользователя при оценке прошлых или настоящих событий, а также возможно и при прогнозировании);
  3. материальность (информация должна быть связана с сущностью явления);
  4. достоверность (информация должна быть свободной от ошибок);
  5. сущность формы (информация должна отражать реальные процессы, а не формальные представления);
  6. нейтральность (типовые алгоритмы об­работки информации не должны изменяться при желании одной из сторон);
  7. сопоставимость (параметры стандарта должны иметь одинаковые единицы измерения для одинаковых процессов, характеристик и показателей объекта);
  8. своевременность (стандарт должен ак­тивизировать производственный процесс с по­зиций современных технологий).

Продолжая анализ особенностей предла­гаемой стандартизации в социорекламной сфере, рассмотрим взаимосвязь международных и национальных стандартов на нескольких примерах.

Обозначение ссылочных между­народных стандартов: ИСО 9000:2005, ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000 и обозна­чение, а также наименование соответствую­щих национальных стандартов РФ: ГОСТ Р ИСО 9000:2008 (ИСО 9000:2005)- Систе­мы менеджмента качества. Основные положе­ния и словарь; ГОСТ Р ИСО 9001:2001- Си­стемы менеджмента качества. Требования; ГОСТ Р ИСО 9004:2001 - Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Семейство стандартов ИСО 9000 разра­ботано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспе­чении функционировании эффективных систем менеджмент качества [10, 11].

Основополагающие стандарты в си­стеме стандартизации РФ: ГОСТ РФ Р1.092 (Основные положения); ГОСТ РФ Р1.292 (По­рядок разработки государственных стандар­тов); ГОСТ РФ Р 1.392 (Порядок согласования, утверждения и регистрации технических усло­вий); ГОСТ РФ Р1.492 (Стандарты предприя­тия. Общие положения); ГОСТ РФ Р1.592 (Об­щие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов).

Особую роль из представленных игра­ют ГОСТы Р1.492 и Р1.092, которые наделяют правом общественные объединения создавать и утверждать свои стандарты.

Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управ­ления. Тем не менее, конкретных стандартов на управленческую деятельность мало и система контроля этой деятельности еще полностью не разработана. В сфере же социорекламной дея­тельности такая работа вообще не проводилась.

Итак, стандартизация управленческой деятельности базируется на двух стандартах: ISO900X [12] и ГОСТ РФ Р1.092 [13]. Эти стандарты имеют характер основы для заполне­ния конкретными стандартами, нормами и нор­мативами. Именно эти стандарты и следует рас­сматривать как базис для развертывания про­цесса стандартизации социорекламной деятель­ности. Более того, для этого есть необходимые предпосылки. Координирующим центром в Рос­сии в рассматриваемой сфере деятельности яв­ляется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [14]. Кроме того, рядом консультационных фирм по управлению и информационной поддержке управленческих решений ведутся работы по стандартизации эле­ментов систем управления компаний.

Для обеспечения полноценного функци­онирования и развития социальной рекламы в современном российском социуме необходимо создание соответствующего государственно - общественного органа. Это системообразую­щее предложение разделяют Ковалева А.В. [1] и авторский коллектив под руководством Дми­триевой Л.М. [2]. Одна из функций указанной структуры - проведение стандартизации в социорекламной сфере. В этой связи при государ­ственно - общественном органе социальной рекламы нужно предусмотреть создание технического комитета по стандартизации с сохране­нием координирующих функций за Федераль­ным агентством по техническому регулирова­нию и метрологии.

Целесообразно начать разработку следу­ющих проектов стандартов на элементы систе­мы управления для обеспечения качества управленческой социорекламной деятельности: по миссиям, целям и задачам; по целевым техно­логиям управления; по процессорным техно­логиям управления; по функциям и структурам управления; по управлению коммуникациями; по методам подготовки и реализации управлен­ческих решений.

Существует методологическая база [8] на создание международного стандарта эле­ментов системы управления и стандарты учета этих элементов. Данная методология апробиро­вана в виде ряда методик. В частности, для со­циорекламной сферы представляет интерес разработанная методика формирования стандарта на элементы системы управления компанией, включающая два этапа с набором определенных процедур.

Этап подготовки: выявление актуально­сти стандартизации элемента (процесса или яв­ления) в систему управления социорекламной компанией; обсуждение и утверждение наиме­нования стандарта; разработка вариантов (вер­сий) стандарта; согласование вариантов стандарта со специалистами, руководителями веду­щих компаний и авторитетными учеными в об­ласти управления; выбор одного варианта для последующей реализации; публикация проек­та стандарта и организация его изучения; юри­дическая оценка замечаний, комментариев, по­лученных в результате публичных обсуждений; утверждение стандарта как международного, государственного или локального (общественной организации).

Этап реализации: внедрение в управ­ленческую практику компанией; контроль ис­полнения процесса внедрения; информирова­ние инициатора подготовки стандарта о ходе внедрения возможных ошибках и путях совер­шенствования стандарта; включение инфор­мации о подготовке и реализации стандарта в базу данных Федерального агентства по техни­ческому регулированию и метрологии и ини­циатора стандарта.

Проведенное обоснование процесса стан­дартизации в социорекламной сфере позволяет сформулировать в качестве вывода цель управления качеством социальной рекламы. Она на­правлена на создание системы оценки качества управленческой социорекламной деятельности и социальной рекламы в виде стандартов, бази­рующихся на анализе ожиданий целевой ауди­тории, экспертного мнения профессионально­го сообщества, существующей системы менед­жмента качества и качества продукции, с обе­спечением условий для ее внедрения и посто­янного совершенствования с учетом происходя­щих изменений в социуме, предпочтений потре­бителей и конкурентной среды на рынке рекла­мы для достижения необходимого качества со­циальной рекламы.

Список литературы

1. Ковалева А.В. Концепция социальной рекламы в системе ноосферной социологии // Основы стратегии формирования жизненных сил общества неосферной цивилизации управ­ляемой социоприродной эволюции. Моногра­фия // Под ред. СИ. Григорьева - М.: «Руса­ки», 2010.-С. 264280.

2. Социальная реклама. Учебное посо­бие для студентов вузов, обучающихся по специ­альностям «Реклама» и «Связи с общественно­стью». Серия «Азбука рекламы» // под ред. Дми­триевой Л.М. - М.: ЮНИТИДАНА, 2009.- С. 271.

3. АСИ объявляет открытый конкурс на разработку креативных концепций и производ­ство цикла социальных видеороликов Электрон­ный ресурс/ Режим доступа: http://www. lsoc.ru/ news/view/1676

4. В СанктПетербурге объявлено о приеме заявок на гранты на производство и размещение социальной рекламы. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.lsoc.ru/news/view/1680

5. Проблемы тендеров по социальной ре­кламе. Первый взгляд. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.lsoc.ru/pages/view/162

6. Концепция содействия развитию бла­готворительной деятельности и добровольче­ства в Российской Федерации. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. lsoc.ru/ pages/view/137

7.0 международной организации по стан­дартизации (ISO) Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.isocentr.ru/iso/

8.    Смирнов Э.А. Формирование каче­ства управленческой деятельности в организа­циях- М.: Национальный институт бизнеса, 2001. -С.236.

9.    Смирнов Э.А. Стандарты качества в управленческой деятельности. Качество про­дукции. Электронный ресурс. - Режим досту­па: http://www. standard.ru/articles/article03 .phtml

10.  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 90002008 «Системы менеджмента ка­чества. Основные положения и словарь» Элек­тронный ресурс. - Режим доступа:ппр:/Лта1пу. kstu.kursk.ru/uk/81/literat/lit_osn/gost%20iso%20 9000_2008.pdf

11.  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 90012008 «Системы менеджмента каче­ства. Требования» Электронный ресурс. - Ре­жим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/ main.htm

12.    Международные стандарты ISO серии 9000. История и развитие. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 182:iso9000&catid=41:20081222175743&Itemid=90

13. ГОСТ РФ Pl.092. ГСС РФ. Основные положения. Электронный ресурс. - Режим до­ступа: http://libgost.ru/gost/gost_r/58880Tekst_ GOST_R_l_0_92_GSS_RF_Osnovnye_ polozheniya.htm

14. Положение о федеральном агентстве по техническому регулированию и метроло­гии (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.09.2006 №541, от 05.06.2008 №438) Элек­тронный ресурс. - Режим доступа: http://www. ctr.ane.ru/content/26 ции творческого потенциала студентов. Не ме­нее важным является умение фиксировать мыс­ли. С этой целью рабочие тетради становятся отражением самостоятельной работы студентов. Это дисциплинирует, организует и закрепляет знания. Ощущение значимости, уверенности и самодостаточности необходимо всегда.

Общение - главный фактор развития. «Хочешь быть умным, научись разумно спра­шивать, внимательно слушать, спокойно отве­чать и умолкать, когда нечего больше сказать» (Лафатер).